Понятие о направленности личности и мотивации деятельности
Контрольные вопросы
Контрольные вопросы
1. Дайте определение личности и раскройте содержание этого понятия.
2. Раскройте соотношение понятий «индивида, «субъект деятельности*, «личность* и «индивидуальность*.
3. Что входит в структуру личности?
4. Раскройте проблему соотношения биологического и социального в личности.
5. В чем состоит суть концепции структуры личности К. К. Платонова?
6. Расскажите о структурном подходе А. Н. Леонтьева.
7. Расскажите о том, как рассматривались проблемы личности в работах Б. Г. Ананьева.
8. В чем состоит комплексный подход к исследованию личности Б. Ф. Ломова?
9. В чем состоит концепция развития личности Э.,Эриксона?
10. Что вы знаете о проблеме исследования устойчивости личностных свойств?
Рекомендуемая литература
1. Лсмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихол. анализа: Учеб. лля вузов по спец. «Психологии». — М.: Изд-во МГУ, 1990.
2. Берне Р. В. Развитие Я-концепции и воспитание; Пер. с англ. / Общ. ред. В. Я. Пили-повского. — М.: Прогресс, 1986.
3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психол, исследование. — М.: Просвещение, 1968.
4. Бодалев А. А. Психология о личности. — М.: Изд-во МГУ, 1988.
5. Братусь Б. С. Аномалии личности. — М.: Мысль, 1988.
6. Коп И. С. Постоянство и изменчивость личности // Психол. журнал. — 1987. — № 4.
7. Леонгард К. Акцентуированные личности. — Киев; Вища школа, 1989.
8. Леонтъев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — 2-е изд. — М.: Политиздат, 1977.
9. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. — Л.: Медицина, 1960.
10. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М.: Политиздат, 1982.
11. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 1999.
1. Расскажите об основных этапах истории исследования проблемы личности.
2. Охарактеризуйте известные вам экспериментальные теории личности.
3. Расскажите о теориях личности, разработанных в рамках фрейдизма и неофрейдизма.
4. Как проблема личности изучается в гуманистической психологии?
5. Раскройте суть концепции личности П. Жане.
6. Что вы знаете о способах сбора экспериментальной информации о личности?
7. Охарактеризуйте суть факторного подхода к оценке личностных черт.
8. В чем суть типологического подхода?
Рекомендуемая литература
1. Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихол. анализа: Учеб. для вузов по спец. «Психология». — М: Изд-во МГУ, 1990. — 367 с.
2. Берне Р. В. Развитие Я-концепции и воспитание: Пер. с англ. / Общ. ред. В. Я. Пилп-повского. — М.: Прогресс, 1986.
3. БодшгевА. А. Психология о личности. — М.: Изд-во МГУ, 1988.
4. Зейгарпик Б. В. Теории личности в зарубежной психологии: Учеб, пособие для вузов. - М.: Изд-во МГУ, 1982.
5. Мельников В. М., Ямпольский Л, Т. Введение б экспериментальную психологию личности: Учеб, пособие для слушат. ИПК, препод. пед. дисциплин ун-тов и пед, пн-тов. — М.: Просвещение, 1985.
6. МарлипВ.С. Личность, как предмет психологического исследования. — Пермь, 1988,
7. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив, — М., 1982
8. Рубинштейн С, Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 1999.
9. Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. Произведении / Сост., науч. ред. М. Г. Ярошевский. - М.: Просвещение, 1989.
Ю.ЯрошевскийМ. Г. Психология в XX столетии: Теоретические проблемы развития психологической науки, — Изд. 2-е, доп. — М.: Политиздат, 1974.
Глава 22. Направленность и мотивы деятельности личности
Краткоесодержание
Понятие о направленности личности и мотивации деятельности, Основные формы направленности; влечение, желание, стремление, интересы, идеалы, убеждения. Понятие о мотиве. Проблема мотивации деятельности челопека. Понятие о потребности. Цель деятельности. Основные характеристики мотивационной сферы человека: широта, гибкость, иерархизировапность.
Психологические теории мотивации. Проблема мотивации в работах античных философов. Иррационализм. Теория аптомата. Роль эволюционной теории Ч. Дарвина в развитии проблемы мотивации повеления человека. Теории инстинктов. Теория биологических потребностей человека. Поведенческая теория мотивации и теория высшей нервной деятельности. Классификация человеческих потребностей по А. Маслоу, Мотивацией и 1>те концепции второй половины XX я. Теория деятель нос тного происхождения МотпвациошюЙ сферы человека А, Н, Лсонтьева,
Основные закономерности развития мотивационной сферы, Механизмы развития мотивов по А, Н, Лсонтьену. Основные этапы формирования мотива ни он но и сферы у детей. Особенности первых интересов детей. Особенности формирования мотивациопной сферы в дошкольном и школьном возрасте. Роль игры в формировании мотивационной сферы.
