Лекция №11. Тема: Производство по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений.

1.Общая характеристика дел возникающих из административных и иных публичных правоотношений.

2. Рассмотрение и разрешение дел об оспаривании нормативных правовых актов.

3. Рассмотрение и разрешение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.

4. Рассмотрения дел об административных правонарушениях.

 

 

1. Общая характеристика дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений

 

Арбитражные суды рассматривают возникающие из административных и иных публичных правоотношений дела:

• об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда (гл.23 АПК РФ);

• об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (гл.24 АПК РФ);

• об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда (гл.25 АПК РФ);

• о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания (гл.26 АПК РФ);

• другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Процессуальный порядок рассмотрения перечисленных выше дел установлен в разделе III АПК "Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений".

Выделение в АПК РФ правовых норм, регулирующих производство по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, в самостоятельный раздел свидетельствует о появлении в арбитражном процессе нового вида судопроизводства.

В АПК РФ 1992г., 1995г. лишь перечислялись подведомственные арбитражному суду отдельные категории дел, вытекающие из административных правоотношений (ст.22 АПК РФ). Эти дела рассматривались по правилам искового производства.

Как отмечает проф. В.М.Шерстюк, "спор о правовой природе дел, возникающих из административных правоотношений в арбитражном суде, идет с 1993г. ... Еще тогда в представленном на обсуждение рабочей группы по подготовке проекта АПК в первом варианте системы данного Кодекса был выделен в самостоятельный раздел (подраздел) "Производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений". Однако большинство посчитало, что данное производство по своей правовой природе является исковым, и нет необходимости выделять его в системе АПК в качестве самостоятельного производства"

Дискуссия по проблеме существования самостоятельного производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, наряду с производствами исковым и особым, уже длительное время ведется в науке гражданского процесса'.

Ряд ученых отстаивают точку зрения, согласно которой нет необходимости выделять в самостоятельный вид производство по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, поскольку отсутствуют существенные отличия от искового производства, а имеющиеся в данных категориях дел процессуальные особенности не носят принципиального характера.

Другие ученые, напротив, полагают, что имеются все необходимые признаки, свидетельствующие о самостоятельности этого вида судопроизводства, а именно:

• в отличие от искового производства в производстве по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, отсутствует спор о праве. При рассмотрении дел данной категории суд не разрешает спора о праве, а осуществляет судебный контроль за законностью действий (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, государственных и иных органов, должностных лиц;

• участникам конституционных, административных, финансовых правоотношений свойственны отношения власти и подчинения, поскольку, с одной стороны, в них выступают орган государства, должностное лицо, наделенное властными полномочиями, с другой – гражданин или организация, таких полномочий не имеющие;

• возбуждение дел данной категории осуществляется не путем подачи иска (искового заявления), а путем обжалования, т.е. подачей жалобы или заявления;

• лица, участвующие в делах, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, именуются не сторонами, а заявителями, лицами, подающими жалобу, лицами, отвечающими по жалобе, заинтересованными лицами.

При рассмотрении дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, по мнению ученых, выступающих за самостоятельность данного вида судопроизводства, не могут применяться некоторые категории искового производства, как то: мировое соглашение, увеличение или уменьшение исковых требований, отказ от иска, изменение предмета или основания иска, признание иска, встречный иск (встречная жалоба).

Последняя точка зрения была взята за основу при подготовке АПК РФ 2002г.

Жизнь, арбитражная практика показали, что для надежной защиты прав организаций и граждан Кодекс должен быть дополнен группой специальных однородных норм, отражающих особенности судопроизводства по делам, возникающим из административно-правовых отношений.

Согласно данным судебно-арбитражной статистики число дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, постоянно растет.

В 2000г. "от общего числа дел, рассмотренных арбитражными судами, административные споры составили почти 48%. Резко увеличилось число налоговых споров (на 62%). Выросло число исков налогоплательщиков об обжаловании актов налоговых органов на 50%. На 40% выросло число споров о признании недействительными актов других государственных органов".

В 2001г. число административных дел увеличилось на 23%. Всего административные дела составили 50% от общего числа дел. В этой категории преобладают налоговые споры. Их прирост в истекшем году произошел на 36%, причем 82% этих дел – это иски налоговых органов о взыскании санкций и недоимок.

Особенности рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, определены в гл.22 АПК РФ.

Дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК, с особенностями, установленными в разд.III АПК РФ.

Законом установлены сокращенные сроки рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений (ч.1 ст.194, ч.1 ст.200, ч.1 ст.205, ч.1 ст.210, ч.1 ст.215 АПК РФ).

Урегулированы особенности судебного разбирательства, принятия и опубликования судебного решения по делам об оспаривании нормативных правовых актов (ст.194–196 АПК), судебного разбирательства и вынесения решения по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц (ст.200, 201 АПК РФ), рассмотрения и разрешения дел о привлечении к административной ответственности (ст.205, 206 АПК), судебного разбирательства и вынесения решения по делам об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности (ст.210, 211 АПК), судебного рассмотрения и разрешения дел о взыскании обязательных платежей и санкций (ст.215, 216 АПК).

