Квалификационные требования, предъявляемые к аудитору

Понятие, содержание и виды аудита

Тема 4 Аудит как форма контроля

В рыночной экономике важную роль играет достоверная информа­ция о деятельности предприятия, которая, нужна владельцу предприя­тия для определения стратегии развития и способов повышения эф­фективности его деятельности; государственным органам для контро­ля за соблюдением законодательных актов о налогообложении; банкам, другим заимодавцам и страховым компаниям для оценки платежеспо­собности предприятия и вероятности возврата кредитов, определения страхового риска. В достоверной информации заинтересованы постав­щики, покупатели, инвесторы и другие предприятия и организации, имеющие деловые взаимоотношения с субъектом хозяйствования.

Во всех странах с развитой рыночной экономикой осуществляет­ся независимый контроль за достоверностью бухгалтерского учета, а также за представляемой государственным органам и публикуемой в печати финансовой отчетностью.

Такой контроль принято называть аудитом. В экономической ли­тературе нет однозначного понятия аудита. Одни авторы считают, что аудит происходит от латинского слова audio, что означает "он слышит", другие считают, что аудитор в переводе с английского язы­ка означает"подсказчик".

Так, например Р. Адаме характеризует аудит как"... деятельность по оказанию необходимой обществу услуги с целью подтверждения видимого правдоподобия опубликованной финансовой отчетности".

Ю.М. Иткин пишет, что аудит — это проверка финансовой отчет­ности, которая осуществляется "независимыми дипломированными бухгалтерами, не работающими в данной компании".

Международные нормативы аудита определяют его как "незави­симую проверку финансовых отчетов или относящейся к ним финан­совой информации объекта, независимо от того, приносит прибыль или нет, его размера и формы организации, когда такая проверка про­изводится с целью выражения дальнейшего мнения".

Аудиторская деятельность — независимая проверка аудиторами и аудиторскими организациями бухгалтерской (финансовой) отчет­ности и других документов субъектов хозяйствования с целью оцен­ки достоверности и соответствия совершенных финансовых и хозяй­ственных операций законодательству Республики Беларусь, направ­ленная на защиту интересов собственника, оказание помощи субъек­там хозяйствования, содействие им в правильности расчетов с бюд­жетом и в подъеме эффективности их деятельности.

Становление рыночных отношений привело к появлению боль­шого количества новых нормативных актов, регламентирующих воп­росы бухгалтерского учета и отчетности, налогообложения, порядок формирования себестоимости, которые не всегда своевременно ив полном объеме доводятся до предприятий. В этой связи возникла объективная необходимость создания новой формы контроля, кото­рый предусматривает не только проверку, но и консультирование по вопросам организации и ведения бухгалтерского учета, оказание пра­вовой помощи субъектам хозяйствования и другие виды услуг, на­правленные на улучшение бухгалтерского учета и отчетности, повы­шение эффективности их деятельности.

Аудиторские организации, аудиторы – индивидуальные предприниматели, проводят аудит:

достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности;

правильности отражения операций по счетам бухгалтерского учета;

целевого использования кредитов и инвестиций;

финансового состояния инвестора;

финансового состояния эмитента ценных бумаг;

формирования уставного фонда, происхождения денежных средств учредителей (участников) организации, вносимых в ее уставный фонд;

достоверности налоговой декларации (расчета);

состава и стоимости предприятия как имущественного комплекса;

стоимости основных средств, находящихся в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении аудируемого лица;

иных показателей финансовой и хозяйственной деятельности аудируемых лиц.

Также могут оказываться сопутствующие аудиту услуги по:

составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности;

оценке стоимости предприятия как имущественного комплекса, а также иного имущества;

постановке, восстановлению, ведению бухгалтерского и (или) налогового учета;

составлению деклараций о доходах и имуществе;

анализу финансовой и хозяйственной деятельности;

консультированию по вопросам, связанным с совершением финансовых (хозяйственных) операций, формированием результатов хозяйственной деятельности и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности;

управленческому консультированию, в том числе связанному с реструктуризацией организаций;

информационному обслуживанию;

автоматизации бухгалтерского учета и внедрению информационных технологий;

оценке предпринимательских рисков;

разработке и анализу инвестиционных проектов, составлению бизнес-планов;

проведению маркетинговых исследований;

обучению специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью.

Органом управления, регулирующим аудиторскую деятельность в РБ, является управление аудита Министерства финансов РБ.

Исходя из сказанного, понятие аудита значительно шире понятия ревизия, так как аудит включает не только проверку достоверности отчетности предприятия, но и осуществляемые аудиторской органи­зацией и аудитором-предпринимателем экспертизу бухгалтерских балансов, финансовых отчетов и разработку предложений по улуч­шению хозяйственной деятельности.

Классификация аудита:

В настоящее время существуют различные подходы к классификации аудита в зависимости от того, какой признак положен в ее основу.

I. По исполнителям аудита различают:

1) Внешний аудит. Объектом такого аудита(аудит по закону) является финансово-хозяйственная деятельностьпредприятия. Его цель проверить законность хозяйственных операций, достоверность финансовой отчетности и бухгалтерского баланса. Проводится сотрудниками специализированных аудиторских фирм.

Внешний аудит независим по отношению к контрольному предприятию и несет ответственность перед внешними потребителями его информации (акционеры, учредители, банки, кредиторы).

2) Внутренний аудит.Объектом внутреннего аудита является финансово-хозяйственная и производственная деятельность предприятия. Его цель – совершенствование организации и управления производством, поиск резервов повышения эффективности производства. Проводится сотрудниками предприятия – работниками отдела внутреннего контроля.

