Тема 7 Ревизия расчетных операций
7.1 Ревизия расчетов с подотчетными лицами (счет 71)
ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ И РАЗМЕРАХ ВОЗМЕЩЕНИЯ РАСХОДОВ ПРИ СЛУЖЕБНЫХ КОМАНДИРОВКАХ В ПРЕДЕЛАХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, утвержденная Постановлением Министерства финансов РБ от 12 апреля 2000 г. N 35.
Целью проверки расчетов с подотчетными лицами является установление правильного и целевого использования подотчетных сумм, выявление незаконных и нецелесообразных с хозяйственной точки зрения расходов, соблюдение установленного порядка возмещения командировочных расходов.
Задачи проверки:
соблюдение правил выдачи подотчетных сумм;
своевременность представления авансовых отчетов и отчетов о командировках;
целесообразность и законность использования подотчетных сумм;
правильность оформления документов, приложенных к авансовым отчетам;
порядок погашения оправдательных документов с целью предотвращения их повторного использования;
своевременность возврата неизрасходованных подотчетных сумм.
Источниками информации:
бухгалтерская отчетность: бухгалтерский баланс, форма № 1, отчет о движении денежных средств, приложение к бухгалтерскому балансу, форма №4; статистическая отчетность: отчет о задолженности, форма №6-ф; регистры бухгалтерского учета: Главная книга, журнал-ордер №7- АПК;
документы: задание на командировку, авансовые отчеты с приложенными к ним оправдательными документами, отчеты по командировкам, книга регистрации убывающих в командировку, приказ на командирование, сметы и отчеты по представительским расходам, перечень лиц, которым может выдаваться аванс в подотчет на хозяйственные и представительские расходы и сроки отчета по таким суммам и др.
Проверка осуществляется сплошным способом.
При этом устанавливается: соблюдение правил выдачи авансов; своевременность предоставления авансовых отчетов; целесообразность и законность использования подотчетных сумм; правильность оформления документов, приложенных к авансовым отчетам; порядок погашения оправдательных документов с целью предотвращения их повторного использования; своевременность возврата неизрасходованных подотчетных сумм.
При проверке законности выдачи сумм в подотчет на хозяйственные и операционные нужды в первую очередь определяется наличие списка работников предприятия, которым могут выдаваться в подотчет наличные деньги. Данный список утверждается приказом или распоряжением руководителя предприятия. В список включаются только постоянно работающие на предприятии лица либо выполняющие разовые работы для предприятия на основании договоров подряда.
По выданным в подотчет суммам устанавливают, нет ли превышения предельных размеров аванса. На командировочные расходы деньги выдаются в подотчет в пределах сумм, причитающихся командированным лицам на оплату проезда в оба конца, суточных и квартирных расходов на срок командировки.
При проверке действующего порядка выдачи подотчетных сумм следует установить, не выдавались ли деньги под отчет лицам, которые имели задолженность по ранее полученным суммам. Законность и целесообразность расходов по подотчетным суммам на хозяйственные и операционные нужды проверяются путем сопоставления данных авансовых отчетов и приложенных к ним документов на оплату наличными деньгами погрузочно-разгрузочных работ и других услуг, а также на оплату приобретенных материальных ценностей с показателями документов, подтверждающих фактическое поступление материальных ценностей на склад. Для этого сличают счета, товарные чеки с накладными на оприходование материальных ценностей с книгами(карточками) складского учета, отчетами движения продуктов и материалов.
Важным этапом проверки является установление своевременности возврата неиспользованных подотчетных сумм. Неизрасходованные и своевременно не возвращенные подотчетные суммы должны быть удержаны по расчетно-платежной ведомости в бесспорном порядке не позднее месяцасо дня окончания срока их возвращения.
В процессе контроля необходимо проверить законность и целесообразность возмещения командировочных расходов. При этом устанавливается правильность ведения журнала регистрации работников, направленных в командировки
Особое внимание уделяется проверке представленных командированными лицами авансовых отчетов. Устанавливается наличие отметок в командировочных удостоверениях о датах прибытия и выбытия из пунктов назначения, нет ли подчисток, помарок в командировочном удостоверении, все ли реквизиты заполнены. Фактическое время пребывания в командировке определяют по отметке в командировочном удостоверении о выбытии и прибытии. При этом достоверность отметок командировочного удостоверения обязательно сверяется с датами компостера проездных билетов. В необходимых случаях производится сверка данных командировочного удостоверения с путевыми листами водителей и табелями учета рабочего времени других категорий работников.
