Типология политических процессов

Режимы политического процесса

Политический процесс не развивается по заданному алгоритму, может носить циклический, волнообразный характер и иметь несколько эволюционных альтернатив. Также возможно выделение режимов политического процесса:

1.Режим функционирования характеризуется наличием стабильных и перманентно воспроизводящихся отношений между электоратом и политической элитой, гражданами и государственными структурами, политическими партиями, органами местного самоуправления. Политическая традиция и преемственность являются приоритетными. Политическая система сохраняет свои качества. Инновационный компонент слабо выражен.

2.Режим развитияхарактеризуется высоким уровнем адаптивности властных структур к внешним социальным условиям. Структуры и механизмы власти обеспечивают такой уровень государственной политики, который позволяет быстро реагировать на вызовы времени и новые социальные заказы, поступающие от гражданского общества внутри государства и на внешнеполитической арене.

3.Режим упадкахарактеризуется разрушением политической целостности. Динамика политического процесса в таких условиях приобретает негативную направленность. В политической системе начинает преобладать энтропия (внутренняя неупорядоченность системы) и центробежные тенденции. Это приводит к дезинтеграции всех элементов системы, несогласованность действий субъектов политики и распад режима приобретают необратимый характер. В конечном итоге это может привести центральную власть к потере легитимности и способности к управлению.

 

Политические процессы отличаются друг от друга по масштабам, направленности, длительности, акторам (участникам), характеру взаимодействия между субъектами и т. д. Потому существуют различные способы типологизации политических процессов, основанные на определенных критериях.

Так, исходя из масштабов политических процессов выделяют несколько его разновидностей:

 

1.Повседневные политические процессы – это процессы, связанные с непосредственным взаимодействием индивидуальных, групповых и частично институциональных акторов (например, законодательный процесс в каком-либо парламенте).

2.Исторический политический процесс – это процесс, связанный с деятельностью более крупных акторов (групп и институтов) в контексте какого-либо исторического события (например политическая революция, возникновение и развитие политической партии).

3.Эволюционный политический процесс характеризуется участием «крупных» акторов (институтов, политической системы в целом) и рассматривается в рамках длительных отрезков времени (такими процессами могут быть превращение города-полиса в имперскую столицу, трансформация политической системы, глобализационный процесс и т.д.).

 

С точки зрения значимости для общества выделяют:

 

1.Базовые политические процессы, влияющие или ведущие к изменению системных свойств политической жизни (например процесс формирования властных структур государственного уровня).

2.Периферийные политические процессы, которые характеризуются менее существенными изменениями, не оказывающими существенного влияния на доминирующие формы и способы отправления власти.

 

С точки зрения состояния общества выделяют:

 

1. Политический процесс стационарного типа, который осуществляется в рамках одной политической системы и характеризуется устойчивым воспроизводством политических отношений.

2. Политический процесс переходного типа, который характерен для переходного периода и осуществляется в условиях несбалансированности политической активности основных субъектов.

 

В зависимости от степени публичности политический процесс может быть следующих типов:

 

- Открытый политический процесс.Характеризуется тем, что политические интересы граждан проявляются систематически в электоральных волеизъявлениях, программах партий и общественных движений. Социальные контакты базируются на демократических принципах и процедурах.

- Закрытый политический процесс.В данном случае деятельность центральной власти характеризуется полным произволом, на население оказывается жесткое давление. Граждане государства оказываются полностью отстраненными не только от управления государством, но и от выработки стратегии и тактики развития.

- Теневой политический процесс базируется на официально не оформленных институтах и центрах власти, которые не были легитимизированы и признаны обществом. Он может существовать в виде альтернативы существующей законной власти в форме мафиозных кланов, паразитирующих на существующих государственных структурах.

 

По общественной направленности политический процесс может быть:

 

- инновационным(направленным на внедрение новых политических институтов);

- стабилизирующим (направленным на сохранение всего ценного в существующих структурах, недопущение деструктивных изменений);

- консервативным (направленным на сохранение всех старых институтов и форм взаимодействия);

- реакционным (заинтересованным в восстановлении институтов прошлого).

 

 

В зависимости от способов изменения социальной реальности политический процесс может быть революционным и эволюционным:

 

1. Революция представляет собой резкий и скачкообразный переход от одной социально-политической системы к другой в ходе открытого столкновения противоположных социально-политических сил вне традиционного механизма передачи высшей власти.

2. Эволюция – это путь постепенных изменений, путь реформ, при котором обеспечивается преемственность общественного развития.

 

Типологизация позволяет рассмотреть политический процесс с различных точек зрения и в разных плоскостях проявления, с учетом его масштабов, значимости для общества, направленности, способов изменения социальной реальности и других параметров. Вместе с тем, эти типологии и модели обладают значительной теоретической и эвристической ценностью, так как позволяют выделить некоторые основные элементы политических процессов, что позволяет проанализировать и сравнить проявление подобных процессов в различное время и в разных политических контекстах.