Информационная нагрузка и ее последствия.
Работа за компьютером может сопровождаться излишним напряжением мышц тела и глаз. При этом наши мышцы напрягаются не сами по себе - для их возбуждения необходимы нервные импульсы. Если мышцы пребывают в постоянно повышенном тонусе, это означает, что к ним непрерывно поступают импульсы из определенных отделов мозга, находящихся в возбужденном состоянии. Таким образом, основная проблема заключается не в статическом или зрительном, а в нервном напряжении.
Через наше сознание ежедневно проходит колоссальный объем информации, не сравнимый с тем, что перерабатывался мозгом людей, живших в прошлые века. Информационная нагрузка стала привычной и не воспринимается как нагрузка, но она утомляет и даже разрушает нашу психику, вызывая не только банальную усталость.
Компьютер имеет собственные ритмы подачи и обработки информации, проявляющиеся, например, в нечетком для глаза мигании изображения, которое отрицательно действует на наш мозг. Подстраиваясь, наш мозг тоже вынужден менять свои ритмы, свою биоэлектрическую активность (она становится более интенсивной). Какое-то время мозг может работать не хуже машины но не так долго, как она. Компьютер, как правило, подключен к внешнему источнику энергии, а мозг тратит собственные ресурсы. Они нуждаются в восполнении, о чем сигнализирует та же усталость.
Усталость - это еще не все. Получаемая нами информация, как правило, однобока: в ней преобладают словесные (вербальные) сообщения. Это приводит к несимметричной работе мозга и ряду специфических проблем. За обработку вербальной информации отвечают логические отделы мозга. Логическое мышление - это в основном функция коры левого полушария. У современных людей (особенно у мужчин) это полушарие мозга по сравнению с правым даже несколько больше по объему и массе, в нем функционирует большее количество кровеносных сосудов. Иными словами, левое полушарие является более востребованным и тренированным. Но логика и обработка вербальной информации - далеко не все, что может делать и что делает наша психика.
Левое полушарие оперирует вербальными символами - словами. Работа разума выражается через речь, которая дает нам возможность общаться, взаимодействовать с другими людьми.
Благодаря речи мы получаем основной багаж знаний, но далеко не все знания. По мнению американского философа Грегори Бейтсона, лишь 8% информации в ходе общения передается словами, остальные 92% сообщаются невербально, то есть без слов. Значит, компьютерное общение недодает более 90% того, что нам необходимо.
Во время разговора мы должны видеть выражение лица, позу, жесты, движения глаз, одежду собеседника, различать интонацию, темп и другие характеристики его голоса, чувствовать запахи, тепло. Словесное содержание сообщения - лишь небольшая верхушка айсберга. Смысл сказанного может меняться в зависимости от информации, поступающей по другим каналам.
Если человек говорит «Все правильно» саркастическим тоном, то фактически он передает невербальное сообщение прямо противоположного содержания. На компьютере можно пытаться передать тот же смысл с помощью дополнительных слов, междометий, смайликов и т. п.
Как правило, люди сосредотачивают внимание на вербальных аспектах коммуникации и не осознают невербальную часть. Однако нелогическая часть информации всегда присутствует и действует на наши чувства, вызывая различные реакции.
Общаясь с книгой или компьютером, мы либо испытываем эмоциональный голод, либо окрашиваем полученную информацию собственными эмоциями, невольно искажая смысл. Если помимо общения с компьютером мы живем полноценной жизнью, общаемся с живыми людьми, испытываем эмоции, то все это не особенно значимо.
Но ситуация становится угрожающей, когда компьютер начинает заменять близких и друзей. Особенно опасен в этом отношении детский возраст.
Ребенок, общаясь только с машиной, быстро попадает в психологическую зависимость от нее. Все положительные и отрицательные эмоции у таких детей опробованы только с помощью ПК. Постепенно это приводит к тому, что важнейшие потребности (получение удовольствия, удовлетворение любопытства, снятие напряжения) осуществляются только с помощью компьютера. Дети становятся раздражительными, некоммуникабельными, равнодушными ко всему, что не связано с компьютером. Как правило, у них нет друзей.
Чаще всего компьютер только заполняет уже существующую пустоту. Родители заняты работой, учителя имеют свои проблемы, общение со сверстниками непродуктивно, и компьютер становится самым терпеливым учителем и единственно надежным другом.
Со временем пропасть между ребенком и реальным миром увеличивается. Виртуальная вседозволенность влияет на неустойчивую психику малыша, и наступает момент, когда без вмешательства психолога или врача уже не обойтись.
Подобное происходит и со взрослыми - ведь многое зависит не от возраста, а от самого человека и его окружения. В США, по данным последних исследований, среди одиноких пенсионеров и домохозяек интернетчиков оказалось не меньше, чем среди молодежи.
Таким образом, при работе за компьютером возникают три основные проблемы, связанные с особенностями нашего мышления (или с информационной нагрузкой): усталость, эмоциональный голод, очеловечивание машины.
Все эти состояния обусловлены не общением с компьютером, а особенностями психики некоторых людей. Можно находиться в зависимости и от мужа-алкоголика, от никотина и т.д. Можно бояться обычного лифта. Чрезмерное увлечение фитнесом может вызвать опасное привыкание, схожее с тем, которое вызывают наркотики, алкоголь и азартные игры. К такому выводу пришли ученые из университета штата Орегон. Они провели эксперименты на двух группах мышей: одна группа была представлена обычными грызунами, другую специально приучали к физической активности. Затем обе группы подопытных животных лишили всякой возможности бегать, после чего уровень активности мозга у мышей-спортсменок оказался значительно выше, чем у другой группы. Причем активность фиксировалась именно в тех участках мозга, которые отвечают за привыкание к наркотикам, алкоголю и никотину.
Специалисты считают, что эти выводы можно распространить и на людей. Ежедневные занятия фитнесом вызывают сильное привыкание. В какой-то степени это хорошо, но у некоторых людей развивается состояние зависимости: поход в спортивный клуб становится важнее семьи, детей, работы и дружеских отношении. В экстремальных случаях привыкание к фитнесу вызывает бессонницу и даже депрессию.
При попытке директивно ограничить посещение фитнес - центра или общение с компьютером, не изменив при этом внутренние психологические процессы (не устранив причины проблем), вряд ли можно придти к положительному результату. Возможно, на короткий срок удастся сократить время, отводимое на Интернет. Но без комплексного лечения проблема мгновенно проявится другим способом и в другом месте.
Источник таких проблем следует искать в особенностях психики современного цивилизованного, человека. Поэтому необходимо настроить особенно детей на легкую и безопасную работу с компьютером.