Современное состояние автомобильной электроники
С каждым годом расширяется применение электронных приборов и систем в автомобилях. Сейчас практически любая система электрооборудования включает элементы электроники с комплектующими, как отечественного, так и импортного производства. Это связано с решением таких задач, как обеспечение безопасности движения, уменьшение загрязнения воздуха отработавшими газами, улучшение ходовых качеств автомобиля, его надежность, улучшение условий работы водителя, снижение трудоемкости технического обслуживания.
Внедрение электронных устройств идет в основном по двум направлениям: замена существующих механических устройств, функции которых электронные устройства выполняют с большей надежностью, качеством (электронные системы зажигания, регуляторы напряжения, тахометры и др.); внедрение электронных приборов, выполняющих функции, которые не могут выполнять механические приборы (электронные противоблокировочные системы, различные автоматические устройства, задающие режим работы двигателя и движения автомобиля и др.). Применение указанных устройств позволяет существенно повысить эксплуатационные качества автомобиля.
В результате быстрого совершенствования параметров полупроводниковых устройств, являющихся составными частями микро-ЭВМ, стали вполне достижимыми высокая надежность, низкая себестоимость и малые размеры системы автомобильной электроники. Сегодня электроника в автомобиле играет роль одного из главных элементов системы управления. Она подразделяется на три части: на систему управления силовым агрегатом (двигателем и трансмиссией), систему управления ходовой частью и систему управления оборудованием салона.
Управление двигателем и трансмиссией. В настоящее время в мире разработано и серийно выпускается большое разнообразие систем управления двигателями. Эти системы по принципу действия имеют много общего, но и существенно отличаются. По назначению они бывают монофункциональные и комплексные. В комплексных системах один электронный блок управляет несколькими подсистемами: впрыска топлива, зажигания, фазами газораспределения, самодиагностики и др. В монофункциональных системах ЭБУ подает сигналы только системе впрыска. По распределению топлива различают многоточечный и центральный впрыски. При многоточечном впрыске установлено по одной форсунке на каждый цилиндр, а при центральном имеется одна форсунка на все цилиндры.
Управление двигателем и трансмиссией объединяет в себе управление системой впрыска топлива или карбюратором, углом опережения зажигания, частотой холостого хода, контроль детонации и управление прочими системами двигателя, а также трансмиссией (системой передачи энергии).
Система управления двигателем подразделяется на системы управления карбюраторным (бензиновым) и дизельным двигателем и трансмиссией.
Комплексная система управления бензиновым двигателем (рис. 1.1.) обеспечивает оптимальную его работу путем управления впрыском топлива, углом опережения зажигания, частотой вращения коленчатого вала двигателя на холостом ходу и проведения диагностики.
Рис. 1.1. Комплексная электронная система управления бензиновым двигателем: 1- воздух; 2- датчик расхода воздуха; 3 - исполнительное устройство управления частотой вращения коленчатого вала на холостом ходу; 4 - топливо; 5 - форсунки впрыска топлива; 6 - двигатель; 7 - свечи зажигания; 8 - частота вращения коленчатого вала двигателя; 9 - ЭБУ; 10 - распределитель зажигания; 11 - выходной сигнал; 12 - катушка зажигания; 13 - отработавшие газы; 14 - датчик кислорода.
На рисунке показана система распределенного впрыска, в которой форсунки установлены непосредственно перед каждым цилиндром.
Управление карбюратором сводится к прецизионному регулированию состава горючей смеси. В результате повышается мощность, становятся чище отработавшие газы, улучшаются другие характеристики двигателя.
Электронные системы управления дизельными двигателями развивались медленнее, чем бензиновыми, так как по сравнению с традиционной системой управления (где использовался механический центробежный регулятор) необходимость применения датчиков и исполнительных устройств сложной конструкции значительно удорожала всю систему.
Система электронного управления дизельным двигателем контролирует количество впрыскиваемого горючего, момент начала впрыска, ток факельной свечи и т. п.
На рис.1.2 представлена система управления топливным насосом высокого давления, переделанная из механической в электронную.
Рис. 1.2. Комплексная электронная система управления дизельным двигателем: 1- воздух; 2 - датчик открытия дроссельной заслонки; 3- степень открытия дроссельной заслонки; 4 - ЭБУ; 5- исполнительное устройство; 6- топливный насос высокого давления; 7- форсунки впрыска; 8- двигатель;9- частота вращения коленчатого вала двигателя; 10- топливо.
