Тема 6. СУЩНОСТЬ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Руководство процессами самовоспитания.

III. Методы педагогического стимулирования.

Эти методы воспитания направлены на активизацию позитивного развития личности и торможение деструктивных педагогических процессов. (По латыни stimulus – острая палка, которой погоняли животных.)

Ø Метод соревнования является одним из самых актуальных в современной педагогике, поскольку опирается на ситуации конкуренции.

Ø Метод педагогических перспектив описан и введен в широкую практику А.С.Макаренко, который блестяще намечал педагогически содержательные перспективы, актуальные для всего коллектива воспитанников. Различают перспективы

§ ближние

§ дальние

их выбор зависит от возраста воспитанников.

 

В следующих типах методов педагогического стимулирования необходимо выделить педагогичные (гуманные) и непедагогичные (негуманные) методы.

  ГУМАННЫЕ НЕГУМАННЫЕ
Методы педагогического контроля и оценки Проверка выполнения поручения; контроль Подсматривание, подслушивание, обыск, использование доноса
  Методы поощрения Доверие, одобрение, воодушевление, похвала, признание, награда, уважение Заигрывание, подкуп, потворство, привилегии, лесть, восхваление
  Методы наказания Порицание, осуждение, отсрочка поощрения, ограничение прав, упрек, укор, отказ Физические наказания, оскорбление, унижение, запугивание, изоляция, бойкот

Среди форм организации воспитательного процесса выделяют

Ø семейное,

Ø дошкольное,

Ø школьное,

Ø внешкольное

Выделяют также индивидуальное воспитание, воспитание в группе и в коллективе.

 

 

 

Самовоспитание – это сознательная деятельность человека, направленная на развитие у себя положительных качеств личности. Способность к самовоспитанию развивается в конце подросткового – начале юношеского возраста. Педагог может помочь воспитаннику

Ø осознать личностно содержательную цель самовоспитания;

Ø провести самонаблюдение, самоанализ и выявить дистанцию для достижения цели самовоспитания;

Ø сформулировать комплекс задач и отобрать способы их решения; разработать программу самовоспитания, наметить этапы ее реализации;

Ø проводить поэтапный контроль решения поставленных задач;

Ø при достижении намеченной цели самовоспитания помочь в выдвижении новой цели.

 

 


ПЛАН:

1. Педагогическая сущность понятий эстетическое воспитание и художественное образование.

1. Виды эстетической деятельности и их роль в эстетическом развитии личности.

2. Своеобразие эстетической деятельности на разных этапах развития личности.

3. Закономерности эстетического воспитания школьников.

 

1.Педагогическая сущность понятий эстетическое воспитание и художественное образование.

 

Искусство является одним из важнейших средств воспитания и развития личности. В приобщении человека к искусству можно выделить два тесно взаимодействующих процесса: эстетическое воспитание и художественное образование. Они соотносятся между собой примерно так же, как воспитание и образование вцелом.

Целью художественного образования является формирование у учащихся

знаний теории
умений в области истории
навыков практики искусства

 

Цель эстетического воспитания значительно шире. Это воспитание личности, способной воспринимать и оценивать эстетические явления в жизни, природе, искусстве; личности, стремящейся созидать и сохранять эстетические ценности в своей практической деятельности.

 
 
?


Какие явления мы называем эстетическими?

Как могут сочетаться в человеке высокий или низкий уровни эстетической воспитанности и художественной образованности?