Анализ рентабельности деятельности
27.04.09
Финансовая устойчивость текущей деятельности предприятия
Условие финансовой устойчивости записывается следующим образом:
3.Запасы < собственные оборотные средства + краткосрочные кредиты и займы
Условие финансовой устойчивости не выполняется.
Разница чистых активов и уставного капитала
20000-11000-2000-4500>0
Экономический смысл данного показателя состоит в том, что он отражает получало ли предприятие прибыль и возрос ли за счет этого собственный капитал или он состоит только из УК (для случая, когда этот показатель=0). Отрицательный результат свидетельствует об убыточной деятельности.
Финансовая стабильность
Финансовая стабильность предприятия определяется величиной изменения показателей и коэффициентов, характеризующих ликвидность, финансовую независимость и устойчивость, а также тенденции их изменения. Если размеры абсолютного роста и темпы прироста этих показателей величины положительные и приблизительно равные, то деятельность предприятия можно признать финансово стабильно-растущей. Если величины отрицательные – финансово стабильно снижающиеся. Если размеры абсолютного прироста у этих показателей изменяются и по размерам и по направлениям, то деятельность предприятия признается как финансово нестабильная и неустойчивая.
Этап 5. Анализ деловой активности
Деловая активность менеджмента предприятия оценивается по различным показателям оборачиваемости средств.
1. Общая капиталоотдача (фондоотдача, оборачиваемость активов)
В – выручка
А – итог актива баланса
≤122
2. Отдача основных производственных средств и нематериальных активов (оборачиваемость внеоборотных активов)
=
3. Оборачиваемость оборотных активов
4. Оборачиваемость материальных запасов
5. Оборачиваемость дебиторской задолженности
Кроме приведенных коэффициентов, аналогичным образом может определяться оборачиваемость собственного капитала
Приведенные в формулах рекомендуемые значения весьма условны и при анализе деловой активности чаще ориентируются не на абсолютные значения, а на динамику изменения этих показателей (растет или уменьшается).
Также сравнение расчетных показателей оборачиваемости можно проводить со средними или лучшими значениями по отрасли. Для всех приведенных коэффициентов, измеряемых в числе оборотов, положительной тенденцией является рост, а для измеряемых в днях – снижение.
1. Общая рентабельность предприятия (активов)
БП – балансовая прибыль
А – итог активов баланса
2. Чистая рентабельность
3. Рентабельность собственного капитала
4. Общая рентабельность продаж
5. Чистая рентабельность продаж
6. Рентабельность продукции (вида деятельности)
Анализ ценовой конкурентоспособности и стратегии развития
К показателям ценовой конкурентоспособности относят такие показатели как:
1. Порог рентабельности
2. Запас финансовой прочности
Порог рентабельности продукции или критический объем продаж определяется по формуле:
P – цена;
F, V – издержки(постоянные, переменные).
Критический объем продаж – это такой объем выручки, при которой предприятие способно покрыть все свои издержки, но не получить прибыли, то есть рентабельность деятельности равна 0. Следует стремиться к снижению порога рентабельности, так как чем он ниже, тем при меньшем объеме продаж предприятие начинает получать прибыль. Рассмотрим, каким образом влияют на порог рентабельности входящие в формулу параметры:
1. Увеличение цены на реализуемую продукцию ведет к снижению порога рентабельности.
2. Рост переменных и постоянных издержек приводит к увеличению порога рентабельности.
Ценовая конкурентоспособность предприятия обеспечивается, если критический объем продаж ниже фактического объема продаж. В этом случае предприятие при необходимости может снизить цену на продаваемый товар с целью повышения конкурентоспособности и остаться при этом прибыльным.
Запас финансовой прочности определяется разницей между фактической выручки и порогом рентабельности.
Запас финансовой прочности определяет нвсколько можно снизить цены и потерять выручку, чтобы при этом деятельность предприятия не оказалась убыточной. Чем выше значение этого показателя, тем более финансово устойчиво предприятие и тем более конкурентоспособно предприятие или его продукция в завоевании рынка за счет снижения цен.
Основным показателем оценки стратегии развития предприятия является «золотое правило» экономики. Если это правило выполняется, значит финансово-экономическая деятельность предприятия успешна и оно развивается. Правило выполняется в том случае, если выполняются три условия:
ТАК – темп роста авансированного капитала;
Твыр – темп роста выручки;
ТБП – темп роста балансовой прибыли.