Антикризисные стратегии промышленного предприятия.
Таблица 5.1.1.
Порядок разработки антикризисной стратегии.
Глава 5. Выведение предприятия из кризиса.
В развитии каждой организации существует вероятность наступления кризиса. Кризисная ситуация может возникнуть на любой стадии жизненного цикла предприятия. Поэтому любое управление должно быть антикризисным, т.е. построенным на учете возможности и опасности кризиса. В антикризисном управлении решающее значение имеет стратегия управления. При разработке антикризисной стратегии все усилия сосредотачиваются на путях и средствах выхода из кризиса.
По своему существу стратегия представляет собой многомерную экономическую категорию, описывающую технологию функционирования организации в достижении определенных целей.
Выделяют следующие группы правил, определяющих стратегию организации:
1) правила оценки результатов деятельности (они определяют курс и формируют план);
2) правила отношения с внешней средой определяют продуктово-рыночную стратегию);
3) правила отношений и процедур внутри организации (организационная концепция);
4) правила повседневной деятельности (оперативные приемы).
Антикризисная стратегия организаций разрабатывается на сравнительно короткий период (1-3 года) и имеет сильно выраженные адаптивные характеристики; она содержит множество реорганизационных мероприятий и организационно-технологических новаций.
Особенностью антикризисной стратегии является ее ограниченный по сроку и содержанию характер. Такая стратегия считается реализованной, если организация вступила в сбалансированное развитие и намеченное устойчивое состояние. Антикризисную стратегию рассматривают как средство преодоления кризиса.
Таким образом, антикризисная стратегия представляет собой программный документ, содержащий название целей (конечных и промежуточных), ресурсы и способы их вовлечения (персонал, фонды, отношения собственности), технологию решения задачи по выводу ее из кризиса (структура организации, правили производственно-финансовой и маркетинговой деятельности).
Антикризисные стратегии промышленного предприятия отличаются от обычных стратегий. Сравнительные характеристики общих и антикризисных стратегий приведены в таблице 5.1.1.
Показатели | Стратегии | |
общие | антикризисные | |
Цели | Сбалансированное прогрессирующее развитие | Быстрый выход из нестабильного состояния |
Основное внимание | Долгосрочным программам | Секторам и этапам работ по преодолению в них недоборов |
Средства | В основном из внешних ресурсов | В основном из внутренних ресурсов |
Бизнес | Магистральные производства, ориентированные на крупные сегменты рынка | Диверсификация, создание малых (мелкосерийных) производств для множества малых сегментов рынка |
НИОКР | Фундаментальные исследования и разработки | Быстрая отдача при малых дополнительных затратах |
Производство | Расширение массовости и крупносерийности, лидерство по издержкам | Диверсификация, повышение качества традиционных изделий, ориентация на товарно-дифференцированный маркетинг |
Одной из постоянных функций антикризисной стратегии промышленного предприятия является оценка и прогнозирование возможности ее вхождения в кризисное состояние. При равновесном функционировании предприятия такая задача носит в основном прогнозно-аналитический характер, а на этапе кризиса приобретает черты ограниченной по срокам стратегии.
В кризисном предприятии присутствуют внешние и внутренние причины кризисности. В связи с этим важное значение имеет оценка внешней среды и составление на этой основе ее вероятностного состояния в перспективе.
Точная и своевременная диагностика состояния предприятия – это первый этап в разработке стратегии антикризисного управления деятельностью предприятия.
Для начала проводится анализ внешних факторов с целью выявления причин кризиса. Анализ проводится в несколько этапов:
1) анализ макросреды (политического и экономического окружения, социального и технологического окружения и т.д.);
2) анализ конкурентной среды (покупатели, поставщики, конкуренты внутри отрасли, потенциальные конкуренты и т.д.).
Наряду с анализом внешней среды важно провести детальное исследование реального состояния предприятия. Кризисная ситуация на предприятии – признак или слабой стратегии, или плохой ее реализации.
Поэтому, анализируя стратегию, важно выделить следующие моменты:
1) оценка эффективности текущей стратегии – определение места предприятия среди конкурентов, размера рынка, групп потребителей, объема продаж и т.п.;
2) определение сильных и слабых сторон предприятия, его угроз и возможностей;
3) оценка конкурентоспособности цен и издержек предприятия – цены и затраты предприятия должны сопоставляться с ценами и затратами конкурентов;
4) оценка прочности конкурентных позиций – определяются такие важные показатели как качество продукции, финансовое положение предприятия, его технологические возможности, продолжительность товарного цикла и т.п.;
5) выявление проблем вызвавших кризис.
Второй этап в разработке антикризисной стратегии – пересмотр миссии и системы целей предприятия. Необходимо проанализировать сможет ли предприятие в рамках своей прежней миссии выйти из кризиса и достичь конкурентных преимуществ. По необходимости проводится корректировка миссии предприятия.
Также каждое предприятие имеет свою систему целей, которые отражают интересы различных групп (собственников предприятия, сотрудников, покупателей, деловых партнеров, общества в целом). Именно цели являются исходным пунктом для стратегического планирования.
Наиболее затратным и наиболее эффективным элементом антикризисной стратегии предприятия являются механизмы преодоления кризисности в условиях изменяющейся внешней среды.
Реализация антикризисной стратегии предприятия предполагает ее четкое ресурсное обеспечение, что особенно затруднено в условиях неустойчивой внешней среды.