Автомобильный транспорт

В ходе ревизии деятельности автотранспортных организаций необходимо проверить:

1. организацию борьбы с приписками при перевозках грузов, с потерями и хищениями бензина и других горюче-смазочных материалов, сокращение сверхнормативных простоев автомобилей, развитие централизованной доставки грузов;

2. состояние производственно-технической базы по содержанию автомобилей;

3. наличие графиков технического обслуживания и правильность их ведения;

4. соответствие фактического наличия автомобилей и прицепов данным учета, состояние заполнения технических паспортов автомобилей и прицепов; нет ли случаев бесхозяйственного использования автомобильного транспорта. Обеспечивается ли контроль за временем выхода автомобилей из гаража и возвращения в гараж, имеются ли графики выпуска автомобилей, их работы и возвращения, а также журналы учета выхода автомобилей из гаража и возвращения их в гараж, правильность ведения этого журнала.

5. проверить соответствие записей, производимых в этом журнале, с данными, указанными в путевых листах;

6. соблюдение требования о запрещении выпускать на линию автомобили с неисправными спидометрами и датчиками.

7. обеспечение ежедневного контроля за правильностью учета работы автомобильного транспорта, оформлением путевых листов, товарно-транспортных накладных и актов замера или взвешивания грузов, за правильностью отражения в транспортных документах объемов перевозных грузов и расстояний перевозок. При этом необходимо также проверить, проводились ли не реже одного раза в кварталсверки данных с грузоотправителями (грузополучателями), на основании которых автотранспортные организации выписывают счета на оплату перевозок грузов, с фактически перевезенным количеством грузов; составлялись ли соответствующие акты сверки.

8. осуществляется ли повседневный контроль за выполнением и выдачей путевых листов шоферам при выезде на работу; заполняется ли в разделе «задание» путевого листа точный маршрут и расстояние перевозок и как определяется расстояние; имеются ли таблицы расстояния на постоянно обслуживаемых маршрутах и соответствуют ли расстояния, указанные в путевых листах, таблицам; производится ли выдача нового путевого листа после сдачи ранее полученного. Осуществляется ли контроль за своевременной сдачей шоферами путевых листов, товарно-транспортных накладных и актов замера или взвешивания грузов;

9. соблюдение правил ремонта автомобилей. Обоснованность списания запасных частей и других материалов для ремонта автомобилей, а также соблюдение порядка оприходования частей и материалов, снятых с ремонтируемых автомашин; нет ли фактов незаконной передачи и реализации запасных частей другим организациям.

10. правильность оформления документов на выдачу горюче-смазочных материалов; нет ли случаев списания стоимости бензина, выданного со склада, непосредственно на себестоимость перевозок без определения фактического расхода; наличие в путевых листах отметок о замерах остатков бензина в баках автомобилей при выезде и возвращении в гараж и отметок о его выдаче. Правильность определения экономии или перерасхода бензина по отдельным шоферам, своевременно ли выплачивается премия за достигнутую экономию и производятся ли удержания за допущенный перерасход бензина;

11. приходуются ли снятые с автомобилей подлежащие ремонту или изношенные шины и по какой цене, нет ли случаев выдачи шин со склада без оприходования снятых,

12. какая ведется работа по борьбе с простоями транспорта, приписками, нерациональными перевозками и неполногрузными ездками.

13. соблюдение установленного порядка и обоснованность списания выбракованных автомобилей и прицепов; имеются ли разрешения государственной автомобильной инспекции на их выбраковку, оприходованы ли после разборки годные к использованию агрегаты и запасные части.

При проверке автомобильного транспорта изучается содержание путевых листов, по которым проверяют правильность начисления заработной платы, расход нефтепродуктов, износ резины, объем перевезенных грузов, количество выполненных тонно-километров, общий пробег, пробег с грузом и без груза. Данные путевых листов группируются в накопительной ведомости, показатели которой фиксируются в производственном отчете. Также проверяется обоснованность таких показателей, как объем перевозок в т-км, общий пробег и себестоимость 1 т-км. это осуществляется в результате анализа фактических данных за предшествующие периоды, затем проверяется выполнение планов и выясняются причина. обусловившие отклонение от плана.

Эффективность использования автотранспорта осуществляется путем изучения его технического состояния, продолжительности рабочего дня, затрат материальных и трудовых ресурсов. Изучается техническая готовность машин, их целевое использование и сменность использования автопарка. Особое внимание обращают на реальность показателей пробега и выполненных т-км. Для этого в выборочном порядке определяют правильность указания в путевых листах расстояния между населенными пунктами, а также количества перевезенных грузов, применяя встречную сверку с данными складского учета.

При проверке гужевого транспорта ревизор должен проверить такие показатели как среднегодовое поголовье, количество отработанных дней и себестоимость 1 рабочего дня. В ходе проверки фактического выполнения производственной программы особое внимание уделяют степени ее использования в течение года. На основании проверки записей по субсчету 23-8 «Гужевой транспорт» в производственном отчете и на основании данных журнала учета кормов устанавливают правильность затрат труда, кормов и других средств. Для этого проверяют учетные листы труда и выполненных работ, ведомости расхода кормов, лимитно-заборные карты на получение ценностей.