В ряде случаев при рассмотрении дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, приоритетными являются нормы федеральных законов, например, Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Правила о подсудности. Заявления по рассматриваемой категории дел подаются в арбитражный суд по общим правилам подсудности, предусмотренным АПК РФ, если не установлено иное.

Особые правила подсудности установлены для подачи заявлений о привлечении к административной ответственности (ст.203 АПК) и об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности (ст.208 АПК).

Особенности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, законности оспариваемых решений, действия (бездействия) органов государства, должностных лиц.

В соответствии с законом такая обязанность возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие).

К особенностям рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, относится и предоставленная сторонам возможность урегулировать спор путем заключения мирового соглашения или с использованием других примирительных процедур (гл.15 АПК), если иное не установлено федеральным законом (ст.190 АПК).

Таким образом, специфика процессуального регулирования рассмотрения и разрешения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, заключается в том, что эти дела рассматриваются по общим правилам искового производства, с использованием арбитражной процессуальной формы, с учетом процессуальных особенностей, которые установлены в ряде статей разд. III АПК РФ и особенностей административного судопроизводства, предусмотренных в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.

К общим правилам искового производства относятся правила о письменной форме обращения в суд (ст.125 ЛПК), рассмотрение вопроса о принятии заявления (ст.128, 129 АПК), правила подготовки дела к судебному разбирательству и судебного разбирательства (гл.14, 19 АПК), правила, регулирующие примирительные процедуры (гл.15 ЛПК), правила принятия решений и определений арбитражного суда (гл.20, 21 АПК), правила приостановления производства по делу (гл.16 АПК), окончания производства но делу без вынесения решения (гл.17, 18 АПК).

 

 

2. Рассмотрение и разрешение дел об оспаривании нормативных правовых актов.

 

Правовые нормы о рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов являются новеллой арбитражного процессуального законодательства.

Если до принятия нового АПК РФ практически все дела об оспаривании нормативных правовых актов находились в подведомственности судов общей юрисдикции, то в настоящее время в АПК закреплено правило, в соответствии с которым арбитражным судам подведомственны дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда (ст.29, ч.3 ст.191 АПК).

Лишь в нескольких федеральных законах установлена такая компетенция арбитражных судов. Так, в соответствии со ст.13 ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации споры, связанные с государственным регулированием тарифов на электрическую и тепловую энергию, в том числе разногласия, не разрешенные Федеральной энергетической комиссией, подлежат рассмотрению в арбитражном суде. Поскольку государственное регулирование данных тарифов осуществляется посредством нормативных правовых актов, то споры, связанные с государственным регулированием, есть не что иное, как оспаривание нормативных правовых актов, принятых соответствующими компетентными органами – Правительством РФ, Федеральной энергетической комиссии РФ, региональными энергетическими комиссиями.

Согласно ч.2 ст.138 Налогового кодекса судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Таким образом, арбитражный суд рассматривает дела об оспаривании нормативных правовых актов только в том случае, если их оспаривание прямо отнесено к подведомственности арбитражного суда федеральным законом. Если такого указания в федеральном законе не содержится, то дела об оспаривании нормативных правовых актов, независимо от субъектного состава и характера правоотношения, подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции.

В соответствии со ст.125 Конституции Российской Федерации дела об оспаривании федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ по мотивам их противоречия Конституции РФ рассматриваются Конституционным Судом Российской Федерации.

Российское законодательство не содержит определения правовых актов вообще и нормативных и ненормативных правовых актов в частности.

Разъяснение по этому вопросу было дано в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 апреля 1993г. №5 в ред. от 21 декабря 1993г., от 25 октября 1996г., от 25 мая 2000г. "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел по заявлениям прокуроров о признании правовых актов противоречащими закону".

Более подробная характеристика отличительных признаков нормативных правовых актов имеется в доктрине теории государства и права.

Нормативные правовые акты характеризуются следующими чертами:

• издаются или санкционируются органами государства;

• содержат обязательные предписания (правила поведения), влекущие юридические последствия;

• содержат общие предписания в виде норм права;

• рассчитаны на многократное применение;

• адресованы неопределенному кругу лиц;

• охватывают широкий круг общественных отношений и действуют независимо от того, существуют или не существуют конкретные отношения, предусмотренные данным нормативным актом.

Следовательно, под нормативными правовыми актами понимаются акты, принятые компетентными органами (органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными органами, должностными лицами), устанавливающими правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.

Поскольку до последнего времени большинство нормативных правовых актов оспаривалось в судах общей юрисдикции, то и теоретическая разработка проблем, связанных с оспариванием в суде этих актов, велась в рамках отрасли гражданского процессуального права.

Возбуждение производства по делу. Производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов возбуждается на основании заявлений заинтересованных лиц, обратившихся с требованием о признании такого акта недействующим (ч.4 ст.4, ч.2 ст.191 АПК).