Мотивированное поведение как характеристика личности. Мотивация достижения и избегания. Уровень притязаний и самооценка. Особенности проявления мотивов аффнлиации и власти. Мотив отвержения. Просоциальное поведение. Агрессия и мотив агрессивности. Типы агрессивных действий ло А. Бандуре. Тенденции к агрессии и тенденции к подавлению агрессии.
В отечественной психологии существуют различные подходы к исследованию личности. Однако, несмотря на различия в трактовках личности, во всех подходах в качестве ее ведущей характеристики выделяется направленность. Существуют разные определения этого понятия, например «динамическая тенденция» (С. Л. Рубинштейн), «смыслообразующий мотиву (А. Н. Леонтьев), «доминирующее отношение* (В. Н. Мясищев), «основная жизненная направленность» (Б. Г. Ананьев), «динамическая организация сущностных сил человека» (А. С. Прангишвили).
Чаще всего в научной литературе под направленностью понимают совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации,
Следует отметить, что направленность личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания. Направленность — это установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Причем в основе всех форм направленности личности лежат мотивы деятельности.
Кратко охарактеризуем каждую из выделенных форм направленности в порядке их иерархии. Прежде всего, следует остановиться на влечении. Принято считать, что влечение — это наиболее примитивная, по своей сути биологическая форма направленности. С психологической точки зрения — это психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Как правило, влечение является преходящим явлением, поскольку представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается, превращаясь в желание.
Желание — это осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному. Следует отметить, что желание, будучи достаточно осознанным, имеет побуждающую силу. Оно обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана. Данная форма направленности характеризуется осознанием не только своей потребности, но и возможных путей ее удовлетворения.
Следующая форма направленности — стремление. Стремление возникает тогда, когда в структуру желания включается волевой компонент. Поэтому стремление часто рассматривается в качестве вполне определенного побуждения к деятельности.
Наиболее ярко характеризуют направленность личности ее интересы. Интерес — это специфическая форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке личности в окружающей действительности. Субъективно интерес обнаруживается в эмоциональном тоне, сопровождающем процесс познания или внимание к определенному объекту. Одной из наиболее существенных характеристик интереса является то, что при его удовлетворении он не угасает, а, наоборот, вызывает новые интересы, соответствующие более высокому уровню познавательной деятельности.
Интересы являются важнейшей побудительной силой к познанию окружающей действительности. Различают непосредственный интерес, вызываемый привлекательностью объекта, и опосредованный интерес к объекту как средству достижения целей деятельности. Косвенной характеристикой осознанности потребностей, отражающихся в интересах, является устойчивость интересов, которая выражается в длительности их сохранения и в их интенсивности. Также следует подчеркнуть, что широта и содержание интересов могут служить одной из наиболее ярких характеристик личности.
Интерес в динамике своего развития может превратиться в склонность. Это происходит тогда, когда в интерес включается волевой компонент. Склонность характеризует направленность индивида на определенную деятельность. Основой склонности является глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности, т. е. интерес к определенному виду деятельности. В качестве основы склонности также может выступать стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с данной потребностью. Принято считать, что возникшая склонность может рассматриваться в качестве предпосылки к развитию определенных способностей.
Следующая форма проявления направленности личности — это идеал. Идеал -это конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности индивида, т. е. то, к чему он стремится, на что ориентируется. Идеалы человека могут выступать в качестве одной из наиболее значимых характеристик мировоззрения человека, т. е. его системы взглядов на объективный мир, на место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе. В мировоззрении отражаются не только идеалы, но и ценностные ориентации людей, их принципы познания и деятельности, их убеждения.
Убеждение — высшая форма направленности — это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. В основе убеждений лежат осознанные потребности, которые побуждают личность действовать, формируют ее мотивацию к деятельности.
Поскольку мы подошли к проблеме мотивации, следует отметить, что в поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудитель-, пая и регуляционная. Рассмотренные нами ранее психические процессы и состояния обеспечивают в основном регуляцию поведения. Что же касается его стимуляции, или побуждений, обеспечивающих активизацию и направленность поведения, то они связаны с мотивами и мотивацией.
Мотив — это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребности субъекта. Под мотивом также часто понимают причину, лежащую в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта.
Термин «мотивация» представляет собой более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация* используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое Другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Чаще всего в научной литературе мотивация рассматривается как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.
Вопрос о мотивации деятельности возникает каждый раз, когда необходимо объяснить причины поступков человека. Причем любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, а во втором — внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т. п., а во втором —'о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации. Иногда все психологические факторы, которые как бы из* нутри, от человека определяют его поведение, называют личностными диспозициями. Тогда соответственно говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения.
Внутренняя (диспозиционная) и внешняя (ситуационная) мотивации взаимосвязаны. Диспозиции могут актуализироваться под влиянием определенной ситуации, а активизация определенных диспозиций (мотивов, потребностей) приводит к изменению восприятия субъектом ситуации. Его внимание в таком случае становится избирательным, и субъект предвзято воспринимает и оценивает ситуацию, исходя из актуальных интересов и потребностей. Поэтому любое действие человека рассматривают как двояко детерминированное: диспозиционно и ситуационно.