Введение

 

Что такое православие. Понятие Церковь. История православия как часть истории христианства. Что такое догмат и Символ веры. О Вселенских Соборах. Понятие Вселенской, или Кафолической церкви. Великий раскол 1054 г. Вероучительные отличия Восточной (Православной) церкви от Западной (Католической). Рим и Константинополь: борьба за первенство. Церковь на Востоке после разделения.

 

Прежде чем говорить о том, что такое «православие», сразу же скажем, что это самоназвание, которое появилось в христианской Церкви примерно во II-III веках нашей эры. Это слово не встречается ни в Новом Завете, ни в речениях Иисуса Христа, ни в посланиях его учеников (апостолов).

 

Христиане, следующие апостольской традиции, веря, что она передана им от самого Иисуса Христа и его учеников, стали называть себя «православными», чтобы отличаться тех, кто в своих богословских поисках уклонился от «истинного церковного учения». Таких людей, в противовес правильно исповедующим вероучение христианства, стали называть еретиками. Это слово происходит от греч. airesis - «мнение» (aireo - «определять, доказывать»).

 

Еретиков можно смело назвать религиозными диссидентами (инакомыслящими), первоначально это слово именно к ним и относилось и лишь впоследствии стало прилагаться к политическим инакомыслящим.

 

Ересь, по учению Церкви - сознательное и преднамеренное уклонение от какого-нибудь догмата христианской веры и, как следствие этого, выделение из состава Церкви нового общества; лжеучение; заблуждение.

 

Таким образом, до появления ересей - или лжеучений, если пользоваться языком Церкви, - называть себя православными у христиан не было никаких оснований или поводов. Для них было вполне достаточно именоваться христианами, как они сами себя и называли и как называло их внешнее, языческое окружение в Римской империи.

 

Вот первое по времени свидетельство, подтверждающее, что понятие «православие» появляется только во II веке от Рождества Христова. Известный апологет и проповедник христианства Климент Александрийский (150-215) словом «православие» в своих сочинениях обозначает «истинную веру и единомыслие всей Церкви в противовес инакомыслию и разногласию еретиков».

 

Каково же происхождение слова «православие»?

Православие - калька с греч. orthodoxia, букв. «правильное суждение», «правильное мнение», «правильное исповедание» веры. Это понятие сложилось с момента возникновения в ранней Церкви споров и разногласий об истинном, правильном христианском учении, что стало поводом для собрания представителей Церкви из всех провинций Римской империи на церковные съезды (Вселенские Соборы) для осуждения «лжеучений» и выработки общего, «правильного учения» Церкви.

Понятие «православие»нельзя рассматривать отдельно от таких понятий, как «христианство» и «Церковь».

Как мы уже говорили, изначальным здесь является слово «христианство». Производными от него являются – «христиане», «христианский». Отсюда возникает словосочетание «Христианская Церковь».

 

Напомним, что впервые последователи Иисуса Христа стали называть себя «христианами» еще в I веке нашей эры, в городе Антиохия, куда они бежали из-за гонений (преследований) со стороны иудеев Иерусалима (Деян. 11:26).

 

Так впервые появилось слово, которым стали называть последователей учения Иисуса Христа, причем им пользовались как враги христиан, так и те, кто им сочувствовал. До этого такого слова в лексиконе греко-римской культуры не было, как и не было слова «Церковь» в его нынешнем значении.

 

Что же такое Церковь? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно для начала обратиться к лингвистике.

 

Само слово Церковь (наравне со словами: славянским «црква», немецким kirche, английским church, финским kirka и др.) происходит от греч. kyriakon (кириакон), что значит «Дом Господень». Синонимом этого слова является греческое ekklesia (экклесия) – «община верующих» или «собрание». Именно поэтому в разных культурах народов Европы закрепились различные слова для определения одного и того же понятия – Церковь. Если для англо-саксонской культуры это kirche и church, то для романской культуры это фр. eglise, исп. iglesia, итал. chiesa. В славянских языках, кроме польского, это Церковь. И только в польском языке Церковь - это Kościół, что этимологически связано со словом «замок, крепость».