В арбитражный суд с таким заявлением вправе обратиться граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющие статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке и организации, имеющие статус юридического лица.

 

Указанные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта только в том случае, если они считают, что

а) этот правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и

б) нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В арбитражный суд с аналогичным заявлением вправе обратиться также прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы.

Такое обращение возможно тогда, когда указанные выше лица и органы полагают, что

а) оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и

б) нарушают права и законные интересы граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В арбитражном суде могут быть оспорены нормативные акты, принимаемые органами государственной власти (например, нормативные Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ), органами местного самоуправления, государственными органами (например, приказы правила, инструкции федеральных министерств, ведомств), должностными лицами (например, высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации – губернаторами, должностными лицами местного самоуправления (например, главами муниципальных образований).

Обращение заинтересованного лица в вышестоящий в порядке подчиненности орган или к должностному лицу не является обязательным условием для подачи заявления в арбитражный суд, если федеральным законом не установлено иное.

Данное положение закона не представляется удачным по своему содержанию, поскольку трудно себе представить в каком порядке, к какому вышестоящему в порядке подчиненности органу или к должностному лицу будет осуществлено обращение заинтересованного лица об отмене того или иного нормативного правового акта.

Принятие компетентными органами и должностными лицами нормативных правовых актов не предусматривает возможности последующей их отмены каким-либо вышестоящим органом, за исключением суда.

Заявление о признании недействующим нормативного правового акта должно соответствовать общим требованиям, предъявляемым к исковому заявлению: оно должно быть составлено в письменной форме, подписано заявителем или его представителем.

В заявлении должны быть указаны:

• наименование арбитражного суда, в который подается заявление;

• наименование заявителя, его место нахождения; если заинтересованным лицом является гражданин, его место жительства, дата и место его рождения, место его работы или дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;

• наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт;

• название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные об оспариваемом нормативном правовом акте;

• права и законные интересы заявителя, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемым актом или отдельными его положениями;

• название нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый акт или отдельные его положения;

• требование заявителя о признании оспариваемого нормативного правового акта или отдельных его положений недействующими;

• перечень прилагаемых документов.

Заявитель в соответствии со ст.193, ч.3 ст.125 АПК обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии заявления и прилагаемые к нему документы, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении.

К заявлению необходимо приложить текст оспариваемого нормативного акта, а также:

• документы, подтверждающие направление лицам, участвующим в деле, копий заявления и приложенных к нему документов;

• документ, подтверждающий уплату государственной пошлины или право на получение льготы по ее уплате либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины;

• документы, подтверждающие обстоятельства, на которых заявитель основывает свои требования;

• копии свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;

• доверенность и иные документы, подтверждающие полномочие на подписание заявления.

Если заявление не отвечает требованиям, предъявляемым к форме и содержанию заявления, не имеет необходимых прилагаемых документов, то арбитражным судом выносится определение об оставлении заявления без движения (ст. 128 АПК).

В случаях, предусмотренных в ст.129 АПК, заявление о признании нормативного правового акта или отдельных его положений недействующими может быть возвращено заявителю. О возвращении заявления арбитражный суд выносит определение.

Подача в арбитражный суд заявления о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим не приостанавливает действий последнего.

Судебное разбирательство. Рассмотрение арбитражным судом дел о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим имеет ряд особенностей. Существование этих особенностей обусловлено тем, что оспариваемые нормативные акты затрагивают права неопределенного круга лиц и имеют в связи с этим большое публичное значение.

Дела об оспаривании нормативных правовых актов подлежат коллегиальному рассмотрению судом в составе трех судей (ст.17, 194 АПК).

Для данной категории дел установлены сокращенные сроки их рассмотрения. Дела об оспаривании нормативных правовых актов должны быть рассмотрены в срок не превышающий двух месяцев со дня поступления заявления в суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу.

Поскольку рассматриваемая категория дел относится к делам, возникающим из публичных правоотношений, то арбитражный суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителей соответствующих органов государства и должностных лиц, принявших оспариваемый нормативный правовой акт и вызвать их в судебное заседание для дачи объяснений.

За невыполнение указанной обязанности следует применение арбитражным судом санкции в виде наложения штрафа на должностных лиц в размере 50 минимальных размеров оплаты труда. Наложенный судом штраф взыскивается из личных средств этих должностных лиц в доход федерального бюджета (ст.119, ч.3 ст.194 АПК).

При рассмотрении дела о признании нормативного правового акта недействующим суд проверяет соответствие оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Однако прежде чем проверять оспариваемый нормативный правовой акт на соответствие его иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, необходимо проверить:

• были ли соблюдены требования ч.3 ст.15 Конституции РФ об обязательном официальном опубликовании любых нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина;

• прошли ли нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ' и отвечают ли они требованиям, установленным Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997г. №1009.

При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражным судом проверяются также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый правовой акт.

В стадии судебного разбирательства дел о признании оспоренного нормативного акта недействующим своеобразно действуют принципы диспозитивности и состязательности.

