Проблемы семейного воспитания как аспект
Культура как цель и средство семейного воспитания.
Социальные процессы, определяющие характер современного семейного воспитания.
Влияние семьи на ребенка сильнее иных воспитательных воздействий. С возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью. В семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье сформированы быть не могут: это базовые ценности человека, коммуникативные навыки, хозяйственно-бытовые умения и др.
Тем не менее, на протяжении всего ХХ столетия социологи, политики и педагоги указывали на тревожные тенденции, говорящие об ослаблении внутрисемейных связей и даже о разрушении института семьи. Эти тенденции носят глобальный характер, они порождены изменениями многих социально-экономических параметров: в образовательной, производственной, бытовой, правовой сферах. В сфере семьи и семейного воспитания они приводят:
Ø К изменению структуры семьи. Патриархальная семья, объединяющая под одной крышей или в пределах одного населенного пункта несколько тесно взаимодействующих поколений родственников исчезает. Ей на смену приходит «нуклеарная» (от nucleus – ядро), состоящая из родителей и детей, нуждающихся в опеке.
Следствия этой тенденции:
– Потеря преемственности в передаче основных навыков ухода и воспитания.
– Появление многочисленных профессий (в т.ч. – социального педагога), призванных восполнить пробелы семейного воспитания; своего рода – суррогаты родительских функций.
– Издание огромного количества пособий для родителей, с характерным унифицированным подходом к участникам воспитательного процесса.
Ø К росту числа неполных семей. Нередко в таких семьях родители испытывают неосознанное стремление к «реваншу», настаивая на том, чтобы дети жили и развивались по навязанному им сценарию.
Ø К профессиональной дифференциации во всех сферах. Это приводит к потере взаимосвязи между ступенями и субъектами воспитания.
Для нашего общества, кроме уже упоминавшихся явлений характерны:
Ø Резкое имущественное и социальное расслоение. Как следствие – рост числа неблагополучных семей.
Ø Т.наз. «малодетность» семей является не только демографической, но и психолого-педагогической проблемой.
Ø Сокращение государственных расходов на дошкольное и внешкольное воспитание. Большинство родителей не готово самостоятельно организовывать эти воспитательные функции, причем не только из-за недостатка средств, но и из-за недостатка знаний о современных педагогических требованиях в этой сфере.
Культуру можно рассматривать как систему ценностей, созданных в материальной и духовной (этической, эстетической, научной) сферах. Помимо создания и сохранения, понятие культуры включает и восприятие этих ценностей. Именно в семье формируются первичные и самые прочные ценностные ориентации, выстраивается фундаментальная иерархия ценностей.
![]() |
В то же время явления художественной культуры служат яркими примерами, родители активно используют их в самых разных воспитывающих ситуациях.
Взаимный интерес родителей и детей к разнообразным явлениям культуры создает пространство для интенсивного, педагогически содержательного общения на всех возрастных этапах.