Передаче машины.

Тяговые свойства зависят от:

- коэффициента сцепления машины с грунтом;

- веса машины.

Тяговое усилие по сцеплению (Рсц)определяется по формуле:


Рсц = Gсц·φ,

 

 

где Gсц - сцепной вес машины;

φ - коэффициент сцепления

машины с грунтом:

 

 

а) коэффициент сцепления гусеницы с грунтом составляет 0,9... 1,1.

При этом на песчаных и твердых поверхностях принимают меньшие значения коэффициента сцепления, на грунтовой дороге и целинной поверхности — большие.

б) коэффициент сцепления для машин с колесной ходовой частью равен 0,5...0,8. Меньшие значения этого коэффициента — при работе на песчаной и глинистой поверхностях, большие — на асфальтовом и бетонном основаниях. Влажность влияет на значения φ:

 

Грунт Поверхность
Сухая Мокрая
С асфальтобетонным или цементнобетонным покрытием 0,7 - 0,8 0,35 - 0,45
С щебеночным покрытием 0,6 - 0,7 0,3 - 0,4
Грунтовая 0,5 - 0,6 0,2 - 0,4
Обледенелая 0,1 - 0,2
Покрытая снегом 0,2 - 0,3

Сцепление колес с дорогой зависит и от ряда других факторов, например от качества подвески, давления в шинах. Однако из всех факторов следует выделить три главных: качество и состояние дорожного покрытия, состояние протектора шин и скорость движения автомобиля.

Тяговое усилие на колесе:

 
 

 


где Nв - эффективная мощность двигателя, Вт, принимаются по эксплуатационным документам завода-изготовителя (паспорт, техническая характеристика, инструкция по эксплуатации и т.п.);

η- КПД трансмиссии,

vТ - теоретическая скорость перемещения машины:

 
 

 


где rК – радиус качения колеса или ведущей звездочки гусеницы;

nВ- частота вращения коленвала;

ί - передаточное отношение трансмиссии (в зависимости от включенной передачи).

 

 

Фактическое тяговое усилие определяется по формуле:

 

 
 

 

 


где ηВД - КПД движителя;

νР - рабочая скорость:

 

 

 


где δ - коэффициент буксования, определяется экспериментально (можно принять: для машин на пневмоколесном ходу δ = 0.15…0.25, на гусеничном ходу δ = 0.10…0.15).

 

 

3. Топливная экономичность –оценивается:

 

- часовым расходом топлива;

- удельным расходом на единицу мощности;

- удельным расходом топлива на единицу продукции.

 

 

3.1 Часовой расход топлива:

 

 
 

 

 


где GН - номинальный расход топлива,

 
 

 

 


qВ - удельный расход топлива, принимаются по эксплуатационным документам завода-изготовителя (паспорт, техническая характеристика, инструкция по эксплуатации и т.п.), другие значения см. далее;

NВ - эффективная мощность двигателя;

КВД - коэффициент работы двигателя по времени (например, для землеройных машин 0.86…0.94, для других см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1);

КДМ - коэффициент использования двигателя по мощности (для землеройных машин 0,4…0,8);

КДN - коэффициент изменения расхода топлива в зависимости от использования мощности двигателя:

 

Тип двигателя Ктм при значениях Км
0,4 0,5 0,6 0,7 0,8 0,9
Тракторные дизели 1,28 1,14 1,08 1,05 1,02 0,95
Автомобильные дизели 1,2 1,09 1,05 1,02 1,01 0,98
Бензиновые 1,08 1,04 1,03 1,02 1,01
Примечание. При значениях Км не указанных в таблице, Ктм определяется интерполяцией.

КХХ - коэффициент, учитывающий расход топлива при работе двигателя на

холостом ходу (0,25);

1,03 – коэффициент учитывающий увеличение расхода топлива на запуск и

регулировку.

 

 

3.2 Удельный расход на единицу эффективной мощности двигателя можно определять по формуле:

 
 


 

(г/(кВт ч)

 

где V - объемный расход топлива, л, за рассматриваемый промежуток

времени t , ч;

p - плотность топлива, кг/л.

 

Примерные интервалы значений плотностей (кг/м3 ) [кг/л] для Т=+20Со

Бензин:

авиационный .....................................................................700…725 [0.700…0.725]

автомобильный .................................................................735…750 [0.735…0.750]

Дизельное топливо .........................................................860 [0.86] (летнее)

840 [0.84] (зимнее)

Масло моторное:

для бензиновых двигателей ..............................................910…930 [0.91…0.93]

авиационное .......................................................................880…905 [0.880…0.905]

для дизелей .........................................................................890…920 [0.89…0.92]