II. По периодичности проведения выделяют:

1) Первоначальный аудит –это аудит, при котором аудиторская проверка проводится впервые.

2) Последующий (повторяющийся) – аудит проводится у данного аудируемого лица регулярно, как правило, ежегодно.

III. По объекту изучения различают:

1) Финансовый аудитпроверка бухгалтерского баланса и финан­совой отчетности на достоверность и объективность содержащейся в них информации. При этом должно быть проверено соответствие всех документов, отражающих хозяйственные и финансовые опера­ции требуемым стандартам, установленным положениям и нормати­вам. Осуществляется в основном внешними аудиторами.

2) Согласованныйили регулярный аудитосуществляется по требо­ванию руководства предприятия для получения информации о соб­людении конкретных процедур, норм или правил деятельности. Осу­ществляется в основном внутренними аудиторами.

3) Управленческий(производственный) аудитиспользуется для проверок качества управленческой деятельности, прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия и перспектив его развития. Осуществляется в основном внутренними аудиторами.

4) Общественный аудит (проверка)предназначен для сбора и пуб­ликации обширной информации для широкой общественности. Та­кие проверки могут осуществляться по заданиям различных общес­твенных организаций и фондов (охране окружающей среды, опреде­лению минимальной потребительской корзины т.д.).

IV. По обязательности проведения различают:

1) Инициативный (добровольный) аудитпроводится по инициативе субъекта хозяй­ствования. Масштаб, характер, объем и содержание такого аудита оп­ределяются потребностью клиента.

2) Обязательный аудитпредусматривается действующим законо­дательством, когда субъект хозяйствования обязан пригласить внеш­него аудитора для подтверждения достоверности бухгалтерского ба­ланса и финансовой отчетности. Ежегодно проводится обязательный аудит достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности:

открытых акционерных обществ;

банков, небанковских кредитно-финансовых организаций;

бирж;

коммерческих организаций с иностранными инвестициями;

страховых организаций, страховых брокеров;

резидентов Парка высоких технологий;

организации, осуществляющей гарантированное возмещение банковских вкладов (депозитов) физических лиц;

иных организаций и индивидуальных предпринимателей, у которых объем выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) за предыдущий отчетный год составляет более 600 тысяч евро.

 

Аудиторская деятельность в Республике Беларусь осуществ­ляется в соответствии с Законом Республики Беларусь от 8 но­ября 1994 г. № 3374—XII «Об аудиторской деятельности» с последующими изме­нениями и дополнениями.

В соответствии с законом аудитор­ской деятельностью в республике могут заниматься физические и юридические лица, т. е. аудиторы — индивидуальные предприни­матели и аудиторские организации.Для занятия аудиторской деятельностью физические и юридические лица должны пройти аттестацию и получить лицензию. Аттестация проводится в форме квали­фикационных экзаменов в соответствии с Инструкцией об аттестации на право получения квалификационного аттестата аудитора, утвержденная Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 4 января 2008 г. № 7.К ней допускаются лица, имеющие высшее экономическое и (или) юридическое образование, полученное в учреждениях высшего образования, имеющих государственную аккредитацию, а также стаж работы по специальности не менее трех лет. Квалификационный экзамен проводится в 2 этапа. На первом этапе квалификационный экзамен проводится в форме компьютерного тестирования по следующим разделам и темам программы: порядок осуществления аудиторской деятельности. Правила аудиторской деятельности; бухгалтерский учет и отчетность; налоги, сборы (пошлины) и другие обязательные платежи в бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды; основы правового регулирования имущественных и трудовых отношений, рынка ценных бумаг, приватизации государственного имущества, ценообразования. На втором этапе квалификационный экзамен проводится в устной форме по следующим разделам и темам программы: методика проведения аудиторских проверок; анализ хозяйственной деятельности. Для сдачи экзаменов в соответствии с Программой квалификационных экзаменов на право получения квалификационного аттестата аудиторапретенденты представляют в Министер­ство финансов соответствующие документы (заявление; копию документа об образовании; копию трудовой книжки; документ, подтверждающий отсутствие неснятой или непогашенной судимости за совершение преступлений против собственности и порядка осуществления экономической деятельности; одну цветную фотографию). При успешной сдаче экзамена выдается квалификацион­ный аттестат аудитора без ограничения срока его действия (в 10-дневный срок со дня окончания квалификационных экзаменов). В случае отказа в выдаче квалификационного аттестата аудитора заявление на сдачу квалификационного экзамена может быть подано претендентом в Министерство финансов не ранее 6 месяцев со дня принятия решения этим Министерством об отказе в выдаче квалификационного аттестата аудитора.Аудитор обязан не реже одного раза в два года, начиная с года, следующего за годом получения квалификационного атте­стата аудитора, повышать свою квалификацию, а также обязан представлять в Министерство финансов документ, подтверждающий прохождение обучения по программам повышения квалификации аудиторов, не позднее 15 февраля года, следующего за годом прохождения обучения. С 2011 г. лицензирование аудиторской деятельности не требуется. Обязательным условием для осуществления аудиторской деятельности является их включение в Государственный реестр аудиторов и аудиторских организаций. Аудиторам запрещается занятие другими видами предпринимательской деятельности, кроме аудиторской деятельности, оказания сопутствующих аудиту услуг, преподавательской и научной деятельности.

В штате аудиторской организации должно состоять не менее трех аудиторов.

Не менее 50 процентов работников аудиторской организации должны составлять граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, а в случае, если руководителем аудиторской организации является иностранный гражданин, – не менее 75 процентов. Руководителем аудиторской организации может быть только аудитор.