Тема 6. СУЩНОСТЬ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Руководство процессами самовоспитания.
III. Методы педагогического стимулирования.
Эти методы воспитания направлены на активизацию позитивного развития личности и торможение деструктивных педагогических процессов. (По латыни stimulus – острая палка, которой погоняли животных.)
Ø Метод соревнования является одним из самых актуальных в современной педагогике, поскольку опирается на ситуации конкуренции.
Ø Метод педагогических перспектив описан и введен в широкую практику А.С.Макаренко, который блестяще намечал педагогически содержательные перспективы, актуальные для всего коллектива воспитанников. Различают перспективы
§ ближние
§ дальние
их выбор зависит от возраста воспитанников.
В следующих типах методов педагогического стимулирования необходимо выделить педагогичные (гуманные) и непедагогичные (негуманные) методы.
ГУМАННЫЕ | НЕГУМАННЫЕ | |
Методы педагогического контроля и оценки | Проверка выполнения поручения; контроль | Подсматривание, подслушивание, обыск, использование доноса |
Методы поощрения | Доверие, одобрение, воодушевление, похвала, признание, награда, уважение | Заигрывание, подкуп, потворство, привилегии, лесть, восхваление |
Методы наказания | Порицание, осуждение, отсрочка поощрения, ограничение прав, упрек, укор, отказ | Физические наказания, оскорбление, унижение, запугивание, изоляция, бойкот |
Среди форм организации воспитательного процесса выделяют
Ø семейное,
Ø дошкольное,
Ø школьное,
Ø внешкольное
Выделяют также индивидуальное воспитание, воспитание в группе и в коллективе.
Самовоспитание – это сознательная деятельность человека, направленная на развитие у себя положительных качеств личности. Способность к самовоспитанию развивается в конце подросткового – начале юношеского возраста. Педагог может помочь воспитаннику
Ø осознать личностно содержательную цель самовоспитания;
Ø провести самонаблюдение, самоанализ и выявить дистанцию для достижения цели самовоспитания;
Ø сформулировать комплекс задач и отобрать способы их решения; разработать программу самовоспитания, наметить этапы ее реализации;
Ø проводить поэтапный контроль решения поставленных задач;
Ø при достижении намеченной цели самовоспитания помочь в выдвижении новой цели.
ПЛАН:
1. Педагогическая сущность понятий эстетическое воспитание и художественное образование.
1. Виды эстетической деятельности и их роль в эстетическом развитии личности.
2. Своеобразие эстетической деятельности на разных этапах развития личности.
3. Закономерности эстетического воспитания школьников.
1.Педагогическая сущность понятий эстетическое воспитание и художественное образование.
Искусство является одним из важнейших средств воспитания и развития личности. В приобщении человека к искусству можно выделить два тесно взаимодействующих процесса: эстетическое воспитание и художественное образование. Они соотносятся между собой примерно так же, как воспитание и образование вцелом.
Целью художественного образования является формирование у учащихся
знаний | теории | |
умений | в области | истории |
навыков | практики искусства |
Цель эстетического воспитания значительно шире. Это воспитание личности, способной воспринимать и оценивать эстетические явления в жизни, природе, искусстве; личности, стремящейся созидать и сохранять эстетические ценности в своей практической деятельности.
|
Какие явления мы называем эстетическими?
Как могут сочетаться в человеке высокий или низкий уровни эстетической воспитанности и художественной образованности?