В силу большого публичного значения рассматриваемой категории дел арбитражный суд не связан доводами заявителя и проверяет законность оспоренного нормативного правового акта в полном объеме.

Отказ заявителя от своего требования или признание требования соответствующими органом государства, должностным лицом, принявшими оспариваемый нормативный правовой акт, не является препятствием для арбитражного суда рассмотреть дело по существу.

Обязанность доказать соответствие оспоренного нормативного правового акта иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, наличие у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли этот акт.

Законная сила судебного решения по делу об оспаривании нормативного правового акта (ее субъективные пределы) распространяется на всех лиц, которых касается действие этого акта, независимо от того участвовали ли они в деле или нет. Поэтому когда имеется вступившее в законную силу решение арбитражного суда по делу, в котором ранее уже проверялась законность нормативного правового акта, арбитражный суд прекращает производство по делу об оспаривании того же акта, но другими заявителями. При этом ссылка заявителей на новые основания, по которым они оспаривают тот же нормативный правовой акт, не может быть принята арбитражным судом во внимание, поскольку суд осуществляет проверку законности оспоренного акта в полном объеме независимо от доводов заявителя'.

Решение суда по делу. Решение по делу об оспаривании нормативного правового акта недействующим принимается арбитражным судом по правилам, установленным в гл.20 АПК.

Особенности решения по рассматриваемой категории дел заключаются в следующих чертах (ст.195 АПК РФ):

• арбитражный суд, рассмотрев дело об оспаривании нормативных правовых актов, принимает либо решение о признании оспариваемого акта или его отдельных положений соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, либо решение о признании нормативного правового акта или отдельных его положений не соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу и не действующими полностью или в части.

В резолютивной части решения должны содержаться:

• наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, его название, номер, дата принятия акта;

• название нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому проверен оспариваемый акт;

• указание на признание оспариваемого акта соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и на отказ в удовлетворении заявленного требования или на признание оспариваемого акта не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части.

Признанные арбитражным судом недействующими нормативный правовой акт или отдельные его положения не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда и должны быть приведены органом или лицом, принявшими оспариваемый акт, в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющими большую юридическую силу.

Необходимо отметить, что в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27 апреля 1993г. (в ред. от 25 мая 2000г.) "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел по заявлениям прокуроров о признании правовых актов противоречащими закону" имеются различия в составлении резолютивных частей решений по делам об оспаривании законов субъектов Российской Федерации и других нормативных правовых актов.

В случае удовлетворения заявления о признании противоречащим закону закона субъекта Российской Федерации в резолютивной части решения должно быть указано об этом, а также о том, что данный закон признается недействующим и не подлежащим применению со дня вступления в законную силу решения суда.

При удовлетворении заявления о признании противоречащим закону иного правового акта (не являющегося законом субъекта Российской Федерации) суд признает этот акт недействительным и не порождающим правовых последствий со дня его издания, а если закон, которому противоречит правовой акт, вступил в силу (введен в действие) после издания правового акта со дня вступления в силу (введения в действие) закона.

Такие различия основаны на Постановлении Конституционного Суда РФ от 11 апреля 2000г. №6-П, которым Конституционный Суд РФ придал законам субъектам Российской Федерации особый статус.

Для устранения этих различий необходимо принятие соответствующего Федерального конституционного закона.

Во избежание подобных различий в АПК вопрос о правовых последствиях нормативного правового акта (как закона субъекта РФ, так и иного нормативного правового акта), признанного арбитражным судом недействующим, решается однозначно: такой акт не подлежит применению со дня вступления решения арбитражного суда в законную силу.

Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия.

Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта не может быть обжаловано в апелляционном порядке, однако закон допускает обжалование такого решения (за исключением решения Высшего Арбитражного Суда РФ) в кассационном порядке в суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления решения в законную силу (общий срок на кассационное обжалование согласно ст.276 АПК составляет два месяца).

Копии судебного решения в десятидневный срок с момента принятия этого решения должны быть направлены лицам, участвующим в деле, в арбитражные суды в Российской Федерации, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Президенту РФ, в Правительство РФ, Генеральному Прокурору РФ, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, в Министерство юстиции РФ.

Направление копий решения по делу в перечисленные выше органы является обязанностью суда. Копии решения могут быть направлены и в иные органы, иным лицам.

Вступившее в законную силу решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта направляется арбитражным судом в официальные издания государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, в которых был опубликован оспариваемый акт, и подлежит незамедлительному опубликованию данными изданиями.

Указанное решение должно быть опубликовано в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда РФ" и при необходимости в иных изданиях (ч.2 ст.196 АПК).

 

3. Рассмотрение и разрешение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.

Общая характеристика. В рамках производства, возникающего из административных и иных публичных правоотношений арбитражный суд рассматривает дела:

а) об оспаривании ненормативных правовых актов,

б) об оспаривании решений и действий (бездействия) государственных органов; органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.

Данные категории дел были и ранее подведомственны арбитражному суду (ст.22 АПК 1995г.).

