Органы государственного (вневедомственного) контроля и их функции

Приемы фактического контроля

Цель фактического контроля – установление реального (фактического) состояния контролируемых объектов. Приемы фактического контроля:

1. Инвентаризация.

2. Контрольный обмер.

3. Обследование объектов

4. Контрольный запуск сырья в производство

5. Лабораторный анализ.

6. Контрольные проверки.

7. Экспертная оценка.

8. Личный опрос.

Инвентаризация– способ проверки фактических остатков денежных средств, товарно-материальных ценностей, расчетов и их соответствие данным бухгалтерского учета на определенную дату. Проводится способами пересчета, взвешивания, обмера. (полная, частичная; сплошная, выборочная и повторная).

Контрольные обмеры. Они организуются для определения фактичес­ки выполненного объема строительных и ремонтных работ и приме­няются для проверки достоверности учета незавершенного про­изводства, расходования строительных материалов в сравнении с нормами и фактически выполненным объемом работ.

Обследование объектоввключает вопросы, связанные с изучением организационно-производственной деятельности и проверкой обеспе­чения сохранности имущества контролируемого предприятия. Целесообразно проводить в начале аудиторско-ревизионных процедур.

При контрольном запуске сырья и материалов в производствов при­сутствии контролера и приглашенного специалиста проверяется весь технологический процесс, начиная от взвешивания соответствующего сырья и вспомогательных материалов, его обработки и кончая взвеши­ванием готовой продукции. Это дает возможность проверить факти­ческий выход готовой продукции и действительное количество израс­ходованного сырья.

Лабораторный анализ – установление качества продукции и материалов (молоко, спирт и др.).

Контрольные проверкиприменяются для изучения полноты оприходования грузов, прибывших различными видами транспорта, достоверности совершаемых операций по отпуску ма­териальных ценностей со складов, качества инвентаризаций, прово­димых в процессе аудита.

Экспертная оценка– это способ фактического контроля, основанный на проведении квалифицированными специалистами экспертизы действенных объемов и качества выполненных работ, обоснованности нормативов затрат и выхода готовой продукции, реальности норм естественной убыли при хранении и др.

Личный опрос (очная ставка) – получение необходимой информации при личной беседе и т.д.

 

Органами государственного контроля являются:

1)Комитет госу­дарственного контроля Республики Беларусь (высший орган финансово-экономического контроля) - контроль за исполнением законов Республики Беларусь, контроль за своевременным поступлением доходов в бюджет, целевым и экономным использованием средств, проверка законности и эффективности использования государ­ственных ресурсов, контроль за состоянием контрольно-ревизионной работы, проверка финансово-хозяйственной деятельности государ­ственных организаций.

2)Министерство по налогам и сборам - контроль за соблюдением законодательства о налогах, обеспечением правильного исчисления, полного и своевременного внесения налогов в бюджет и их учета.

3)Министерство финансови его органы являются важнейшим зве­ном финансово-кредитной системы республики. Осуществляя не­посредственное руководство финансовой системой, они выполняют задачу составления бюджета, контроля полноты и своевременности поступления средств в бюджет, целевого их использования, соблюде­ния финансовой дисциплины учреждениями, следят за состоянием бух­галтерского учета и отчетности, за выполнением предприятиями фи­нансовых планов.

В системе Министерства финансов имеется Главное контрольно-ревизи­онное управление, которое имеет своих представителей во всех об­ластях. Они осуществляют систематический контроль за соблюдени­ем законов о бюджете отраслевыми министерствами и ведомствами.

4)Национальный статистический комитетконтролирует по данным отчетности выполнение планов социально-экономического разви­тия по территориально-отраслевому признаку. Оно осуществляет проверку достоверности от­четных данных и состояние учета и отчетности на предприятиях, наличие трудовых и материальных ресурсов, не­обходимых для расширенного воспроизводства, анализирует статис­тические материалы.

5)Министерство экономикиосуществляет контроль за социаль­но-экономическим развитием республики, вносит в правительство предложения по актуальным вопросам развития национальной эко­номики, проверяет обоснованность пла­нов развития экономики, выполнение планов социально-экономи­ческого развития.

6)Национальный банкявляется единым эмиссионным банком. Он контролирует наличие денег в обращении, ход выполнения планов производства и обращения товаров, расходования всеми субъектами хозяйствования заемных и собственных средств, целевое использо­вание денежных средств, соблюдение режима экономии и платежной дисциплины.

7)Органы спе­циализированного государственного контроля представлены различными инспекциями (Госавтоинспек­ция, пожарная инспекция, санитарная инспекция и др.

8) Административные органы (Верховный суд, хозяйственные су­ды) призваны обеспечить строгий контроль за соблюдением всеми предприятиями, организациями, учреждениями и отдельными лица­ми законодательства Республики Беларусь. Они осуществляют про­верки состояния исполнительской дисциплины, выявляют факты нарушения законов, виновных в этом лиц и сумму причиненного при этом материального ущерба, а также принимают меры по возмеще­нию причиненного материального ущерба и привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности.

Для повышения эффективности координации деятельности госу­дарственных органов, уполномоченных проводить проверки и ревизии финансово-хозяйственной деятельности организаций в Республике Бе­ларусь, образован Совет по координации контрольной деятельности. Создается Президентом Республики Беларусь и осущест­вляет координацию деятельности вышеперечисленных органов.