Стоит отметить нюансы написания слова «Церковь/церковь» в зависимости от его значения: с заглавной буквы оно обозначает религиозную организацию, институт, христианскую общину, тогда как с прописной - культовое здание, храм, памятник архитектуры. Кроме того, Церковь можно рассматривать как феномен в истории и современной жизни, как объект исторического и социального исследования.

 

Согласно христианскому православному вероучению Церковь представляет собой сообщество людей, объединенных между собою одной верой в Бога, одним учением, одним богослужением и таинствами, под управлением и руководством иерархии, для достижения нравственного совершенства и спасения души для вечной жизни.

 

Как писал известный православный богослов и священник Сергий Булгаков, «вступление в Церковь Христову совершается не механически, помимо свободы человеческой, но предполагает вольное и сознательное приятие или – неприятие Христа. <...> Вступление или невступление в Церковь связано с верой или неверием, и это есть внутренний интимный акт, вытекающий из недр свободного самоопределения человека. <...> Чрез веру входят в Церковь, чрез неверие из нее выходят". Даже если при этом формально соблюдают нормы церковной жизни, добавим мы от себя. (Булгаков С.Н. Очерки учения православной церкви. Paris: YMCA-PRESS, 1989)

 

Жизнь Церкви проявляется с двух сторон – внешней и внутренней. Историческая наука, рассматривая обе стороны церковной жизни, изучает: 1) развитие или статичность Церкви, ее отношение к государству; 2) формирование и становление церковного учения, возникновение инакомыслия и расколов; 3) деятельность иерархии и видных церковных деятелей.

 

Историю православия нельзя отделить от истории христианства, с которой вы познакомились на лекциях по истории религий – это необходимый базовый курс. Из него вы узнали о появлении в Палестине в I веке н. э. галилейского проповедника, которого звали Иисус. Он проповедовал о скором наступлении Царства Божия на земле и о необходимости покаяния, о том, что Бог является Отцом всех людей, и об универсальной заповеди добра – «возлюби Бога всем сердцем твоим и ближнего, как самого себя».

 

Из истории христианства мы знаем о первых учениках Иисуса - апостолах, которые уверовали в то, что он Мессия ("Христос") – Сын Божий, посланный на землю, дабы возвестить свое учение, или Благую Весть ("Евангелие").

 

Иисус был не только проповедник абстрактных идей, он принес себя в искупительную жертву на кресте за все человечество, чтобы освободить людей от власти греха и смерти. Согласно вере христиан, после казни Иисуса на кресте произошли его чудесное воскресение из мертвых и вознесение на небеса.

 

Затем, как рассказывает входящая в Новый Завет книга Деяний святых апостолов, произошло еще одно событие: на апостолов сошел Святой дух – это событие считается днем, когда родилась Христианская Церковь.

 

Первоначально ранняя Церковь состояла из небольших общин, из групп верующих во Христа, которых и иудеи, и римляне воспринимали как некую религиозную секту, которых было тогда много в Римской империи. Но постепенно число верующих во Христа множилось, и если первыми его последователями были уверовавшие в него иудеи, то постепенно христианские общины стали образовываться из римлян, распространяясь не только на окраинах империи - в Палестине, Сирии, Египте и Малой Азии, но и в самом Риме.

 

Многих уверовавших привлекало в учении первых христиан то обстоятельство, что оно разрушало все привычные социальные границы и отношения, сложившиеся в античном мире. Христианская проповедь учила о равенстве всех людей перед Богом: все люди независимо от знатности, происхождения и богатства предстанут перед Богом на Страшном Суде, который будет вершить Иисус во время своего Второго пришествия. И оно, как верили первые христиане, должно наступить со дня на день. Поэтому ощущение близкого конца света и конечности земного пути делали в глазах ранних христиан земную жизнь только временным прибежищем, но от которого зависела жизнь вечная, после смерти. Не только бедные и неимущие слои римского общества, рабы и вольноотпущенники охотно принимали новую религию, но и богатые римляне и патриции находили в христианстве новый смысл своей жизни. Здесь надо отметить, что это происходило в период упадка Римской империи, когда в обществе и в умах многих людей царило разочарование и неверие в многочисленных богов греко-римского пантеона.