В 2001 г. арбитражными судами было рассмотрено 36958 дел данной категории, из них 21622 – дела о признании недействительными актов налоговых органов.

Поскольку органы законодательной власти издают в основном нормативные акты, то в гл.24 АПК речь идет, в первую очередь, об оспаривании ненормативных актов, принимаемых органами и должностными лицами исполнительной власти.

Ненормативные правовые акты имеют следующие характерные признаки, отличающие их от нормативных правовых актов:

• содержат обязательные предписания (правила поведения), влекущие юридические последствия;

• не содержат в себе норм права, а содержат лишь предписания индивидуального характера;

• обращены к строго определенным лицам или кругу лиц и издаются по вполне определенному .поводу;

• рассчитаны на строго определенный вид общественных отношений;

• действие ненормативного акта прекращается с прекращением существования конкретных общественных отношений.

Под ненормативными правовыми актами понимаются правовые акты, имеющие индивидуальный характер, т.е. устанавливающие, изменяющие или отменяющие права и обязанности конкретных лиц.

Ненормативный правовой акт может приниматься указанными выше органами в форме постановления, решения, распоряжения, приказа, предписания и др.

Форма ненормативного правового акта определяется, как правило, в правовом акте, регулирующем конкретное правоотношение. Например, согласно ст.365 Таможенного кодекса РФ таможенный орган РФ, рассмотрев дело о нарушении таможенных правил, выносит соответствующее постановление. В соответствии со ст.20 Закона о банковской деятельности решение ЦБ РФ об отзыве лицензии на осуществление банковских операций оформляется приказом Банка России. В силу Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" антимонопольные органы в случаях, указанных законом, принимают решения и выдают предписания.

Не могут быть объектом рассмотрения арбитражного суда акты проверок, ревизий, резолюции, указания и т.п.

К делам об оспаривании решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц относятся, в частности, дела:

• об обжаловании отказа в государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (в 2001г. арбитражными судами было рассмотрено 2132 дело);

• об обжаловании уклонения от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

• об обжаловании постановлений и действий судебных приставов-исполнителей (в 2000г. арбитражные суды рассмотрели 11315 жалоб);

• о возврате из бюджета денежных средств, списанных органами, осуществляющими контрольные функции, в бесспорном порядке с нарушением требований закона или иного нормативного правового акта (в 2001г. арбитражными судами рассмотрено 478 дел);

• споры, связанные с применением контрольно-кассовых аппаратов (в 2001г. рассмотрено 37236 дел);

• иные споры.

Преобладающей в рассматриваемой категории дел является категория налоговых споров.

В 2001г. арбитражные суды рассмотрели 188162 спора, связанных с применением налогового законодательства, из них 21622 спора о признании недействительными актов налоговых органов.

Субъектами всех вышеперечисленных споров являются, с одной стороны, юридические лица и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, с другой стороны, органы государственной власти Российской Федерации; органы государственной власти субъектов Российской Федерации (например, обращение в суд с требованием, предъявляемым к Правительству Удмуртской Республики, о признании недействительными пунктов постановления Правительства Удмуртской Республики; органы местного самоуправления, создаваемые в соответствии с Конституцией РФ и другими законодательными в городах, сельских поселениях и на других территориях для обеспечения самостоятельного решения населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью (например, обращение в суд с требованием, предъявляемым к администрации Сусуманского района Магаданской области, о признании недействительным постановления администрации); государственные органы (федеральные министерства, ведомства); иные органы (например, таможенные, налоговые органы); должностные лица; судебные приставы-исполнители.

Возможность обжалования действий судебного пристава-исполнителя или отказа в их совершении предусмотрена ст.90 ФЗ "Об исполнительном производстве".

Обжалование в арбитражный суд ненормативных правовых актов, действий (бездействия), решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц возможно при соблюдении следующих условий:

-если действия (бездействие), решения перечисленных выше лиц, по мнению заинтересованных лиц, не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности; если рассмотрение данной категории дел в соответствии с федеральным законом не отнесено к компетенции других судов.

Возбуждение производства по делу. Дела рассматриваемой категории возбуждаются подачей заявления.

Заявление при соблюдении указанных выше условий может быть подано как непосредственно организацией, гражданином – индивидуальным предпринимателем, так и в их интересах прокурором, государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

Если установленный в законе срок на обжалование пропущен по уважительной причине, то он может быть восстановлен арбитражным судом.

Заявление подается в письменной форме, содержание заявления должно отвечать некоторым общим требованиям, предъявляемым законом к исковому заявлению, и специальным требованиям, предъявляемым законом непосредственно к заявлению об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц.

В соответствии с законом в заявлении должно быть указано:

• наименование арбитражного суда, в который подается заявление;

• наименование заявителя, его место нахождения; если заинтересованным лицом является гражданин, его место жительства, дата и место его рождения, место его работы или дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;

• наименование государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица, принявших оспариваемый ненормативный правовой акт, совершивших оспариваемые действия (бездействие);

• название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий;

• права и законные интересы заявителя, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемым актом, решением, действием (бездействием);

• законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствует оспариваемый акт, решение, действие (бездействие);

• требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными;

В заявлении об оспаривании решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя необходимо также указать сведения об исполнительном документе, в связи с. исполнением которого оспариваются решения, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя.

