Органы государственного (вневедомственного) контроля и их функции
Приемы фактического контроля
Цель фактического контроля – установление реального (фактического) состояния контролируемых объектов. Приемы фактического контроля:
1. Инвентаризация.
2. Контрольный обмер.
3. Обследование объектов
4. Контрольный запуск сырья в производство
5. Лабораторный анализ.
6. Контрольные проверки.
7. Экспертная оценка.
8. Личный опрос.
Инвентаризация– способ проверки фактических остатков денежных средств, товарно-материальных ценностей, расчетов и их соответствие данным бухгалтерского учета на определенную дату. Проводится способами пересчета, взвешивания, обмера. (полная, частичная; сплошная, выборочная и повторная).
Контрольные обмеры. Они организуются для определения фактически выполненного объема строительных и ремонтных работ и применяются для проверки достоверности учета незавершенного производства, расходования строительных материалов в сравнении с нормами и фактически выполненным объемом работ.
Обследование объектоввключает вопросы, связанные с изучением организационно-производственной деятельности и проверкой обеспечения сохранности имущества контролируемого предприятия. Целесообразно проводить в начале аудиторско-ревизионных процедур.
При контрольном запуске сырья и материалов в производствов присутствии контролера и приглашенного специалиста проверяется весь технологический процесс, начиная от взвешивания соответствующего сырья и вспомогательных материалов, его обработки и кончая взвешиванием готовой продукции. Это дает возможность проверить фактический выход готовой продукции и действительное количество израсходованного сырья.
Лабораторный анализ – установление качества продукции и материалов (молоко, спирт и др.).
Контрольные проверкиприменяются для изучения полноты оприходования грузов, прибывших различными видами транспорта, достоверности совершаемых операций по отпуску материальных ценностей со складов, качества инвентаризаций, проводимых в процессе аудита.
Экспертная оценка– это способ фактического контроля, основанный на проведении квалифицированными специалистами экспертизы действенных объемов и качества выполненных работ, обоснованности нормативов затрат и выхода готовой продукции, реальности норм естественной убыли при хранении и др.
Личный опрос (очная ставка) – получение необходимой информации при личной беседе и т.д.
Органами государственного контроля являются:
1)Комитет государственного контроля Республики Беларусь (высший орган финансово-экономического контроля) - контроль за исполнением законов Республики Беларусь, контроль за своевременным поступлением доходов в бюджет, целевым и экономным использованием средств, проверка законности и эффективности использования государственных ресурсов, контроль за состоянием контрольно-ревизионной работы, проверка финансово-хозяйственной деятельности государственных организаций.
2)Министерство по налогам и сборам - контроль за соблюдением законодательства о налогах, обеспечением правильного исчисления, полного и своевременного внесения налогов в бюджет и их учета.
3)Министерство финансови его органы являются важнейшим звеном финансово-кредитной системы республики. Осуществляя непосредственное руководство финансовой системой, они выполняют задачу составления бюджета, контроля полноты и своевременности поступления средств в бюджет, целевого их использования, соблюдения финансовой дисциплины учреждениями, следят за состоянием бухгалтерского учета и отчетности, за выполнением предприятиями финансовых планов.
В системе Министерства финансов имеется Главное контрольно-ревизионное управление, которое имеет своих представителей во всех областях. Они осуществляют систематический контроль за соблюдением законов о бюджете отраслевыми министерствами и ведомствами.
4)Национальный статистический комитетконтролирует по данным отчетности выполнение планов социально-экономического развития по территориально-отраслевому признаку. Оно осуществляет проверку достоверности отчетных данных и состояние учета и отчетности на предприятиях, наличие трудовых и материальных ресурсов, необходимых для расширенного воспроизводства, анализирует статистические материалы.
5)Министерство экономикиосуществляет контроль за социально-экономическим развитием республики, вносит в правительство предложения по актуальным вопросам развития национальной экономики, проверяет обоснованность планов развития экономики, выполнение планов социально-экономического развития.
6)Национальный банкявляется единым эмиссионным банком. Он контролирует наличие денег в обращении, ход выполнения планов производства и обращения товаров, расходования всеми субъектами хозяйствования заемных и собственных средств, целевое использование денежных средств, соблюдение режима экономии и платежной дисциплины.
7)Органы специализированного государственного контроля представлены различными инспекциями (Госавтоинспекция, пожарная инспекция, санитарная инспекция и др.
8) Административные органы (Верховный суд, хозяйственные суды) призваны обеспечить строгий контроль за соблюдением всеми предприятиями, организациями, учреждениями и отдельными лицами законодательства Республики Беларусь. Они осуществляют проверки состояния исполнительской дисциплины, выявляют факты нарушения законов, виновных в этом лиц и сумму причиненного при этом материального ущерба, а также принимают меры по возмещению причиненного материального ущерба и привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности.
Для повышения эффективности координации деятельности государственных органов, уполномоченных проводить проверки и ревизии финансово-хозяйственной деятельности организаций в Республике Беларусь, образован Совет по координации контрольной деятельности. Создается Президентом Республики Беларусь и осуществляет координацию деятельности вышеперечисленных органов.