 

Пока римская власть считала христиан представителями одной из религиозных сект иудейского происхождения, почитающих за бога некого Хрестуса, как писал римский государственный деятель и писатель Плиний Младший, - который был распят, но якобы воскрес, - их жизнь была достаточно мирной и спокойной. Но когда в Риме узнали о значительном числе новообращенных из римских граждан, которые отказывались приносить обязательные жертвы римским богам и не совершали воскурений перед статуей императора, так они тотчас превратились во врагов империи, посягнувших на ее религиозные устои и культ императора, который считался верховным жрецом римской религии и одновременно провозглашался «божественным».

 

С этого момента в Римской империи начинается эпоха гонений на христиан. Гонения эти при разных императорах то усиливались, то затихали, но, тем не менее, жертвы среди христиан были многочисленны. Достаточно сказать, что в Риме были казнены апостолы Петр и Павел, а в Колизее были казнены или отданы на растерзание диким зверям тысячи христиан. Среди них были и простые люди, и знатные римляне, и воины, и христианские священники, которых Церковь называет не только первыми святыми, но и мучениками.

 

Однако в начале IV века наступает время, когда гонимые прежде христиане становятся не только терпимым элементом в обществе, но и официально признанным, наравне с язычниками (представителями античной, греко-римской религии). Произошло это при императоре Константине Великом, которого Христианская Церковь после его смерти объявила святым. В 323 году Константин стал единственным полновластным правителем римского государства. При нем христианство было объявлено господствующей религией, а столица государства перенесена в 330 году в город Византий (позднее названный в его честь Константинополем), где было создано новое государственное устройство.

 

Неудивительно, что Церковь провозгласила Константина святым. Он не только даровал ей свое личное покровительство, но и придал ей государственный статус. Из гонимой Церковь превратилась в господствующую. Теперь в борьбе со своим врагами она могла уже опираться на силу императорской власти и преследовать еретиков (инакомыслящих).

 

С эпохи Константина начинается расцвет Церкви. Она не только строит великолепные храмы по всей империи, но и распространяет свое влияние далеко за ее пределы. Миссионерская проповедь обращает в христианство многие народы, которые ранее Рим не мог покорить силой меча.

 

В этой тесной близости с государством, с императорской властью были как свои плюсы, так и минусы. С одной стороны, это делало Церковь могущественной силой в империи, но с другой - ставило ее в полную зависимость от светской власти. Последний аспект особенно сказался на жизни Церкви в восточной части империи, которая впоследствии, в XI веке, станет называть себя православной, чтобы подчеркнуть свою независимость по отношению к Церкви на Западе.

 

Отличительной чертой Восточной Церкви, начиная с Константиновской эпохи, станет ее подчиненность светским властям. В этой связи в Византии будет разработана теория о симфонии(согласии, единстве)двух властей - церковной и светской,«священства и царства»,но на деле власть императора всегда будет доминировать.

 

Подчинение Церкви светской власти проходит красной нитью через всю историю православия на Ближнем Востоке, на Балканах и в России, где зависимость Церкви от царской власти будет упразднена только с падением самодержавия в ХХ веке.

 

Однако, возвращаясь к эпохе Константина Великого, надо сказать и о том, что именно по его указанию собирается первый Вселенский Собор (съезд епископов или их представителей). Из всех провинций империи в столицу съезжаются представители Христианской Церкви, чего прежде никогда не было, чтобы совместно обсудить и принять общее, обязательное для всех христианских общин учение, - то, что мы теперь называем догматами христианского вероучения.

 

Догмат происходит от греч. dogma - «учение, постановление». Догматы – это основные формулы христианского вероучения, истинность которых считается неоспоримой, не подлежащей пересмотру или изменению.

 

Как мы уже говорили, не будь споров между христианами о вере - не было бы и нужды называть одних христиан православными (правильно верящими), а других заблуждающимися (еретиками). И если бы не было в истории христианства разногласий между епископами, богословами и священниками в вопросах веры, то не было бы ни Вселенских Соборов, ни их догматических постановлений.

 

Именно появление ереси арианства, которое отрицало божественность Иисуса Христа и рассматривало его как человека («подобного Богу, ставшего Сыном Божиим не по существу, а по благодати»), заставило императора Константина собрать первый в истории Церкви Вселенский Собор. Более того, он на нем и председательствовал, добиваясь от епископов единомыслия, потому что он искренне желал, чтобы в имперской Церкви не было никаких разногласий и нестроений.