К заявлению необходимо приложить текст оспариваемого акта, решения, а также документы, подтверждающие направление лицам, участвующим в деле копий заявления и приложенных к нему документов; документ, подтверждающий уплату государственной пошлины или право на получение льготы по ее уплате либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины; документы, подтверждающие обстоятельства, на которых заявитель основывает свои требования; копии свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя; доверенность и иные документы, подтверждающие полномочие на подписание заявления.

К заявлению об оспаривании решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя прилагаются, кроме того, уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление копии заявления и необходимых доказательств судебному приставу-исполнителю и другой стороне исполнительного производства.

Действие оспариваемого акта, решения может быть приостановлено арбитражным судом по ходатайству заявителя.

Судебное разбирательство и принятие решения. Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц осуществляется по правилам искового производства с учетом особенностей.

Дела об оспаривании решений, действий (бездействия) соответствующих органов и должностных лиц рассматриваются судьей единолично.

Рассмотрение данных дел осуществляется в срок не превышающий двух месяцев, а дел об обжаловании действий (бездействия), решений судебного пристава-исполнителя – в срок не превышающий 10 дней со дня поступления заявления. В эти сроки включается и срок на подготовку дела к судебному разбирательству.

Суд может признать обязательной явку в суд представителей государственных органов и должностных лиц, и вызвать их в судебное заседание. При неявке указанных лиц в судебное заседание суд вправе применить штрафные санкции, размере 50 минимальных размеров оплаты труда. Наложенный судом штраф взыскивается из личных средств этих должностных лиц в доход федерального бюджета (ст.119, ч.3 ст.194 АПК).

При рассмотрении данной категории дел специфически действует принцип состязательности:

• обязанность доказать соответствие оспоренного ненормативного правового акта закону или иным нормативным Правовым актам, законность принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение, совершили действие либо допустили бездействие;

• в случае непредставления органом или лицом, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия, доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может их истребовать по своей инициативе.

Решение, принимаемое арбитражным судом по делам рассматриваемой категории, должно отвечать как общим, так и специальным требованиям, установленным в законе.

В решении по делу арбитражный суд должен четко указать соответствует ли закону или иным нормативным правовым актам оспариваемый акт, решение, действие (бездействие) и были ли нарушены права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В случае признания оспоренного акта, решения, действия (бездействия) незаконными, арбитражный суд должен в резолютивной части решения указать на это и обязать соответствующий орган, должностное лицо в установленный судом срок устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения или каким-либо иным образом.

В резолютивной части решения арбитражный суд может указать на необходимость сообщения суду соответствующими органами или лицами об исполнении решения.

Решение суда по рассматриваемой категории дел подлежит немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда.

Признанный судом недействительным полностью или в части ненормативный правовой акт не подлежит применению со дня принятия об этом судебного решения.

Поскольку в законе не установлены особенности, связанные с обжалованием решения суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц (в отличие от дел об оспаривании нормативных правовых актов), то данное решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в апелляционном, а затем кассационном порядке.

 

4. Рассмотрение дел об административных правонарушениях

 

Общая характеристика. Арбитражным судам подведомственна новая категория дел – об административных правонарушениях. Арбитражный суд рассматривает такие дела, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Таким законом является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), принятый 20 декабря 2001г. и введенный в действие с 1 июля 2002г.

Согласно нормам КоАП РФ арбитражные суды рассматривают дела о привлечении к административной ответственности (абз.3 ч.3 ст.23.1) и дела об обжаловании постановлений и решений по делам об административных правонарушениях (ч.3 ст.30.1).

В первом случае арбитражные суды действуют в качестве судов первой инстанции, т.е. рассматривают дело по существу, во втором случае – в качестве судов проверочной инстанции, осуществляя проверку решения соответствующего административного органа о привлечении лица к административной ответственности.

Как отмечал О.В.Бойков, подведомственность арбитражным судам административных дел, рассматриваемых в порядке обжалования постановлений иных органов, определена по традиционному субъектному признаку: постановления по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим свою деятельность без образования юридического лица, обжалуются в арбитражный суд. Разграничение же подведомственности дел об административных правонарушениях, рассматриваемых непосредственно судьями, осуществляется главным образом по содержательному признаку, а именно, по характеру правонарушения. Поскольку указанный критерий носит оценочный характер, то распределение составов правонарушений между судебными юрисдикциями носит в ряде случаев достаточно произвольный характер.

При определении подведомственности дел о привлечении к административной ответственности возникает вопрос: в каком суде – арбитражном или суде общей юрисдикции – должно рассматривать дело, по которому к административной ответственности одновременно привлекаются и юридическое лицо и его руководитель?

