Анализ рентабельности деятельности

27.04.09

Финансовая устойчивость текущей деятельности предприятия

Условие финансовой устойчивости записывается следующим образом:

3.Запасы < собственные оборотные средства + краткосрочные кредиты и займы

 

 

 

Условие финансовой устойчивости не выполняется.

Разница чистых активов и уставного капитала

 

 

 

20000-11000-2000-4500>0

Экономический смысл данного показателя состоит в том, что он отражает получало ли предприятие прибыль и возрос ли за счет этого собственный капитал или он состоит только из УК (для случая, когда этот показатель=0). Отрицательный результат свидетельствует об убыточной деятельности.

Финансовая стабильность

Финансовая стабильность предприятия определяется величиной изменения показателей и коэффициентов, характеризующих ликвидность, финансовую независимость и устойчивость, а также тенденции их изменения. Если размеры абсолютного роста и темпы прироста этих показателей величины положительные и приблизительно равные, то деятельность предприятия можно признать финансово стабильно-растущей. Если величины отрицательные – финансово стабильно снижающиеся. Если размеры абсолютного прироста у этих показателей изменяются и по размерам и по направлениям, то деятельность предприятия признается как финансово нестабильная и неустойчивая.

Этап 5. Анализ деловой активности

Деловая активность менеджмента предприятия оценивается по различным показателям оборачиваемости средств.

1. Общая капиталоотдача (фондоотдача, оборачиваемость активов)

В – выручка

А – итог актива баланса

≤122

2. Отдача основных производственных средств и нематериальных активов (оборачиваемость внеоборотных активов)

 

=

3. Оборачиваемость оборотных активов

 

 

4. Оборачиваемость материальных запасов

 

 

5. Оборачиваемость дебиторской задолженности

 

 

Кроме приведенных коэффициентов, аналогичным образом может определяться оборачиваемость собственного капитала

Приведенные в формулах рекомендуемые значения весьма условны и при анализе деловой активности чаще ориентируются не на абсолютные значения, а на динамику изменения этих показателей (растет или уменьшается).

Также сравнение расчетных показателей оборачиваемости можно проводить со средними или лучшими значениями по отрасли. Для всех приведенных коэффициентов, измеряемых в числе оборотов, положительной тенденцией является рост, а для измеряемых в днях – снижение.

 

1. Общая рентабельность предприятия (активов)

 

БП – балансовая прибыль

А – итог активов баланса

2. Чистая рентабельность

 

3. Рентабельность собственного капитала

 

4. Общая рентабельность продаж

 

5. Чистая рентабельность продаж

 

 

6. Рентабельность продукции (вида деятельности)

 

 

Анализ ценовой конкурентоспособности и стратегии развития

К показателям ценовой конкурентоспособности относят такие показатели как:

1. Порог рентабельности

2. Запас финансовой прочности

Порог рентабельности продукции или критический объем продаж определяется по формуле:

 

 

 

P – цена;

F, V – издержки(постоянные, переменные).

Критический объем продаж – это такой объем выручки, при которой предприятие способно покрыть все свои издержки, но не получить прибыли, то есть рентабельность деятельности равна 0. Следует стремиться к снижению порога рентабельности, так как чем он ниже, тем при меньшем объеме продаж предприятие начинает получать прибыль. Рассмотрим, каким образом влияют на порог рентабельности входящие в формулу параметры:

1. Увеличение цены на реализуемую продукцию ведет к снижению порога рентабельности.

2. Рост переменных и постоянных издержек приводит к увеличению порога рентабельности.

Ценовая конкурентоспособность предприятия обеспечивается, если критический объем продаж ниже фактического объема продаж. В этом случае предприятие при необходимости может снизить цену на продаваемый товар с целью повышения конкурентоспособности и остаться при этом прибыльным.

Запас финансовой прочности определяется разницей между фактической выручки и порогом рентабельности.

 

Запас финансовой прочности определяет нвсколько можно снизить цены и потерять выручку, чтобы при этом деятельность предприятия не оказалась убыточной. Чем выше значение этого показателя, тем более финансово устойчиво предприятие и тем более конкурентоспособно предприятие или его продукция в завоевании рынка за счет снижения цен.

Основным показателем оценки стратегии развития предприятия является «золотое правило» экономики. Если это правило выполняется, значит финансово-экономическая деятельность предприятия успешна и оно развивается. Правило выполняется в том случае, если выполняются три условия:

 

ТАК – темп роста авансированного капитала;

Твыр – темп роста выручки;

ТБП – темп роста балансовой прибыли.