 

Догматические постановления I и II Вселенских Соборов (принятые при Константине в городе Никее в 325 году и при императоре Феодосии в Константинополе, в 381 году) дошли до нас под названием Символа веры, который еще называют Никео-Цареградским. В нем, в двенадцати пунктах (или членах) четко сформулированы и изложены основы христианского вероучения, которое неизменно с IV века исповедует Православная Церковь и которое должен знать каждый православный христианин.

 

Кстати, слово «Собор», написанное с прописной (заглавной) буквы, обозначает собрание иерархов Церкви, духовенства и мирян (например, Вселенский Собор, Поместный Собор, Архиерейский Собор). Строчная буква в слове «собор» будет указывать на то, что это храм, памятник архитектуры (например, собор Святого Петра в Риме, собор Святого Павла в Лондоне, Успенский собор в Московском Кремле, Софийский собор в Великом Новгороде). Как правило, это центральный храм города (кафедральный собор, где служит местный иерарх) или храм, выдающийся по своим масштабам или архитектурным достоинствам (например, Исаакиевский, Казанский, Владимирский соборы в Петербурге).

 

Итак, история православия неотделима от истории Христианской Церкви и прежде всего Церкви Восточной, существовавшей на Востоке Римской империи, столицей которой был Константинополь (Новый Рим). Именно здесь сосредоточилась духовная жизнь Византии и сформировался центр Восточной Церкви, который вольно или невольно противопоставлялся другому историческому центру христианства – древнему Риму, духовному и политическому центру западной части империи. Если главой Западной Церкви был Римский Епископ или Римский Папа, то главой Восточной Церкви (хотя и не сразу) становится Константинопольский архиепископ, впоследствии носящий титул Вселенского Патриарха.

 

Однако не следует думать, что Христианская Церковь в Римской империи была сразу разделена на две части, как это произошло с самой империей. В 395 году, при Феодосии, империя окончательно разделилась на Западную и Восточную. Но Христианская Церковь - несмотря на наличие двух центров церковной власти, несмотря на разницу в языках богослужения (на Востоке употребляли греческий язык, а на Западе - латынь), несмотря на культовые и культурные различия - была едина. Это единство сохранялось до середины XI века.

 

Мы уже не раз в нашей лекции упоминали слово Вселенский,в частности, Вселенский Собор – съезд высшего духовенства или его представителей из разных провинций Римской империи и из других стран.

 

Прежде всего, о самом термине Вселенский Собор. По-гречески это звучит как Oikoumenikos Synodos, а по-латыни - Oecumenicum Concilium. Это собрание епископата Христианской Церкви в ее вселенском масштабе, на котором обсуждаются вопросы и выносятся решения доктринального (догматического), церковно-политического и судебно-дисциплинарного характера.

 

Здесь стоит отметить, что Вселенские Соборы обладают высшей властью в Церкви, только они утверждают догматы веры и церковные каноны (законы), по которым живет Церковь уже более 2000 лет. Значит, не случайно Церковь назвала собрания своих представителей Вселенскими. И это говорит еще об одном свойстве Церкви – ее вселенскомхарактере, потому что она, как утверждали христианские богословы, распространена по всему цивилизованному миру, по всей Вселенной.

 

С точки зрения древних греков и римлян, вселенной, или ойкуменой (от греч. oikuménē, от oikéō — «обитаю, населяю») считалась "обитаемая" земля, населенная собственно греками и римлянами. Она включала в себя Европу (кроме Северной), Малую и Переднюю Азию, Индию и Северную Африку. Это были регионы, охваченные греко-римской цивилизацией. На окраинах ойкумены, по представлениям греков и римлян, жили варвары. Строго говоря, «вселенский» применительно ко временам Римской империи означает «всеимперский», ведь «мир цивилизации» того времени совпадал с границами Римской Империи.

 

Итак, Христианская Церковь с первых веков своего становления стала воспринимать себя как Церковь Вселенская, распространенная по всему цивилизованному миру.

