Методическая проработка учебного материала и создание обучающих сценариев.

Проектирование содержания курса и его состава.

Создание технологии компьютерного обучения языкам.

Итак, для создания обучающей программы выбран один из описанных выше методов. Каждая компьютерная программа, обучающая какому-либо аспекту языка, представляет собой некоторую совокупность более простых программ, связанных с обучением простым лингвистическим понятиям или явлениям. Обучающую программу в ее полном виде назовем автоматизированным учебным курсом (АУК) и определим ее следующим образом: АУК — это комплекс компьютерных программ, направленных на достижение одной или нескольких учебных целей (формирование, систематизация, закрепление, применение или контроль знаний и умений).

Рассмотрим создание технологии некоторого курса компьютерного обучения языкам.

Процедура создания или разработки компьютерной технологии обучения некоторому курсу состоит из следующих основных задач:

1) проектирование содержания курса и его состава;

2) методическая проработка учебного материала каждой отдельной задачи, входящей в состав курса, и создание ее обучающего сценария;

3) создание обучающей программы по данной задаче и ее экспериментальная проверка (тестирование);

4) объединение обучающих программ всех задач курса в единой АУК.

Рассмотрим каждую из перечисленных задач более подробно.

В процессе проектирования проводится детальный анализ учебной программы по конкретной дисциплине. При этом в ней выделяются разделы, темы, проблемы и задачи, в изучении которых может быть использован компьютер.

Например, в программе курса «Практическая грамматика английского языка» можно выделить два раздела: «Морфология» и «Синтаксис». В практических курсах по языкам, содержащих незначительный объем теоретического материала, разделы могут не выделяться. Здесь выявляются более мелкие составляющие (темы или проблемы).

Далее в составе каждого из выделенных разделов находят темы, в изучении которых эффективную помощь может оказать компьютер. Так, в составе разделов учебной программы «Практическая грамматика английского языка» выделяются конкретные темы. В «Морфологии» это: «Имя существительное»; «Глагол»; «Имя прилагательное»; «Имя числительное»; «Слово категории состояния»; «Наречие»; «Местоимение»; «Модальное слово»; «Частица»; «Предлог»; «Союз»; «Междометие». В «Синтаксисе» выделяют: «Синтаксические связи слов»; «Общие сведения о предложении»; «Коммуникативные типы предложений»; «Простое предложение»; «Односоставное предложение»; «Эллиптическое предложение»; «Сложносочиненное предложение»; «Сложноподчиненное предложение»; «Чужая речь»; «Пунктуация».

Каждая из тем, в свою очередь, представляется в виде совокупности проблем. Например, в составе темы «Глагол» учебной программы «Практическая грамматика английского языка» можно выделить следующие проблемы: «Основные признаки и типы глаголов»; «Лицо и число»; «Время и вид»; «Залог»; «Наклонение»; «Модальные глаголы»; «Инфинитив»; «Герундий»; «Причастие I»; «Причастие II».

Наконец, каждая проблема рассматривается как совокупность небольших конкретных задач (иногда это может быть и одна задача). Задача может содержать как чисто теоретический материал, так и конкретные практические задания (упражнения, вопросы). Возможна организация задач и на смешанной основе, где теоретические вопросы чередуются с практическими заданиями на усвоение теоретических правил. Например, проблема «Имя существительное» темы «Морфология» программы «Практическая грамматика английского языка» может быть представлена в следующих задачах:

1. Образование множественного числа английских имен существительных.

2. Образование притяжательного падежа имен существительных.

3. Способы выражения рода английских имен существительных.

4. Основные функции артикля.

5. Особые функции артикля.

Таким образом, вся программа по дисциплине представляется виде набора конкретных задач, которые необходимо решить с помощью компьютера. Возможны и другие подходы к проектированию структуры курса.

Пусть в составе некоторого курса выделено определенное число составляющих — учебных задач, например: «Образование множественного числа английских имен существительных», «Образование форм времени русского глагола» и т. п. Методическая проработка учебного материала каждой такой задачи, заключается в решении следующих конкретных заданий:

1. Конкретизировать тип учебной задачи.

2. Определить параметры, по которым будет оцениваться результат обучения данной учебной задаче.

3. Разработать формальные процедуры оценки знаний по данной учебной задаче.

4. Сформировать учебные цели рассматриваемой учебной задачи и представить их в формализованном виде.

5. Выработать критерии достижения поставленных учебных целей.

6. Подобрать учебный материал к задаче и определить порядок его предъявления.

7. Разработать модель действий обучаемого при решении данной задачи и представить ее в виде обучающего сценария.

