Аналитический и графический методы определения точки безубыточности
Алгоритм проведения маржинального анализа. Понятие Запаса финансовой прочности и операционного рычага
1) на первом этапе рассматриваются постоянные, удельные (либо совокупные) переменные затраты предприятия за период, удельный маржинальный доход, определяемый как разница между ценой и удельными переменными затратами, либо совокупный маржинальный доход (выручка за вычетом совокупных переменных затрат), а так же коэффициент маржинального дохода (соотношение совокупного маржинального дохода и выручки);
2) на втором этапе вычисляется точка безубыточности в натуральном (соотношение постоянных затрат и удельного маржинального дохода) и стоимостном (соотношение постоянных затрат и коэффициента маржинального дохода) выражении, а так же такие показатели как:
-запас финансовой прочности, характеризующий превышение существующего объема продаж над минимально необходимым;
-операционный рычаг, показывающий насколько изменится прибыль при изменении выручки на 1%.
Важно учитывать соотношение запаса финансовой прочности и операционного рычага, ведь если предприятие имеет высокий уровень ЗФП, то оно может позволить себе и высокое, то есть рисковое значение финансового рычага, так как рост его прибыли значителен, а зона убытков находится относительно далеко.
Нормативы этих значений должны определяться на каждом предприятии самостоятельно в зависимости от приемлемой степени риска и его финансово-экономического положения.
С помощью маржинального анализа можно установить критический уровень не только объема продаж, но и суммы постоянных затрат, а также цены при заданном значении остальных факторов.
Критический уровень постоянных затрат при заданном уровне маржи покрытия и объема продажрассчитывается следующим образом:
А = VРП(р-Ь), или А = ВхДМП.
Суть этого расчета состоит в том, чтобы определить максимально допустимую величину постоянных расходов, которая покрывается маржинальной прибылью при заданном объеме продаж, цены и уровня переменных затрат на единицу продукции. Если постоянные затраты превысят этот уровень, то предприятие будет убыточным.
Предположим, цена изделия - 50 тыс. руб., переменные затраты на единицу продукции — 30 тыс. руб., возможный объем производства продукции - 5000 ед. Требуется определить критический уровень постоянных издержек:
А = VРП(р - Ь) = 5000 (50 - 30) = 100 000 тыс. руб. При такой сумме постоянных издержек у предприятия не будет прибыли, но не будет и убытка. Если же постоянные затраты окажутся выше критической суммы, то в сложившейся ситуации они будут непосильными для предприятия: оно не сможет покрыть их за счет своей выручки.
Критический уровень переменных затрат на единицу продукции(b) при заданном объеме продаж (УРП), цене (р) и сумме постоянных затрат (А) определяется следующим образом:
b = р - А/VРП
Критический уровень цены(ркр) определяется из заданного объема реализации и уровня постоянных и переменных затрат:
Ркр =А/VРП + b.
Если объем производства продукции составляет 4000 единиц, сумма переменных затрат на единицу продукции - - 35 тыс. руб., сумма постоянных затрат - -120 000 тыс. руб., то минимальная цена, необходимая для покрытия постоянных расходов предприятия, должна быть следующей:
Ркр - 120 000/4000 + 35 = 65 тыс. руб.
При таком уровне цена будет равна себестоимости единицы продукции, а прибыль и рентабельность будут равны нулю. Установление цены ниже этого уровня невыгодно для предприятия, так как в результате будет получен убыток.
Основываясь на функциональной взаимосвязи затрат, объема продаж и прибыли, можно рассчитать объем реализации продукции, который дает одинаковую прибыль по различным вариантам управленческих решений (различным вариантам оборудования, технологии, цен, структурыпроизводства и т.д.).
Если сумму прибыли представить в виде формулы:
П = VРП(р-Ь) - А = VРПхСмп - А,
где неизвестной величиной является объем продаж в натуре (VРП), и приравнять прибыль по одному варианту к прибыли по второму варианту
VPП1 x CMП1 – А1 = VPG2 x Смп2 - А2, то объем продаж можно найти следующим образом:
VРП = (А2-А,)/(СМП2-СМП1)
Можно также определить объем продаж, при котором общая сумма затрат будет одинаковой по различным вариантам управленческих решений,для чего приравнивают затраты по разным вариантам:
VPП1 х b1 + А1 = VРП2 х b2 + А2,
Тогда искомый объем продаж находят следующим образом:
VРП = (А2-А1)/( b2- b1)
На основании проведенных расчетов выбирается один из вариантов управленческих решений.
Аналитический и графический способы выбора между собственным производством и приобретением комплектующих изделий. Определение суммы убытка от принятия неправильного решения.
Минимизации затрат и увеличению прибыли содействует во многом обоснование выбора между собственным производством и приобретением комплектующих деталей, запасных частей, полуфабрикатов и т.д. Для решения проблемы "производить или покупать" также может быть использован принцип взаимосвязи объема, себестоимости и прибыли.
Например, для ремонта техники требуются соответствующие детали. Если их изготовлять собственными силами, то постоянные затраты на содержание оборудования составят 100 тыс. руб. в год, а переменные расходы на единицу продукции - 50 руб. Готовые детали в неограниченном количестве можно приобрести по 150 руб. за единицу. Какое решение более выгодно? Чтобы ответить на этот вопрос, произведем следующие расчеты. Стоимость приобретенных деталей можно выразить следующим образом:
С = РХ,
где Р - цена за единицу продукции; Х - необходимое количество деталей в год.
Себестоимость производства деталей будет включать в себя постоянные и переменные затраты. Определим, при какой потребности в деталях стоимость их приобретения и производства совпадет:
РХ=А+ВХ, 150Х= 100 000 + 50Х,
100Х=100000, Х=1000ед.
Расчеты показывают, что при годовой потребности в 1000 ед. расходы на закупку деталей совпадут с себестоимостью их производства. При увеличении потребности свыше 1000 ед. в год более экономным является собственное производство, а при уменьшении для предприятия более выгодно их покупать.