 

Эта идея передавалась еще одним термином, который также подчеркивал повсеместное распространение Христианской Церкви, - это греческое слово Katholikos, означавшее «всеобщий, всеобъемлющий, всемирный». Понятие Katholike Ekklesia, т.е. «Вселенская Церковь», впервые использовал святой Игнатий Антиохийский в своем Послании к верующим города Смирны (ок. 110 г.). Отсюда возникло еще одно название Церкви – Кафолическая.

Учение о вселенском характере Церкви зафиксировано в Символе веры, принятом на I и II Вселенском Соборах, где Церковь названа Кафолической, что в славянском переводе звучит как Соборная.

 

«Верую… во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь»

«Credo… et unam, sanctam, catholicam et apostolicam Ecclesiam»

«Πιστεύω …είσ μίαν, αγίαν, καθολικήν καί αποστολικήν Έκκλησίαν»

«We believe in one holy catholic and apostolic Church»

«Je crois en l'Église, une, sainte, catholique et apostolique»

«Wir glauben und die eine, heilige, katholische und apostolische Kirche»

К сожалению, вселенский характер Церкви, ее единство, начиная с IX века, подвергается испытаниям. Полемика богословов и духовенства Восточной и Западной Церквей стала приобретать все более ожесточенный характер. В этих спорах выдвигались и богословские, и канонические вопросы о том, насколько обе Церкви верны православию (ортодоксии), насколько сохраняют верность догматическим определениям Вселенских Соборов, в частности Символу веры.

 

Не только отвлеченные богословские или церковные вопросы были причиной осложнения отношений между двумя частями некогда единой Церкви, этому были и политические причины.

 

Разделенные на Западную (в V в. прекратившую свое существование под натиском варваров) и Восточную империю латиняне и византийцы, в лице своих императоров и королей, Римских Пап и Константинопольских Патриархов, соревновались друг с другом, оспаривая власть и влияние на соседние страны и народы. Жесткая конкуренция и нежелание уступать друг другу привели христианский мир в XI веке к полному и на этот раз окончательному разделению.

 

1054 год стал роковым для Вселенской, Кафолической Церкви – она не просто оказалась разделенной, но ее части стали враждебны друг другу, что сказывается на взаимоотношениях христианского Востока и Запада и в наши дни.

 

Вот как описывает разделение Церквей и его последствия знаменитый российский энциклопедический словарь, изданный еще в начале ХХ века:

 

«От начала христианства до IX в. во всем мире существовала одна Христова церковь, вселенская, или кафолическая. С IX в. началось и в XI в. окончательно совершилось распадение ее на две отдельных церкви — восточную и западную, причем каждая из них оставила за собою название кафолической, или, по латино-романскому произношению, католической. Более точно называть их восточно-кафолическою и римско-католическою. Со времени разделения церквей в церкви римско-католической при сохранении ею существенных черт общехристианского учения ясно обозначается ряд особенностей в догматах, в обрядах, в устройстве церковного управления, дисциплине и канонах» (Католическая церковь //Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — СПб., 1890-1907).

 

 

Вероучительные и другие отличия Восточной (Православной) Церкви от Западной (Католической)

Еще до разделения Церквей, до Великого раскола (схизмы) 1054 года в западном и восточном христианстве стало накапливаться много различий. Эти различия были как в литургической практике и канонических нормах, так и в догматах, т.е. вероучении.

 

Например, догмат об исхождении Святого Духа от Бога Отца в римском католицизме претерпел изменение, что привело к добавлению в Символ веры слов «от Отца и Сына исходящего» (лат. - Filioque), в то время как в Никео-Цареградском Символе веры о Святом Духе говорится: «от Отца исходящего». Это западное новшество явилось отступлением от веры древней апостольской Церкви.

 

В литургической сфере спорным моментом стал вопрос о том, на каком хлебе правильно совершать литургию (Таинство причащения) - на квасном или пресном? Западные христиане (латиняне) утверждали, что на пресном хлебе, а восточные (греки) полагали, что правильно служить на квасном. Эти споры еще долго продолжались и после 1054 года, т.е. после разделения Церквей.

 

Существенным моментом разделения стали такие особенности Западной церкви, как обязательное безбрачие духовенства, возведение в сан епископа представителей духовенства, не связанных монашескими обетами – в отличие от практики, принятой в Византии.