При решении учебных задач с помощью компьютера различают достаточно большое число их типов. Выделим четыре типа учебных задач:

· обучающие задачи;

· тренирующие задачи;

· контролирующие задачи;

· комбинированные задачи, содержащие в себе элементы обучения и контроля.

Таким образом, строя обучающую программу конкретной задачи, необходимо выбрать один из этих четырех типов.

За достаточно большой период использования компьютеров в обучении иностранным языкам выработаны определенные параметры, с помощью которых можно оценивать результат обучения:

1) общее число полученных обучаемым заданий (вопросов и упражнений);

2) число верно выполненных заданий;

3) число неверно выполненных заданий;

4) время выполнения отдельного задания;

5) время выполнения всех заданий;

6) число подсказок, полученных обучаемым от обучающей системы в ходе решения задачи;

7) типы подсказок;

8) число полученных информационных справок (число переводов слов, выданных правил и т.д.);

9) число просьб о переформулировке задания;

10) число отказов от решения задачи;

11) типы предлагаемых справочных материалов (перевод, правило и т.п.);

12) число попыток, даваемых на выполнение задания;

13) типовые ошибки обучаемого при выполнении заданий;

14) частота употребления ошибок;

15) последовательность предъявляемых заданий;

16) уровень научности предъявляемого теоретического материала;

17) сумма баллов, полученных за все задания;

18) результирующая оценка за всю учебную задачу и т.п.

В процессе разработки обучающей программы автор обучающего сценария учебной задачи в зависимости от своего опыта, сложности задачи, типа используемого ПК и целого ряда других факторов выбирает определенное число таких параметров.

Разработка формальной процедуры оценки знаний при работе с конкретной учебной задачей, как правило, связана с перечисленными выше параметрами. Можно оценивать знания по абсолютному числу верно выполненных заданий: например, если правильно выполнено 95 % и более заданий, то система ставит обучаемому «отлично». Оценка «хорошо» ставится за 80-94% верных заданий, а «удовлетворительно» — за 50-79% правильных ответов. Еще один способ связан с начислением определенного числа баллов за каждое выполненное задание. Это число может зависеть от сложности задания, количества попыток дать правильный ответ, обращений за подсказками и дополнительной информацией, а также целого ряда других факторов. Итоговая оценка равна сумме баллов за все выполненные задания. Знания можно оценивать в зависимости от времени выполнения отдельных заданий и их совокупности в целом.

К оценке знаний нужно подходить очень осторожно. Обучаемый должен точно знать, как оцениваются все выполненные им задания, за что была снижена оценка. Обычно оценка снижается в большей степени за неправильный ответ и в меньшей степени за подсказку и обращение за помощь. Важно также чтобы выставляемая компьютером оценка в конечном итоге не отличалась от оценки, выставляемой за аналогичное задание опытным преподавателем. Поэтому выбранный способ оценки знаний в его окончательном виде принимается лишь после экспериментальной проверки работы компьютерной программы на контрольной группе обучаемых.

Цель обучения какой-либо учебной задаче — понятие довольно нечеткое, допускающее различные толкования. Чаще всего под целью обучения какой-либо задаче принято понимать описание состояния знаний, навыков, умений и других характеристик обучаемого, которое должно быть достигнуто в результате работы обучаемого с соответствующей обучающей программой. Нередко цель обучения с помощью компьютера представляется в виде двух списков: списка усваиваемых понятий и списка усваиваемых умений. Предполагается, что после работы с компьютерной программой обучаемый будет знать понятия, перечисленные в первом списке, и уметь делать то, что записано во втором списке.

При обучении некоторому явлению с помощью компьютера критерий достижения целей обучения обычно задается в виде некоторого числового параметра. Это может быть, например, результирующая оценка за определенное число специальных вопросов и упражнений, поставленная компьютером с учетом выданных им подсказок, справок, разъяснений. То же самое может быть сделано путем вычисления различных коэффициентов усвоения материала. Так, существуют такие коэффициенты:

Кусв12 и Кусв=N1/N2

В первом коэффициенте Т1 обозначает время, которое затратил на выполнение некоторого задания на компьютере опытный преподаватель, а Т2 — реальное время, потраченное на выполнение той же задачи с помощью компьютера обучаемым.

Во втором коэффициенте N1, представляет собой число специальных вопросов по выполняемой на компьютере задаче, на которые обучаемый дал верные ответы. N2 соответствует общему числу задаваемых обучаемому вопросов. Очевидно, в общих случаях, чем ближе коэффициент Кусв к единице, тем лучше усвоен материал.

