И практика воспитания
Дидактика
|
сурдопедагогика
теория олигофренпедагогика
Специфика профессиональной деятельности преподавателей и выпускников нашего вуза позволяет говорить о таком явлении, как артпедагогика.
На основе материалов лекции попробуйте дать определение понятию артпедагогика.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАМ
1. Выполните письменно задания, содержащиеся в тексте лекции.
2. Что характеризует педагогику как научную деятельность? Приведите примеры из педагогической деятельности в рамках вашей специализации.
3. Что сближает педагогическую деятельность с искусством? Приведите примеры из вашего личного опыта ученика и воспитанника.
4. Охарактеризуйте основные категории педагогической науки и проиллюстрируйте их примерами из области педагогики искусства.
5. На примере изучения белорусской народной педагогики проследите связь педагогической науки с другими отраслями знания.
6. На примере курсовых работ студентов своей (и, если возможно параллельной) группы покажите дифференциацию современного педагогического знания.
Тема 2.Дидактика: предмет, задачи, основные категории
ПЛАН
1. Предмет, основные категории, задачи дидактики.
2. Этапы усвоения знаний
3. Принципы обучения и их реализация в процессе художественного образования.
4. Содержание образования и основные тенденции его формирования на современном этапе развития общества
5. Документы и материалы, отражающие содержание образования.
Предмет дидактики.
Термин «дидактика» введен в XVII в. Я.А.Коменским. «Ди даре» по-гречески означает «я учу». Коменский определяет дидактику как «искусство учить всех всему».
В современной науке дидактика – это область педагогики, исследующая закономерности процесса обучения.
Практика учения ставит перед нами вопросы, на которые дают ответы соответствующие разделы дидактики:
-Для чего учить? -Цели, задачи обучения
-Чему учить? - Содержание образования
- Как учить? - Формы и методы обучения
Основные категории дидактики
ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ – это процесс взаимодействия учителя и учащихся
ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ – это система взаимосвязанных требований к учебному процессу
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ – это система знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть ученик
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – это способы взаимосвязанной деятельности учителя и ученика
ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ – особенности объединения учащихся для учебных занятий
Задачи обучения
1.Вооружение учащихся суммой знаний, необходимых для жизни и профессиональной деятельности в современном обществе
2.Развитие мышления и формирование интеллектуальных умений и навыков (память, логическое мышление, дедуктивные и индуктивные умозаключения, умение работать с информацией, поступающей через различные каналы восприятия и т.д.)
3.Развитие творческих способностей и творческого мышления (ассоциативное и дивергентное мышление, освобождение от стереотипов восприятия и мышления; наука об этом – эвристика, система практических действий – ТРИЗ)
4.Развитие познавательной активности и формирование познавательных интересов
Этапы усвоения знаний(на примере работы над курсовой)
|
(непоср.ощущения и личный опыт)
| |||
ПОНИМАНИЕ
Установление связей м/явл-ми
| |||
ОСМЫСЛЕНИЕ
Складывается отношение к изучаемому
| |||
ОБОБЩЕНИЕ
Новые сведения включаются в систему зн-й
| |||
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Повторение. Запоминание
| |||
ПРИМЕНЕНИЕ
В процессе обучения, если мы не получаем ожидаемого результата, надо прежде всего проверить: не упущен ли один из этапов обучения