На этом примере видно, что, поскольку насос работает на принципах механики, эта система существенно отличается от электронной системы впрыска бензинового двигателя.
В электронной системе управления трансмиссией объектом регулирования является главным образом автоматическая трансмиссия.
На рис. 1.3 представлен пример такой системы.
Рис. 1.3. Пример системы управления трансмиссией: 1 - сцепление; 2 - диски сцепления; 3 - механизм ускоряющей передачи; 4 - механизм изменения передаточного числа; 5 - выходной вал; 6- датчик скорости автомобиля; 7 - ЭБУ; 8- угол открытия дроссельной заслонки; 9 -электромагнитный клапан изменения передаточного числа; 10 - гидравлическая система; 11 - электромагнитный клапан сцепления; 12 - маховик двигателя.
На основании сигналов датчиков угла открытия дроссельной заслонки и скорости автомобиля ЭБУ выбирает оптимальные передаточное число трансмиссии и время включения сцепления.
Электронная система управления трансмиссией по сравнению с применявшейся ранее гидромеханической системой повышает точность регулирования передаточного числа, упрощает механизм управления, повышает экономичность и управляемость.
Управление ходовой частью.Под управлением ходовой частью понимается управление процессами движения, изменения траектории и торможения автомобиля. Электронные системы управления ходовой частью улучшают управляемость, устойчивость и комфортабельность автомобиля. Они выполняют управление подвеской, колесами, тормозами, поддержание заданной скорости движения и т. п.
Управление подвеской обеспечивает ее оптимальную работу при различных скорости и массе груза автомобиля. Электронные системы управляют высотой кузова относительно дороги, упругими элементами и демпфированием амортизаторов.
Управление высотой кузова относительно дороги обеспечивает постоянство этого параметра независимо от загрузки автомобиля. Уменьшение высоты кузова при движении с высокой скоростью приводит к снижению аэродинамических потерь и повышению устойчивости автомобиля на дороге.
Управление упругими элементами подвески и демпфированием амортизаторов повышает устойчивость автомобиля и препятствует изменениям положения кузова при резких поворотах, ускорениях и торможениях. С одной стороны, для повышения комфортабельности движения подвеска должна быть мягкой, но, с другой стороны, для лучшей устойчивости она, напротив, должна быть достаточно жесткой. Поэтому ЭБУ, получая на вход сигналы от датчиков скорости, угла поворота рулевого колеса, угла открытия дроссельной заслонки, а также от концевого переключателя педали тормоза, управляет исполнительными устройствами, которые соответственно изменяют параметры упругих элементов подвески и амортизаторов каждого из колес. Обычно это осуществляется с помощью электромагнитных клапанов или малогабаритных электродвигателей, которые изменяют сечения отверстий в пневматических упругих элементах, изменяя тем самым их упругость, или в гидравлических амортизаторах, варьируя их демпфирование. На рис. 1.4 показана схема такой системы.
Рис. 1.4. Система управления демпфированием амортизаторов: 1 – индикаторная лампа, управляема сигналом с датчика скорости; 2 – датчик включения стоп-сигнала; 3 – датчик угла поворота рулевого колеса; 4 – исполнительное устройство амортизаторов передних колес; 5 – датчик угла открытия дроссельной заслонки; 6 – переключатель коробки передач; 7 – переключатель режимов работы подвески; 8 – ЭБУ; 9 – исполнительные устройства амортизаторов задних колес.
ЭБУ в рулевом управлении регулирует усилие на рулевом колесе (при наличии гидроусилителя) или поворот четырех колес и т. п. Управление усилием на рулевом колесе сводится к его уменьшению, когда автомобиль стоит или движется с малой скоростью и, наоборот, к его увеличению при больших скоростях, что обеспечивает курсовую устойчивость и управляемость. Возможно также изменять усилие на руле по желанию водителя.
Поэтому с начала 80-х гг. автомобильные компании Японии стали применять системы управления, состоящие из ЭБУ, датчиков скорости и угла поворота рулевого колеса, переключателя режимов работы рулевого управления, а также гидроцилиндра с электромагнитным клапаном, используемого в качестве исполнительного устройства.
Система управления тормозами главным образом предотвращает блокирование колес при торможении, тем самым обеспечивая повышение устойчивости автомобиля при торможении. Такая система называется антиблокировочной. Состояние блокирования колеса можно определить, сравнивая поступательную скорость автомобиля и угловую скорость колеса. Но так как скорость автомобиля определить весьма трудно из-за проскальзывания колес, вместо нее в качестве базовой обычно используется расчетная средняя скорость колес.