Подбор учебного материала к выполняемой на компьютере задаче является одной из важнейших проблем компьютерного обучения. В методике известны общие принципы предъявления материала обучаемому: от известного к неизвестному, от простого к сложному, от наиболее употребительного к редко используемому. Каждая обучающая программа по иностранному языку должна иметь конкретное предназначение: научить туриста, обучить секретаря-референта, подготовить молодого человека к поступлению в университет и т. п. Именно этот факт должен определить тот лексический и грамматический минимум, который будет «вложен» в программу. Он определяет, что для данной категории обучаемых является наиболее употребительным, а что редко используемым. Известны различные подходы к классификации заданий по иностранному языку, предъявляемых для обучения с помощью компьютеров.

После отбора языковых явлений, которые будут предъявляться обучаемому, необходимо провести их тщательный анализ. Суть его заключается, с одной стороны, в выявлении наиболее типичных фактов, специфичных для каждого изучаемого явления, а с другой — в фиксации возможных исключений из таких фактов. Для усвоения тех и других должны быть предусмотрены специальные теоретические и практические задания. Чтобы практические задания для каждого обучаемого были разными и не повторялись при повторном запуске программы, целесообразно использовать генератор случайных чисел.

В процессе моделирования будущих действий обучаемых в ходе решения конкретной задачи на компьютере можно использовать два подхода:

1) эмпирический подход, предполагающий за основу таких действий принять действия опытного преподавателя;

2) теоретический подход, когда будущие обучающие действия определяются специальными принципами, выработанными в процессе теоретического исследования различных методов обучения языкам.

Результатом такого моделирования должен стать обучающий сценарий. Обучающий сценарий — это модель процесса обучения, опирающаяся на некоторый набор правил, упражнений и определенный метод обучения и представленная в виде последовательности обучающих кадров. Обычно сценарий представляется в виде диалога обучаемого с компьютером.

Обучающий кадр — это минимальный фрагмент обучающего сценария, несущий определенную методическую нагрузку: информационную, контрольную, выдачи заданий, обратной связи с обучаемым.

Существуют различные подходы к классификации кадров. В общем случае выделяют два типа кадров: основные и вспомогательные.

К числу основных обучающих кадров относятся:

1) информационные (И);

2) операционные (О);

3) обратной связи (С);

4) контрольные (К).

Среди вспомогательных обучающих кадров будем различать:

1) информирующие (ИФ);

2) иллюстрирующие (ИЛ);

3) директивные (ДР);

4) кадры разрядки (КР);

5) результирующие (РЗ).

Последние называются вспомогательными, потому что они, как правило, сопровождают основные кадры, определенным образом раскрывая или уточняя их содержание.

Рассмотрим подробнее основные типы кадров.

Информационный кадр — это текст учебного материала, предъявляемый обучаемому для усвоения определенного теоретического понятия. Если текст информации невелик, то он может высвечиваться на экране дисплея в полном объеме. Если же исходная информация велика, то на экране выводится название учебника или пособия с указанием тех страниц и параграфов, которые необходимо проработать обучаемому, прежде чем он начнет выполнять основные задания данной задачи.

Операционные кадры — это последовательность вопросов и упражнений, предъявляемых обучаемому с целью формирования у него знаний, умений и навыков по проблеме, излагаемой в информационных кадрах. Задания должны быть четкими и предусматривать несколько вариантов правильных ответов. Желательно, чтобы одно и то же задание иногда формулировалось по-разному для разнообразия процесса общения с компьютером. Как правило, такие высказывания задаются в виде предварительно заготовленных шаблонов с заполняемыми системой атрибутами.

Например:

«Образуйте, пожалуйста, множественное число от существительного X».

«Поставьте, пожалуйста, глагол X в прошедшее время».

«Найдите, пожалуйста, в предложении словосочетание X, соответствующее русскому словосочетанию Y».

В подобных высказываниях вместо Х (Y) подставляется конкретное слово, словосочетание, предложение, текст.

Кадры обратной связи служат для коррекции процесса обучения. Их цель — указать обучаемому его ошибки, разъяснить и подсказатъ правильное направление выбора ответа. Другое назначение этих кадров — показать обучаемому, что компьютер хорошо понимает каждое его действие, что машина — его верный помощник советник. И поэтому содержащиеся в таких кадрах разъяснения справки, подсказки должны быть составлены так, чтобы заинтересовать обучаемого. Предъявляемые на экране фразы должны быть близки к естественной беседе преподавателя и ученика. Каждый операционный кадр должен сопровождаться кадром обратной связи.

Среди кадров обратной связи выделяют:

· высказывания, свидетельствующие о правильном ответе обучаемого;

· высказывания, свидетельствующие о неправильном ответе обучаемого.

Высказывания, свидетельствующие о правильном ответе обучаемых, должны быть краткими. В то же время они должны содержать некоторые положительные оценивающие моменты, способствующие стимулированию работы обучаемого с компьютером, например:

«Верно! Молодец!»