Поскольку в АПК установлено, что арбитражный суд рассматривает только те дела об административных правонарушениях, рассмотрение которых отнесено к компетенции арбитражного суда КоАП РФ, то к подведомственности арбитражного суда относятся дела о привлечении к административной ответственности только юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (абз.3 ч.3 ст.23.1 КоАП, ст.202 АПК). Дела о привлечении к административной ответственности руководителей организаций, для которых установлена административная ответственность как для должностных лиц, подведомственных суду общей юрисдикции.

К ведению арбитражного суда КоАП относит 20 составов административных правонарушений. Среди них:

• производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам (ст.6.14);

• нарушение порядка распоряжения объектом нежилого фонда, находящимся в федеральной собственности, и использования указанного объекта (ст.7.24);

• осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии) (ст.14.1);

• незаконное использование товарного знака (ст.14.10);

• незаконное получение кредита (ст.14.10);

• фиктивное или преднамеренное банкротство (ст.14.12);

• промышленное производство этилового спирта в объемах, превышающих квоты (ч. 1 ст. 14.17);

• ненадлежащее управление юридическим лицом (ст.14.21);

• нарушение правил обязательной сертификации (ч.2 ст.19.19);

другие дела.

Возбуждение дела. Производство по указанным делам возбуждается на основании заявлений о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.

Заявление подается органами и должностными лицами, уполномоченными в соответствии с федеральным законом

составлять протоколы об административных правонарушениях.

К таким должностным лицам закон относит, например, должностных лиц органов внутренних дел (милиции); должностных лиц налоговых органов; должностных лиц органов, осуществляющих государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей и юридических лиц; должностных лиц экспортного контроля.

Заявление о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.

В заявлении, помимо реквизитов общего характера, должны также быть указаны:

• дата и место совершения действий, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении;

• должность, фамилия, инициалы лица, составившего протокол об административном правонарушении;

• сведения о лице, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении;

• нормы закона, предусматривающего административную ответственность за действия, послужившие основанием для составления протокола об административном правонарушении;

• требования заявителя о привлечении к административной ответственности.

Поскольку подтверждением совершения административного правонарушения является протокол об административном правонарушении, то он обязательно должен быть приложен к заявлению о привлечении к административной ответственности.

Помимо протокола к заявлению прилагаются уведомление о вручении или иной документ, подтверждающий направление копии заявления лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.

Судебное разбирательство и принятие решения. Рассмотрение данной категории дел осуществляется судьей единолично.

Закон устанавливает сокращенные сроки рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности. Такие дела должны быть рассмотрены в срок не превышающий 15 дней со дня поступления в арбитражный суд заявления о привлечении к административной ответственности, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу. В КоАП РФ не установлено иного срока рассмотрения дела об административном правонарушении (ст.29.6).

Срок на рассмотрение дела может быть продлен арбитражным судом до одного месяца. Продление срока возможно в случае ходатайства об этом лиц, участвующих в деле, либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела. О продлении срока рассмотрения дела арбитражный суд должен вынести мотивированное определение.

Арбитражный суд вправе признать обязательной явку в судебное заседание представителя административного органа и лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, и вызвать их в судебное заседание. В случае неявки этих лиц в судебное заседание судья арбитражного суда вправе наложить на них штраф в порядке и размерах, установленных в законе (ч.4 ст.205 АПК).

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, возложена законом на должностное лицо.

Должностное лицо представляет в суд доказательства, необходимые для рассмотрения дела и принятия решения. В случае непредставления таких доказательств арбитражный суд может их истребовать от административного органа (должностного лица) по своей инициативе.

Арбитражный суд, рассматривая дело о привлечении к административной ответственности, выясняет в судебном заседании:

• имелось ли событие административного правонарушения;

• имелся ли факт совершения правонарушения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении;

• имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении;

• имелись ли полномочия у административного органа, составившего протокол;

• предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения;

• имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол.

Арбитражный суд определяет также меры административной ответственности.

К обстоятельствам, подлежащим выяснению в арбитражном суде, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности КоАП РФ также относит виновность лица, совершившего административное правонарушение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения (ст.26.1).

По результатам рассмотрения дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд должен вынести либо решение о привлечении к административной ответственности, либо об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности

В резолютивной части решения о привлечении к административной ответственности должны содержаться:

• наименование лица, привлеченного к административной ответственности, его место нахождения или место жительства, сведения о его государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;

• нормы закона, на основании которых данное лицо привлекается к административной ответственности;

• вид административного наказания и санкции, возложенные на лицо, привлеченное к административной ответственности.

Решение арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности может быть обжаловано в апелляционном порядке. Апелляционная жалоба может быть подана в течение 10 дней со дня принятия решения.

Если при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции решение не было изменено или отменено, то оно вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Если решение арбитражного суда не было обжаловано в апелляционном порядке, то оно вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия.

Копия решения арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности в трехдневный срок со дня его принятия направляется арбитражным судом лицам, участвующим в деле.

