Связь педагогики с другими науками.

Основные категории педагогической науки

Философия определяет педагогику как категорию вечную и всеобщую:

1 Воспитание, как процесс передачи опыта существует – как мы убедились – и у высших животных. Следовательно. Как тип деятельности воспитание даже старше чем homo sapiens.

Þ Термин возник в Древней Греции ок.V в до н.э.

Þ До XVI-начала XVII в.в. педагогика как наука является частью философии, не выделена из общегуманитарных знаний.

Þ В настоящее время термин оспаривается в силу архаизма и размытости понятия (на Западе изучают отдельные отрасли педагогических знаний).

2 Воспитание как процесс свойственно любой ступени развития общества и любому этапу индивидуального развития.

3 Воспитание имеет конкретно исторический характер, поскольку, как мы уже говорили, является в некотором смысле актом социального самовоспроизводства общества.

 

Основные категории педагогической науки:

ВОСПИТАНИЕ – в широком смысле – передача жизненного опыта;

- в узком смысле - формирование духовной сферы личности, привычек и навыков поведения в обществе.

ОБРАЗОВАНИЕ – (Говорят, образование – это то, что остается, когда все

выученное уже забыто. Что же остается? Система представлений, т.е. системное мышление) Следовательно,

образование – это процесс овладения учащимися системой знаний, умений и навыков, необходимых для жизни и разнообразной деятельности.

ОБУЧЕНИЕ – процесс взаимодействия учителя и ученика.

РАЗВИТИЕ – создание благоприятных условий для актуализации природных способностей и склонностей

ФОРМИРОВАНИЕ – педагогические действия по созданию динамических

стереотипов в интеллектуальной и нравственой сферах

САМООБРАЗОВАНИЕ И САМОВОСПИТАНИЕ – педагогические

процессы, протекающие без непосредственного участия педагога (опосредованно в роли педагога выступают как реальные, так и вымышленные личности)

 

Человек – существо био-социальное. Педагогика тесно связана со многими отраслями знаний, она пользуется данными иных наук о человеке, рассматривая их прикладные аспекты сквозь призму своих целей.

Науки о человеке как социальном существе Науки о человеке как биологическом существе   Точные науки, техника
История Философия Психология Социология Искусствознание Этнография Экономика Политология Религиоведение И т.д. Биология Медицина (анатомия физиология мед.психология радиология и т.д.) Математика статистика Т С О Технич. ср-ва фиксации: кино-, фото-, звуко-, видеозапись

 

этнопедагогика
История педагогики
Система педагогических наук

Сравнительная педагогика

               
   
 
   
   
 
 


Школо-ведение
дефектология