«Ответ верен! Вы отлично поняли материал!»

«Отлично! Продолжайте в том же духе!»

Высказывания, свидетельствующие о неправильном ответе, чаще всего выбираются системой из заранее подготовленного списка. Они дифференцируют тип ошибки, подводят обучаемого к правильному ответу:

«Ответ неверен. Прочитайте, пожалуйста, еще раз третий абзац текста и дайте правильный ответ».

«Вы ошиблись! Форма множественного числа образуется с помощью суффикса -en. Введите ответ вновь».

«Вы допустили орфографическую ошибку. Попробуйте ответить еще раз».

Если генерируется высказывание, свидетельствующее о неправильном ответе, и при этом дается верный ответ, то оно может состоять как из простого шаблона, так и из шаблона с заполняемым атрибутом, например:

«Ответ вновь неверен. Правильный ответ — X». «Вы опять ошиблись. Словосочетанию X соответствует в русском языке словосочетание Y».

«Неверно. Это существительное не имеет формы множественного числа».

Контрольные кадры служат для проверки достижения обучаемым цели обучения с помощью специальных выдаваемых на эrран упражнений. Если такие упражнения выполняются обучаемый плохо, то возможно его «доучивание». Для этого используются все перечисленные типы кадров, только применяются они не к основному изучаемому материалу, а к некоторому дополнительному, выдаваемому по особой дополнительной программе.

Рассмотрим детальнее вспомогательные типы кадров. Информирующие кадры сообщают обучаемому о теме и цели занятия, дают указания об особенностях работы с данной программой. Например, информирующий кадр может быть таким:

ПК: ОБУЧАЮЩАЯ СИСТЕМА "АОС ВГУ" ПРИВЕТСТВУЕТ ВАС!

ВЫ ПРИСТУПАЕТЕ К ИЗУЧЕНИЮ СПОСОБОВ ОБРАЗОВАНИЯ МУЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА АНГЛИЙСКИХ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.

ЖЕЛАЕМ ВАМ БОЛЬШИХ УСПЕХОВ!

Информирующим будет и следующий кадр:

ПК: ЦЕЛЬ ДАННОГО ЗАНЯТИЯ - ИЗУЧЕНИЕ ВСЕХ ВОЗМОЖНЫХ СПОСОБОВ ОБРАЗОВАНИЯ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА АНГЛИЙСКИХ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.

Иллюстрирующие кадры содержат примеры стандартных приемов выполнения каких-либо действий (как выглядит глагол в инфинитивной форме, как записываются имена существительные во множественном числе, примеры подстановок слов и т.д.).

Директивные кадры служат для того, чтобы обратить внимание обучаемого на какую-нибудь информацию или на некоторую особенность работы с компьютером. Например:

ПК: ПОСЛЕ НАБОРА ОТВЕТА НАЖМИТЕ КЛАВИШУ [ENTER].

Кадры разрядки — это небольшие сообщения шуточного характера или какая-либо мультипликационная заставка. Их назначение — снижение чувства напряженности, страха от контакта с компьютером. Например:

ПК: БУДЬТЕ СМЕЛЕЕ! КОМПЬЮТЕР – ВАШ ДРУГ И ПОМОЩНИК.

Результирующие кадры сообщают обучаемому результат выполненного им действия. Они обязательно должны идти после каждого операционного кадра. Желательно, чтобы такой кадр сопровождался кадром разрядки, например:

ПК: ВЕРНО! МОЛОДЕЦ! ВЫ ХОРОШО РАЗОБРАЛИСЬ В ИЗУЧАЕМОМ МАТЕРИАЛЕ.

Или

ПК: НЕВЕРНО! БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ! ПОСТАРАЙТЕСЬ ПРАВИЛЬНО ВЫПОЛНИТЬ СЛЕДУЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ.

Обучающий сценарий записывается в виде последовательности пронумерованных кадров с указанием того, кто действует (ПК или обучаемый). Сценарий обычно начинается с информирующих и директивных кадров. Первые содержат название системы обучения, фамилии авторов, назначение системы. Вторые отмечают некоторые особенности работы с системой. Далее обучаемому предъявляется теоретический материал, который он должен знать для выполнения последующих заданий.

В процессе подготовки практических заданий необходимо предусмотреть несколько возможных правильных ответов на задаваемый вопрос или упражнение. В хорошем обучающем сценарии обычно предусматриваются наиболее вероятные неверные ответы обучаемых и соответствующие им подсказки. Необходимо заранее продумать действия компьютера в тех случаях, когда обучаемый отказывается ответить на вопрос или просит изменить его формулировку.