ТЕМА 17. СЕТЕВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ
Задача о кратчайшем маршруте
Задача о потоке минимальной стоимости
Задача о максимальном потоке
Основные понятия и определения
ТЕМА 16. ОПТИМИЗАЦИЯ СЕТЕВЫХ ПОТОКОВ
Составляющие транспортной сети: источник, сток, промежуточные вершины. Поток. Пропускная способность. Задача о максимальном потоке. Задача о потоке минимальной стоимости. Задача о кратчайшем маршруте.
На этой лекции мы рассмотрим 3 класса задач, имеющих важное прикладное значение. Их решение позволяет наиболее эффективно использовать имеющиеся транспортные системы, например, максимизировать их пропускные способности либо свести к минимуму транспортные издержки. Одной из таких задач является задача о максимальном потоке.
По сети, состоящей из множества вершин и дуг, пропускаются потоки вещества (газ, жидкость) или транспорта. Каждая вершина характеризуется интенсивностью потока , причем если , то вершина называется источником, если , - стоком; все остальные вершины являются промежуточными. Каждой дуге () сети соответствует некоторая пропуская способность , т.е. максимальный поток, который она может пропустить за единицу времени. В простейшем случае имеется единственный источник и единственный сток .
Требуется найти максимальную величину потока из источника в сток. Поток в сети представляет совокупность потоков {} по всем ее дугам (количество перемещаемой субстанции в единицу времени).
Математическая формулировка задачи: найти значения , максимизирующие поток в сети
при ограничениях:
;
Условие (16.1) определяет поток в сети, который равен количеству вещества, вытекающего из источника, или притекающего в сток. Условия (16.2) учитывают пропускные способности дуг; условия (16.3) предполагают, что поток не исчезает в процессе транспортировки (условия сохранения потока).
Покажем, как более сложные задачи с произвольным числом источников и стоков могут быть сведены к задачам с единственным источником и стоком.
Имеется сеть с тремя источниками и двумя стоками (Рис. 16.1). Из источников продукт транспортируется на заводы через промежуточные пункты. Чтобы найти максимальный передаваемый поток, достаточно расширить сеть, добавив один фиктивный источник и один фиктивный сток (фиктивные дуги обозначены штриховыми линиями).
Действительно, величина потока, как в исходной, так и в расширенной сети определяется пропускными способностями дуг исходной сети. Таким образом, задача эквивалентна задаче с единственным источником и единственным стоком.
|
Рис. 16.1. Введение фиктивного источника и стока
Пример 1.
Имеется транспортная сеть (Рис. 16.2.), в которой транспортные потоки могут идти в обоих направлениях некоторых дуг. На рисунке обозначены пропускные способности в обоих направлениях: например из пункта 3 в пункт 6 может быть транспортирован поток интенсивностью 4 единицы, и такой же поток – из 6 в 3. Нули у окончаний некоторых дуг означают невозможность транспортировки в соответствующем направлении (например, из п. 4 в п. 2 поток перемещаться не может). Требуется определить максимальную пропускную способность сети .
Рис. 16.2. Транспортная сеть рассматриваемого примера.
Решение.
Задача может быть сформулирована следующим образом:
Максимизировать при ограничениях:
Решение задачи дает , причем оптимальное решение является неединственным, - данному максимальному потоку может соответствовать различное распределение потоков по дугам.
К задачам такого типа сводятся транспортная задача, задача о назначениях и ряд других задач.
Задана сеть, каждой дуге которой соответствует пропускная способность и дуговая стоимость (стоимость доставки единицы потока по дуге). Необходимо найти поток из источника в сток заданной величины , обладающий минимальной стоимостью. Под стоимостью потока понимается стоимость доставки продукта из источника в сток.
Формулировка задачи:
Пример 2
Рассматривается сеть, представленная на Рис. 16.3.
Рис. 16.3. Транспортная сеть примера.
Цифры в скобках обозначают: в случае узла 1 (источника) – количество имеющегося продукта, в случае узлов 4 и 5 – их потребности в продукте. Первые числа у стрелок означают удельную стоимость транспортировки продукта (), а вторые – пропускную способность дуги (например, магистрали). Индекс * у дуг (2,3) и (4,5) означает, что их пропускные способности могут считаться неограниченными (например, они значительно превосходят имеющиеся в наличии запасы продукта).
Требуется определить распределение потоков, при котором суммарная стоимость доставки минимальна, а потребности узлов 4 и 5 удовлетворяются.
Решение.
Задача сводится к минимизации функции
при ограничениях
Решение задачи дает минимальное значение стоимости потока:
при следующих интенсивностях дуговых потоков
(1,2) | (2,4) | (3,5) | |||
(1,3) | (2,5) | (5,3) | |||
(2,3) | (3,4) | (4,5) |
Примером задач этого типа является задача о передаче электроэнергии от электростанции в город по линиям электропередач через ряд подстанций (промежуточных вершин). Предполагая, что стоимость передачи электроэнергии пропорциональна длине передающих линий, необходимо найти минимальный по расстоянию маршрут передачи.
К задачам этого класса могут быть сведены также задачи о замене оборудования, ряд задач календарного планирования и др.
Приведем математическую формулировку задачи. Задана сеть, длины дуг которой равны . Требуется найти кратчайший маршрут из источника в сток , т.е. определить минимум функции
при ограничениях:
где
Пример 3. Для транспортной системы, представленной на Рис. 12.5, определить кратчайший маршрут между узлами 1 и 7.
Рис. 12.5. Схема транспортной системы примера.
Очевидно, задача сводится к определению минимума функции
при ограничениях
.
Смысл ограничений:
необходимо, чтобы из узла 1 (источник) перевозимый продукт был отправлен ();
в узел 7 (сток или приемник) продукт был доставлен ();
полный поток через все промежуточные пункты должен быть равен нулю, так как предполагается, что продукт не остается ни в одном из них.
Ответ:
и кратчайшему расстоянию между пунктами 1 и 7 соответствует маршрут
(1-3–4-7).
Вопросы для самоконтроля
1. В чем суть оптимизации сетевых потоков?
2. Сформулируйте задачу о максимальном потоке.
3. Что представляет собой источник сети?
4. Что представляет собой сток?
5. Сформулируйте задачу о потоке минимальной стоимости.
6. Сформулируйте задачу о кратчайшем маршруте.