Копия решения может быть также направлена арбитражным судом в вышестоящий в порядке подчиненности административный орган.

Рассмотрение дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности. Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, может быть обжаловано в арбитражный суд (ч.3 ст.30.1 КоАП РФ).

Дела об оспаривании постановлений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства с применением специальных норм, установленных как в АПК РФ (ст.207-211), так и в КоАП РФ (ст.30.1-30.8).

Если в КоАП РФ предусмотрены иные правила, чем установленные в АПК, то применяться должны нормы КоАП РФ. Это следует из содержания ч.1 ст.189 АПК, согласно которой дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений рассматриваются по правилам искового производства, предусмотренным в настоящем разделе, если иные правила административного судопроизводства не предусмотрены федеральным законом.

Возбуждение производства по делу. Средством возбуждения производства по делу об обжаловании решений административных органов о привлечении к административной ответственности является жалоба (ст.30.2 КоАП) или заявление (ч.2 ст.207 АПК).

Жалоба (заявление) подается лицом, осуществляющим предпринимательскую и иную экономическую деятельность в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства заявителя.

Для обжалования постановления, решения по делам об административных правонарушениях законом установлен 10-дневный срок. Началом течения этого срока считается день вручения или получения копии обжалуемого постановления, решения.

В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен по ходатайству заявителя.

По ходатайству заявителя исполнение постановления, решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть приостановлено арбитражным судом.

В заявлении (жалобе) должны быть указаны:

• наименование административного органа, принявшего обжалуемое постановление, решение;

• название, номер, дата принятия постановления, решения и иные сведения о нем;

• права и законные интересы заявителя, которые нарушены, по его мнению, обжалуемым постановлением, решением;

• требование заявителя и основания, по которым он обжалует постановление, решение.

К заявлению (жалобе) необходимо приложить текст обжалуемого постановления, решения, а также уведомление о вручении или иной документ, подтверждающие направление копии заявления в административный орган, принявший обжалуемое постановление, решение.

В силу указания закона заявление об обжаловании постановления, решения административного органа о привлечении к административной ответственности не облагается государственной пошлиной (ч.4 ст.208 АПК).

Подготовка дела к судебному разбирательству. Особенности этой стадии установлены в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья при подготовке дела по жалобе на постановление, решение административного органа к рассмотрению совершает следующие действия:

1) выясняет, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения жалобы данным судьей (т.е. разрешает вопрос об отводе), а также обстоятельства, исключающие производство по делу (такие обстоятельства перечислены в ст.24.5 КоАП);

2) разрешает ходатайства, при необходимости назначает экспертизу, истребует дополнительные материалы, вызывает лиц, участие которых признано необходимым при рассмотрении жалобы (указанные действия необходимо совершить именно на стадии подготовки дела к судебному разбирательству, поскольку в соответствии с законом дело должно быть рассмотрено в 10-дневный срок, включая стадию подготовки дела и принятия решения по делу);

3) направляет жалобу со всеми материалами дела на рассмотрение по подведомственности, если ее рассмотрение не относится к компетенции арбитражного суда (ст.30.4 КоАП).

Судебное разбирательство и принятие решения по делу. При рассмотрении дела об обжаловании постановления, решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность обжалуемого постановления, устанавливает:

• наличие полномочий административного органа, принявшего обжалуемое постановление;

• имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности;

• соблюден ли установленный законом порядок привлечения к ответственности;

• не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Для выяснения перечисленных вопросов арбитражный суд заслушивает объяснения лиц, привлеченных к административной ответственности.

При необходимости могут быть заслушаны показания иных лиц, участвующих в рассмотрении жалобы (заявления), пояснения специалиста, заключение эксперта, а также исследованы другие доказательства.

Обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для привлечения лица к административной ответственности, возлагается законом на административный орган, принявший обжалуемое постановление.

Арбитражный суд при рассмотрении указанной категории дел проверяет обжалуемое постановление в полном объеме, независимо от доводов, содержащихся в жалобе (заявлении).

В АПК предусмотрены следующие полномочия арбитражного суда:

1) признать обжалуемое постановление административного органа незаконным и отменить его полностью;

2) признать обжалуемое постановление административного органа незаконным в части и изменить его;

3) оставить обжалуемое постановление без изменения, а жалобу (заявление) без удовлетворения (ч.2, 3 ст.211 АПК).

 

Перечень полномочий суда по результатам рассмотрения жалобы, предусмотренный в КоАП РФ значительно шире. В соответствии с ним суд вправе вынести одно из следующих решений:

1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;

2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;

3) об отмене постановления и прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.2.9, 24.5 КоАП, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;

4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;

5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными органом, должностным лицом (ст.30.7 КоАП).

Поскольку указанная норма является специальной, то при вынесении решения по делу по жалобе на постановление административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд должен применять ее.

Решение арбитражного суда по делам рассматриваемой категории может быть обжаловано в апелляционном порядке в десятидневный срок со дня его принятия.

Если при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции решение не было изменено или отменено, то оно вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.