Методы воспитания и их реализация в деятельности культуролога.

Из истории методики воспитания.

Разнообразными методами воспитания родители и педагоги пользовались издревле, однако, их описание и сознательный анализ возникли лишь в эпоху Античности. Осознанный интерес к методам воспитания впервые зафиксирован в древней Спарте. Там старейшины приходили наблюдать за занятиями юношей и иногда меняли наставника, если он казался им недостаточно требовательным и жестким. Платон описывает детскую игру как способ освоения ребенком мира. Древнеримский учитель Квинтиллиан указывает на роль положительных и отрицательных примеров в формировании личности ученика.

Эпоха Средневековья всем воспитательным методам предпочитала наказание и внушение. Такая система характерна как для западной Европы, так и для Древней Руси («Домострой»).

Эпоха Просвещения создает мечту о новом, справедливо организованном обществе, создавать которое будут особые, новые люди. Для их воспитания отыскиваются и даже изобретаются новые методы, реализация которых под силу лишь профессиональным педагогам.

Эта тенденция, развиваясь и набирая силу, приводит в середине ХХ века к абсолютизации метода – т.наз. «рецептурной педагогике». У теоретиков и практиков создается впечатление, что любая педагогическая проблема может быть решена, если правильно ее классифицировать и найти к ней соответствующий «ключ». Разочарование в «рецептурной педагогике обусловило выдвижение на первый план педагогического процесса требование индивидуального подхода (индивидуализации) воспитания. Это требование, однако, не умаляет значения основных воспитательных методов.

Простейший способ классификации методов воспитания предполагает распределение их в соответствии с задачами воспитания.

I. Методы развития сознания и формирования мировоззрения. Психологической основой процессов, лежащих в основе этих методов, является принцип опережающего отражения в сознании воспитанников тех действий и поступков, которые они собираются совершить. Механизм поведения воспитанника в этом случае базируется на приобретенных знаниях о нормах поведения в обществе. Методы формирования мировоззрения приучают воспитанников к анализу, т.е. обдумыванию своего поведения и соотнесению его с нормой.

Ø Сообщение (сказка, рассказ, лекция...). Выбор формы зависит от возраста воспитанника. Сообщение должно отвечать дидактическим принципам

– опоры на известное,

– доступности,

– наглядности.

Ø Беседа. В отличие от сообщения диалогична. Бывает индивидуальной (что предпочтительнее) и групповой. Цель воспитывающей беседы – выработка взаимоприемлемой (компромиссной) позиции воспитателя и воспитанника. Типичные педагогические ошибки:

ü Вынесение беседы «на публику», что лишает ее конструктивности и доверительности, делает ее фальшивой, провоцирует демонстративное поведение воспитанника.

ü Подмена беседы иными приемами – внушением, разъяснением, увещеванием (т.е. вариантами сообщения).

Ø Диспут, дискуссия. Цель этого метода – вербализация и как следствие осознание воспитанником своей нравственной позиции. Метод опирается на потребность юношеского возраста в

§ самоутверждении,

§ самоанализе,

§ выработке адекватной самооценки.

Главное требование к реализации этого метода – дать возможность высказаться как можно более широкому кругу участников.

Ø Метод примера. Наиболее действенный из этой группы методов. Особую роль в предъявлении примеров играет искусство.

Восприятие примера зависит от возраста воспитанника:

ü Дошкольники механически следуют любому примеру, предъявленному с позиции более сильного или старшего.

ü У младших школьников начинает формироваться аналитическое отношение к примерам.

ü Подростков привлекают эмоционально окрашенные примеры (часто независимо от их нравственного содержания). Следование примеру часто совпадает со следованием моде.

ü В пору юности должен окончательно сформироваться механизм аналитического, постоянно соотносимого с расширяющимся жизненным опытом, восприятия примера. Среди примеров выделяются идеалы.

¨ НЕПЕДАГОГИЧНЫМИ, т.е. негуманными методами развития сознания и формирования мировоззрения считаются

– навязывание педагогом своей точки зрения,

– дезинформация воспитанников.

 

 
 
Приведите и проанализируйте примеры применения различных методов развития сознания и формирования мировоззрения в практике школьного, внешкольного, семейного воспитания, а также в культурологической практике.

 

 

Ø


II. Методы организации деятельности воспитанников.Обеспечивают формирование социального опыта.

Ø Игра – первый из методов воспитания как в онтогенезе, так и в филогенезе. Отношение к игровой деятельности на протяжении истории человечества неоднократно менялось (лишь во второй половине ХХ века взрослые перестали стесняться потребности в игре и появилось выражение homo lusor – человек играющий). Разновидности игровой деятельности:

– манипулятивная,

– предметная,

– ролевая,

– игра-театрализация,

– подвижная или спортивная,

– дидактическая,

– деловая,

– и т.д.......

Ø Педагогическое требование. Различают прямое и косвенное пед. требование (например, к косвенным относятся

– просьба,

– совет,

– предложение

– намек.

       
   
 
Какой вид требования более эффективен?   А какой чаще применяется? Почему?
 

 


Ø Приучение – организация деятельности воспитанников, направленная на формирование привычек поведения. Чаще всего осуществляется путем упражнения в том или ином действии. (Например, знаки внимания, соблюдение гигиенических требований и т.д.). Приучение может осуществляться в отношении человека любого возраста. Например, миллионы взрослых людей сейчас осваивают правила поведения в Интернете.

Ø Создание воспитывающих ситуаций. Простейший вариант этого метода – поручение. Более сложные версии часто имеют игровой характер (тимуровское движение, детско-юношеские организации и т.д.). Начало сознательного применения воспитывающих ситуаций мы встречаем еще в суровой педагогике древней Спарты.