Структура педагогической деятельности.
Компоненты педагогического мастерства
Предпосылки и условия формирования мастерства педагога.
В ту пору, когда профессия учителя стала одной из массовых, все чаще стали звучать вопросы: откуда берутся хорошие педагоги? Как распознать, получится из студента хороший педагог или нет?
Ученые начали изучать психологические характеристики выдающихся педагогов современности и прошлого, создавать модели личности педагога-мастера. Интересный подход к проблеме предложил украинский ученый И.А.Зязюн: ряд продуктивных идей он позаимствовал у педагогики искусства.
Педагогическое мастерство – это комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности педагога.
Гуманистическая направленность личности | Профессиональ-ные знания | Педагогические способности | Педагогическая техника | |
Интересы Потребности Мотивация Ценности Идеалы | Предмета Методики его преподавания Педагогики Психологии Современных образователь-ных технологий | Коммуникатив-ные Перцептивные (эмпатия, интуиция, наблю-дательность) Креативные Эмоциональная заразительность Эмоциональная устойчивость Оптимизм | Управление собой и управление другими Аристизм: выразительность и техника речи, пластическая и мимическая выразительность, обаяние Профессиональ-ный образ | |
Ис точ ни ки | Воспитание в семье Самовоспитание | Образование Самообразова-ние | Развиваются из задатков при усло-вии актуализации | Занятия по методикам театральной педагогики |
|
|
В деятельности современного педагога можно выделить следующие структурные компоненты:
– Проективный. Включает определение целей и задач педагогического процесса, планирование деятельности педагогов и воспитанников.
– Организационный. Предполагает создание условий для развития и самоактуализации личности воспитанника.
– Коммуникативный. Включает общение
¨ с воспитанниками,
¨ с родителями,
¨ с коллегами.
– Гностический. Ведет к постижению новых идей, методик, профессионально значимых сведений.
– Педагогический мониторинг.Обеспечивает
· анализ и самоанализ личности педагога как субъекта педагогического процесса;
· отслеживание и анализ
Ø
|
Ø результатов,
Ø перспектив