Основы планирования карьеры
Под планированием карьеры понимают разработку системы замещения должностей для конкретного руководителя или специалиста на время его работы. Продвижение работников осуществляется в рамках схемы замещения должностей: должностные рост и ротация.
Планирование профессиональной карьеры предполагает планирование должностного роста сотрудника от младших должностей к старшим с учетом стажа его работы, роста профессиональной компетентности, результатов труда. Таким образом, профессионально-квалификационное продвижение является основным инструментом развития профессиональной карьеры работника.
В литературе выделяют четыре формы профессионально-квалификационного продвижения: внутрипрофессиональную, межпрофессиональную, линейно-функциональную и социальную.
Под внутрипрофессиональной формой продвижения следует понимать повышение квалификационного разряда и профессионального мастерства в пределах своей профессии и освоение смежных профессий.
Межпрофессиональная форма продвижения - это перемена профессии с целью освоения новой, более сложной или переход на другую профессию примерно равной сложности.
Линейно-функциональная форма продвижения способствует комплектованию квалифицированным персоналом должностей руководителей (в частности, руководителей первичных трудовых коллективов), повышению содержательности труда, степени ответственности и авторитета сотрудника.
Социальная форма продвижения связана с переходом из одной категории персонала в другую.
Целью управления профессионально-квалификационным продвижением является согласование интересов организации и каждого конкретного работника в направлении накопления и использования человеческого капитала (см. рис. 8).
Рисунок 8 - Этапы профессионально-квалификационного продвижения персонала в организации
Эффективность профессионально-квалификационного продвижения персонала оценивается по ряду показателей [5]:
• обеспеченность рабочих мест за счет собственных источников:
где О - уровень обеспеченности рабочих мест за счет собственного персонала; Si - численность работников по 2-й профессии, охваченных профессионально-квалификационным продвижением; Hi - численность вновь принятых в организацию.
• средний срок пребывания в одной должности:
где С - средний срок пребывания в должности по i-й профессии; Ui - число лет пребывания в должности до продвижения на новую должность в рамках i-ой профессии а-м работником; Рi -численность работников по i-й профессии; Оi - среднесписочная численность работников по i-й профессии; S - численность работников по i-й профессии, охваченных продвижением.
- степень участия работников в каждом виде продвижения:
где Dj - доля работников, охваченных j-м видом продвижения; Вij - численность работников по i-й профессии, охваченных j-м видом продвижения.
• степень независимости каждого вида продвижения:
Где Fij — коэффициент независимости j-го вида продвижения по i-й профессии; Gij — численность работников по i-й профессии, охваченных только j-u видом продвижения (без учета других видов продвижения).
- степень взаимосвязи между отдельными видами продвижения:
где Rijk - коэффициент тесноты связи между j-м и k-м видами продвижения в рамках i-й профессии; Q,ijk - численность работников в рамках i-й профессии, охваченных j-м и k-м видами продвижения; Q"ijk - численность работников в рамках i-й профессии, охваченных только j-м продвижением; Р'ijk - численность работников в рамках i-й профессии, не охваченных ни j-м и ни k-м видом продвижения; Р"ijk - численность работников в рамках i-й профессии, охваченных только k-м продвижением.
• качество подбора кандидатов на продвижение
где К- коэффициент подбора; N- число вакансий в организации; М- число претендентов на имеющиеся вакансии.
■ качество отбора кандидатов на продвижение:
где Z - коэффициент отбора; V - количество принятых на вакантные должности из собственных источников найма.
• текучесть персонала:
где Т - коэффициент текучести персонала в организации; Ei -численность уволенных по причинам текучести в рамках i-й профессии.