На основании сигналов датчиков скорости вращения колес ЭБУ выявляет состояние блокирования какого-либо колеса и посылает сигнал исполнительному устройству, которое снижает давление тормозной жидкости в тормозном цилиндре данного колеса. Как только скорость колеса увеличится, давление тормозной жидкости снова возрастает и процесс повторяется.
Еще одним преимуществом системы управления тормозами является наличие устройства, поддерживающего постоянным давление тормозной жидкости при торможении, после остановки (до начала движения), что удобно на уклонах и т. п. Система поддержания заданной скорости движения управляет дроссельной заслонкой, обрабатывая сигналы датчика скорости, выключателя и указателя режима, управляет исполнительным устройством, связанным с дроссельной заслонкой. В исполнительных устройствах используются вакуумный привод, малогабаритные электродвигатели и т. п.
Управление оборудованием салона.Управление оборудованием салона призвано повыситвязи, централизованная блокировка замков дверей, стеклоподъемники, сиденья с изменяемым положением, ремни безопасности и т. д. Эти устройства обеспечивают автоматизацию работы водителя и удобство в управлении автомобилем.
Все шире решаются вопросы безопасности при эксплуатации таких автомобилей как Toyota. Так, система курсовой устойчивости VSC на “рафике” неоткючаемая. А если водитель или передний пассажир не пристегнулся ремнем, то после начала движения на них накладывается “акустический штраф” – автомобиль сперва противно пищит, а потом громкость писка увеличивается до невыносимого уровня. Это – нововведение в духе последних требований программы EuroNCAP.
Более комфортно себя ощущаешь в автомобиле, если имеется в нем мультимедийная система iDrive.
Из главного меню системы iDrive можно войти в меню “тонкой” настройки климат-контроля, интенсивности подогрева сидений или вывести
“шкалу” фиксированных радиостанций.
Комфортабельность автомобиля во многом определяется не только удобством его управления, но местом расположения водителя и пассажиров. Такой автомобиль как BMW 530i, имеет роскошные сиденья, оснащенные немереным количеством регулировок с электроприводами.
1.3. Основные направления развития автомобильной электроники
Основные направления автомобильной электроники связаны с разработками в области повышения активной безопасности автомобиля (противоблокировочные тормозные системы, противобуксовочные, противозаносные, системы стабилизации положения кузова, системы предупреждения о препятствиях и опасного приближения, пассивной безопасности (управление подушками, подголовниками и ремнями), повышение комфортности (управление сиденьями, климатической установкой, навигационные системы), различных электронных устройств защиты. Уже имеются системы с голосовым управлением климатической установкой, аудиосистемой и сотовым телефоном. Устанавливаются радары, предупреждающие при парковке об опасном (20 см) сближении с препятствием. Подобные устройства существуют и для поддержания безопасного расстояния до впереди идущего автомобиля
Подобные устройства разрабатываются и у нас в стране. К ним относятся интеллектуальная система предотвращения столкновения транспортных средств (СОПРЕСТ), основанных на методах самонаведения.
С развитием компьютерной техники разрабатываются автомобильные навигационные системы, которые позволяют решить задачу управления транспортом в сложных условиях. Автомобильная навигационная система позволяет по электронной карте увидеть местонахождение автомобиля, проложить маршрут из точки "А" в точку "В" с учетом сложившейся организации движения. Во многих странах мира она получила самое широкое распространение.
Применение многочисленных электрических устройств и электронных систем предопределяет увеличение общей протяженности электрокоммуникаций
Одной из самых сложных и эффективных систем является (АВС) Activ Body Control - система активного контроля за положением кузова. Переход из одного режима в другой достигается в ней всего лишь с помощью клавиши Спорт/Комфорт на центральной консоли, в корне меняющей характер автомобиля.
Борьба с колебаниями кузова - не единственная задача АВС. Она же делает ненужными стабилизаторы поперечной устойчивости, регулируя давление в гидроцилиндрах. Кроме того АВС изменяет дорожный просвет, увеличивая его принудительно на 25 или 50 мм и автоматически уменьшая на большой скорости на 10 мм. При разгоне и торможении АВС пресекает "приседания" и "кивки" кузова. Одно из ее важнейших достоинств - мгновенная стабилизация кузова на выходе из поворота. Кроме АВС на автомобиле используется уникальная система контроля давления в шинах, дающая водителю информацию о состоянии каждого колеса.
Все эти устройства продолжают совершенствоваться и распространяться с больших автомобилей на средние, а со средних - на малые.