Понятие о методе, приеме, средстве, условиях воспитания.

Тема 5. МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ

 

План:

1. Понятие о методе, приеме, средстве, условиях воспитания.

2. Из истории методики воспитания.

3. Методы воспитания и их реализация в деятельности культуролога. Формы организации воспитательного процесса.

4. Руководство процессами самовоспитания.

Метод –(от греч.) путь познания. Педагогический метод м.б. определен как система действий педагога в типичных педагогических ситуациях.

Метод воспитания – система действий, направленная на формирование личности воспитанника. Поскольку формирование личности происходит главным образом в процессе деятельности и общения, методы воспитания направлены гл.обр. на организацию деятельности и общения.

Прием – часть метода, описывающая конкретные действия педагога.

Например, для воспитания у подростков культуры общения с противоположным полом можно воспользоваться методом воспитания на положительном примере. Допустим, это будут галантные отношения во Франции XVII в., как их описал Дюма-отец. Реализация метода воспитания на положительном примере потребует в данном случае ряда конкретных педагогических действий:

-

приемы
выявления пробелов во владении воспитанниками практическими навыками (путем разыгрывания различных ситуаций);

- ознакомление подростков с правилами светского этикета во Франции XVII в. (в форме викторины по книгам Дюма);

- формирование у школьников навыков поведения путем упражнения (игровая форма «инструктажа» актерам, исполняющим роли в экранизации романов Дюма), и т.д.

 

В качестве средств воспитания выступают различные виды деятельности: познавательная, трудовая, эстетическая, социальная, физкультурно-спортивная и т.д.

Обстоятельства жизнедеятельности субъекта воспитания, определяющие особенности воспитательного процесса, называются педагогическими условиями. К их числу могут быть отнесены условия семейного воспитания в семьях различного типа, условия школы или иного учебного заведения, условия клубных и внешкольных учреждений и т.д.