Антикризисные стратегии промышленного предприятия.

Таблица 5.1.1.

Порядок разработки антикризисной стратегии.

Глава 5. Выведение предприятия из кризиса.

В развитии каждой организации существует вероятность наступления кризиса. Кризисная ситуация может возникнуть на любой стадии жизненного цикла предприятия. Поэтому любое управление должно быть антикризисным, т.е. построенным на учете возможности и опасности кризиса. В антикризисном управлении решающее значение имеет стратегия управления. При разработке антикризисной стратегии все усилия сосредотачиваются на путях и средствах выхода из кризиса.

По своему существу стратегия представляет собой многомерную экономическую категорию, описывающую технологию функционирования организации в достижении определенных целей.

Выделяют следующие группы правил, определяющих стратегию организации:

1) правила оценки результатов деятельности (они определяют курс и формируют план);

2) правила отношения с внешней средой определяют продуктово-рыночную стратегию);

3) правила отношений и процедур внутри организации (организационная концепция);

4) правила повседневной деятельности (оперативные приемы).

Антикризисная стратегия организаций разрабатывается на сравнительно короткий период (1-3 года) и имеет сильно выраженные адаптивные характеристики; она содержит множество реорганизационных мероприятий и организационно-технологических новаций.

Особенностью антикризисной стратегии является ее ограниченный по сроку и содержанию характер. Такая стратегия считается реализованной, если организация вступила в сбалансированное развитие и намеченное устойчивое состояние. Антикризисную стратегию рассматривают как средство преодоления кризиса.

Таким образом, антикризисная стратегия представляет собой программный документ, содержащий название целей (конечных и промежуточных), ресурсы и способы их вовлечения (персонал, фонды, отношения собственности), технологию решения задачи по выводу ее из кризиса (структура организации, правили производственно-финансовой и маркетинговой деятельности).

Антикризисные стратегии промышленного предприятия отличаются от обычных стратегий. Сравнительные характеристики общих и антикризисных стратегий приведены в таблице 5.1.1.

Показатели Стратегии
общие антикризисные
Цели Сбалансированное прогрессирующее развитие Быстрый выход из нестабильного состояния
Основное внимание Долгосрочным программам Секторам и этапам работ по преодолению в них недоборов
Средства В основном из внешних ресурсов В основном из внутренних ресурсов
Бизнес Магистральные производства, ориентированные на крупные сегменты рынка Диверсификация, создание малых (мелкосерийных) производств для множества малых сегментов рынка
НИОКР Фундаментальные исследования и разработки Быстрая отдача при малых дополнительных затратах
Производство Расширение массовости и крупносерийности, лидерство по издержкам Диверсификация, повышение качества традиционных изделий, ориентация на товарно-дифференцированный маркетинг

 

Одной из постоянных функций антикризисной стратегии промышленного предприятия является оценка и прогнозирование возможности ее вхождения в кризисное состояние. При равновесном функционировании предприятия такая задача носит в основном прогнозно-аналитический характер, а на этапе кризиса приобретает черты ограниченной по срокам стратегии.

В кризисном предприятии присутствуют внешние и внутренние причины кризисности. В связи с этим важное значение имеет оценка внешней среды и составление на этой основе ее вероятностного состояния в перспективе.

Точная и своевременная диагностика состояния предприятия – это первый этап в разработке стратегии антикризисного управления деятельностью предприятия.

Для начала проводится анализ внешних факторов с целью выявления причин кризиса. Анализ проводится в несколько этапов:

1) анализ макросреды (политического и экономического окружения, социального и технологического окружения и т.д.);

2) анализ конкурентной среды (покупатели, поставщики, конкуренты внутри отрасли, потенциальные конкуренты и т.д.).

Наряду с анализом внешней среды важно провести детальное исследование реального состояния предприятия. Кризисная ситуация на предприятии – признак или слабой стратегии, или плохой ее реализации.

Поэтому, анализируя стратегию, важно выделить следующие моменты:

1) оценка эффективности текущей стратегии – определение места предприятия среди конкурентов, размера рынка, групп потребителей, объема продаж и т.п.;

2) определение сильных и слабых сторон предприятия, его угроз и возможностей;

3) оценка конкурентоспособности цен и издержек предприятия – цены и затраты предприятия должны сопоставляться с ценами и затратами конкурентов;

4) оценка прочности конкурентных позиций – определяются такие важные показатели как качество продукции, финансовое положение предприятия, его технологические возможности, продолжительность товарного цикла и т.п.;

5) выявление проблем вызвавших кризис.

Второй этап в разработке антикризисной стратегии – пересмотр миссии и системы целей предприятия. Необходимо проанализировать сможет ли предприятие в рамках своей прежней миссии выйти из кризиса и достичь конкурентных преимуществ. По необходимости проводится корректировка миссии предприятия.

Также каждое предприятие имеет свою систему целей, которые отражают интересы различных групп (собственников предприятия, сотрудников, покупателей, деловых партнеров, общества в целом). Именно цели являются исходным пунктом для стратегического планирования.

Наиболее затратным и наиболее эффективным элементом антикризисной стратегии предприятия являются механизмы преодоления кризисности в условиях изменяющейся внешней среды.

Реализация антикризисной стратегии предприятия предполагает ее четкое ресурсное обеспечение, что особенно затруднено в условиях неустойчивой внешней среды.