Днем выезда в командировку считается день отправления поезда, автобуса или другого транспортного средства из места постоянной работы командированного, а днем приезда — день прибытия транспорта в место постоянной работы. При отправлении транспорта до 24 часов включительно днем отъезда считаются текущие сутки, а с 0 часов и позднее — последующие сутки. Если станция отправления поезда, пристань или аэропорт находятся за чертой населенного пункта, учитывается время, необходимое для проезда до станции, пристани, аэропорта.
Соблюдение срока нахождения в командировке определяется путем сопоставления времени, указанного в приказе, со временем фактического пребывания, исчисленным по отметкам в командировочном удостоверении. Отдельно проверяется правильность оплаты суточных расходов, расходов по найму жилья и на проезд.
Работнику за каждый день пребывания в командировке выплачиваются суточные, квартирные и проездные расходы. Командированному работнику возмещаются расходы по найму жилого помещения
Проезд работника к месту командировки и обратно оплачивается на основании проездных документов в размере стоимости проезда на воздушном, железнодорожном, водном и автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси), включая платежи по государственному обязательному страхованию пассажиров на транспорте.
Расходы за пользование постельными принадлежностями в поездах возмещаются командированным работникам при проезде к месту командировки и обратно в плацкартном, купейном или мягком вагонах без предъявления квитанций.
В случае предоставления командированному работнику дополнительных услуг, не включенных в стоимость номера (телевизора, холодильника и других предметов культурно-бытового назначения, включенных в состав оборудования гостиничного номера), данные расходы подлежат возмещению на основании подлинных документов, подтверждающих оплату дополнительных услуг.
На предприятии могут выплачиваться суточные, квартирные и другие расходы в размерах, превышающих вышеназванные суммы.
В соответствии с действующим законодательством работник должен отчитаться в течение трех дней по возвращении из командировки. Для указанных целей предназначен авансовый отчет, составляемый работником и утверждаемый руководителем предприятия. К отчету прилагаются командировочное удостоверение с отметками о времени выбытия в командировку, прибытия в пункт назначения, выбытия из него и прибытия к месту работы, документы о найме жилого помещения и фактических расходах на проезд и других расходах (служебные переговоры по телефону, отправка телеграмм и т.п.). Руководитель предприятия или его заместитель обязан не позднее пяти дней принять решение по отчету командированного.
Все случаи переплат или недоплат фиксируются в отчете аудитора.
При контроле расчетов с подотчетными лицами необходимо проверить правильность бухгалтерских записей по отражению полученных под отчет сумм и их списанию.
Встречаются случаи списания полученной под отчет суммы или числящейся за подотчетным лицом задолженности без документальных обоснований на счета по учету издержек производства.
Следует проверять правильность подсчета оборотов и выведения сальдо в тех регистрах, в которых ведется аналитический и синтетический учет расчетов с подотчетными лицами, и провести их сверку с записями в других регистрах бухгалтерского учета. Необходимо также проверить правильность отражения расчетов с подотчетными лицами в балансе предприятия.
Все нарушения, которые могут встречаться среди операций с подотчетными суммами, делятся на две группы:
1)допускаемые администрацией предприятия;
2)возникающие по вине подотчетных лиц при недосмотре или попустительстве администрации.
К первой группе нарушений относятся:
• отсутствие утвержденного списка строго ограниченного круга лиц, которым могут выдаваться подотчетные суммы на операционные и хозяйственные расходы;
• выдача денег под отчет на операционные и хозяйственные нужды работникам, не предусмотренным в списке;
• выдача подотчетных сумм лицам, не имеющим трудовых отношений с контролируемым предприятием;
• выдача подотчетных сумм на расходы, которые могут быть оплачены из кассы или через банк;
• скрытое кредитование работников путем выдачи им авансов ранее наступления потребности в деньгах или вообще без всякой потребности;
• выдача подотчетных сумм лицу, имеющему задолженность по ранее полученному авансу;
• превышение предельных размеров авансов;
• несвоевременное принятие мер к принудительному взысканию задолженности подотчетного лица, не отчитавшегося о своих расходах и не вернувшего остаток средств в кассу, путем удержания его долга из оплаты труда.
Ко второй группе нарушений относятся:
• несвоевременное предоставление авансового отчета и возвращения остатка денег в кассу;
• передача денег другому подотчетному лицу;
• расходование аванса не по назначению;
• неправильное оформление документов, подтверждающих использование аванса;
• предоставление оправдательных документов, искажающих размеры или направления действительного расходования средств.