 

Свою верность ортодоксии Православная церковь видит в верности апостольской традиции, что отличает ее от Католической церкви, где догматическое учение со времен Вселенских Соборов видоизменялось. Поэтому Православная церковь не принимает католических догматов о «непорочном зачатии Девы Марии», о «непогрешимости Папы Римского», не признает существование «чистилища». (Об учении Католической церкви подробно рассказывается в курсе Истории религий.)

 

Итак, Христианская Церковь разделилась на Западную и Восточную. И та и другая сохранили за собой самоназвания: Восточная Церковь называет себя Греко-кафолической, а Западная – Римско-католической. За Восточной Церковью, преемницей Византии, сохранилось название Православная.

 

При этом Восточная Церковь, в отличие от Римской, никогда не была структурно единой. Она не имела единого центра церковного управления, как это было на Западе, где Папа Римский управлял единолично, как монарх, всей Церковью в западной части Римской империи.

 

На Востоке традиционно существовали или сосуществовали в единстве три Церкви: Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, позднее появилась и Константинопольская.

 

Первенство отдавалось Александрийскому архиепископу, который именовался Папой всего Востока и занимал второе по важности место после Папы Римского. Первые три Восточные Церкви были очень древними, о чем говорят их названия и свидетельствует история: еще в первые века христианства там возникли общины верующих, со своими епископами – главами этих общин. Каждая из этих Церквей имела предание о происхождении от одного из апостолов, что подтверждало их древность и апостольское преемство.

 

Кафедра Константинопольского архиепископа была создана очень поздно, только в IV веке, когда Константин Великий перенес столицу империи в город Византий, который позднее стал называться Константинополем или в русской версии - Царьградом. Именно как город царя, как его столица, Константинополь постепенно возвышается среди прочих городов империи, а вместе с ним возвышается и его архиепископ, позднее усвоивший себе титул патриарха.

 

Уже на Втором Вселенском соборе (381 г.) под давлением императора Феодосия принимается одно из правил, по которому Константинополю как Новому Риму, где находятся резиденции императора и архиепископа, присваивается второе место после Римского епископа (т.е. Римского Папы). Нетрудно заметить, что этим нововведением Новый Рим явно противопоставляется Древнему Риму, что явно закладывает мину под фундамент церковного единства Востока и Запада.

 

В результате этого решения иерархический статус Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской Церквей оказался понижен. Первое место среди Восточных Церквей теперь занимала Константинопольская Церковь. Тем не менее, прочие Церкви сохранили и сохраняют до сего дня свой авторитет и независимость. Хотя Константинопольский патриарх и в наши дни претендует на роль первого среди равных.

 

Такова в общих чертах структура всех православных Церквей, которых на сегодняшний день насчитывается во всем мире пятнадцать. Они представляют собой своего рода семью национальных православных Церквей.

 

Православные Церкви делятся на абсолютно независимые, которые называются автокефальные,и на те, что имеют ограниченную самостоятельность, их именуют автономными.Последние в процессе своего исторического развития и социально-политических причин могут получить самостоятельность от той или иной автокефальной Церкви, давшей им автономию, и таким образом войти в список Церквей Автокефальных.

 

После Великого раскола 1054 года православие распространилось и утвердилось среди болгар, сербов, румын, албанцев, южных и восточных славян. С падением Константинополя в 1453 году и гибелью Византийской империи многие православные народы оказались под властью Османской империи, где свобода церковной жизни и богословское творчество были до крайности стеснены. Христианство в мусульманской империи рассматривалось только как терпимая религия, а переход в ислам всемерно поощрялся. Только благодаря мужеству православных иерархов, духовенства и верующих Церковь, несмотря на все испытания, выжила и сохранилась до наших дней. Это в первую очередь относится к Православным Церквам на Ближнем Востоке и в Турции, где христиане оказались незначительным меньшинством, живущим в окружении мусульман.

 

С падением Константинополя центром православной жизни становится Московское царство, которое стали считать преемницей Византии. К тому времени Русское государство, расширив свои границы и укрепившись на территории Евразии, стало самым большим в мире православным государством.