Общие требования по хранению, учету и выдаче оружия и боеприпасов
ТЕМА 6. ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОХРАННОСТИ ОРУЖИЯ И БОЕПРИПАСОВ
В Вооружённых Силах РФ придается особое значение вопросам обеспечения сохранности оружия и боеприпасов. События последних десятилетий указывают на то, что при ослаблении внимания к этой проблеме создаются предпосылки к хищению оружия и боеприпасов, нападениям на места их хранения со стороны криминальных элементов, торговли некоторыми должностными лицами с целью личного обогащения.
В конечном итоге всё похищенное, захваченное или купленное незаконным путём оружие появляется в «горячих точках», участвует при совершении террористических актов и нападений на органы правопорядка. Следовательно, ослабление бдительности и контроля со стороны должностных лиц, несоблюдение требований руководящих документов по сохранности оружия и боеприпасов влечёт за собой тяжёлые последствия и преследуется по закону в уголовном порядке.
Командный состав всех звеньев, особенно звена взвод – рота – батальон, непосредственно связан с учётом, хранением и эксплуатацией стрелкового оружия и боеприпасов. От чётких действий командиров именно этого звена зависит их сохранность. Эти действия должны основываться на четких знаниях требований руководящих документов, правил учёта, хранения и выдачи оружия и боеприпасов.
Обеспечение надежной сохранности оружия и боеприпасов является важнейшей обязанностью командиров и начальников всех степеней. Это определено целым рядом руководящих документов:
1.Устав внутренней службы ВС РФ. Воениздат, 2008 г.
2.Устав гарнизонной и караульной служб ВС РФ. Воениздат 2008 г.
3.Приказ Министра Обороны РФ от 28.02.1996 г. № 90 (введена в действие «Инструкция по организации учёта, хранения и выдачи стрелкового оружия и боеприпасов к нему, а также инженерных боеприпасов в Вооруженных Силах РФ»).
Наиболее полно все требования руководящих документов сконцентрированы в «Инструкции по организации учёта, хранения и выдачи стрелкового оружия и боеприпасов у нему, а также инженерных боеприпасов ВС РФ» (приказ МО РФ 1996 г. № 90), которая в дальнейшем именуется как «Инструкция».
Командиры (начальники) отвечают за сохранность и состояние оружия и боеприпасов в подчиненных воинских частях, подразделениях и обязаны постоянно иметь точные сведения о наличии и состоянии стрелкового оружия и боеприпасов, обеспечить строгий порядок в организации их охраны, учета, хранения, выдачи и использования, исключающий возможности утрат и хищений, и организовывать проверки состояния мест хранения стрелкового оружия и боеприпасов, а также немедленно принимать меры к устранению выявленных недостатков. Командиры подразделений должны лично проверять наличие и комплектность стрелкового оружия и боеприпасов по окончании всех мероприятий, на которые они выдавались.
Командиры (начальники), не принявшие должных мер к обеспечению сохранности стрелкового оружия и боеприпасов, а также лица, совершившие хищения или утрату стрелкового оружия и боеприпасов, привлекаются к ответственности в установленном законодательством порядке.
Должностные лица воинских частей обязаны проверять наличие и состояние стрелкового оружия и боеприпасов с периодичностью, установленной Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, а состояние мест хранения оружия и боеприпасов — ежедневно по разработанному штабом и утвержденному командиром воинской части графику. Командиры подразделений, кроме того, один раз в месяц должны сверять данные учета подразделения с учетными данными части.
Периодичность проверки оружия и боеприпасов должностными лицами (требования УВС ВС РФ):
Командир отделения - перед выходом (началом) и после каждого занятия, стрельбы;
Старшина роты - при приёме и выдаче оружия и боеприпасов;
- при ежемесячной сверке книг учёта.
Командир взвода - перед выходом и после каждого учения или занятия (наличие и состояние);
- не реже 1 раза в 2 недели (осмотр и проверка наличия).
Зам. командира
роты по вооружению - не реже 1 раза в месяц (техническое состояние вооружения и военной техники, пономерная проверка стрелкового оружия).
Командир роты - не реже 1 раза в месяц (наличие, состояние, учёт). Результаты заносит в Книгу осмотра (проверки) вооружения, военной техники и боеприпасов.
Зам. командира батальона
по вооружению - не реже 1 раза в 3 месяца (наличие и техническое состояние);
- не менее 2 раз в год (пономерная проверка стрелкового оружия в подразделениях).
Командир батальона - не реже 1 раза в 3 месяца (лично проверяет наличие, состояние и учёт).
При всех проверках оружия и боеприпасов проверяются их наличие, учет, правильность оформления документов, условия хранения, соблюдение порядка выдачи и приема, состояние технических средств охраны (ТСО) мест хранения, а также наличие печатей и правильность хранения запасных ключей от складов (хранилищ), комнат, пирамид, шкафов и ящиков со стрелковым оружием и боеприпасами, мастерских (участков) по ремонту стрелковою оружия и боеприпасов.
Результаты проверок заносятся в книгу осмотра (проверки) вооружения, военной техники и боеприпасов роты (приложение 10 к ст. 145 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации).
Для контроля за организацией учета, хранения и выдачи стрелкового оружия и боеприпасов ежегодно на основании приказа старшего начальника в воинских частях проводятся документальные ревизии. Кроме того, командиры воинских частей организуют проведение инвентаризаций, проверок хозяйственной деятельности и других форм контроля, порядок проведения которых изложен в соответствующих Положениях и Руководствах. Приказом командира воинской части назначается постоянная внутренняя проверочная комиссия из числа офицеров и прапорщиков с высокими морально-деловыми качествами. Председателем внутренней проверочной комиссии назначается один из заместителей командира воинской части, кроме заместителя по вооружению.
Все места хранения оружия и боеприпасов оборудуются типовыми ТСО, оснащенными основным и резервным источниками питания. Конструкция ТСО должна обеспечивать надежное срабатывание при вскрытии мест хранения, при повреждении проводки, а также действие звукового, светового сигнала при открытой двери и не иметь блокирующего устройства для отключения сигнала.
Информация с ТСО о вскрытии мест хранения стрелкового оружия должна быть скрытно выведена:
· от комнат для хранения оружия подразделений — к дежурному по воинской части;
· от сейфов с пистолетами, находящихся в комнате дежурного по воинской части (штабу), хранилищ с оружием и боеприпасами, пирамид для оружия в караульном помещении — к начальнику караула;
· от хранилищ с боевой техникой, помещений для ремонта оружия, кроме того, — к дежурному по парку воинской части.
Ответственность за организацию охраны мест хранения оружия и боеприпасов техническими средствами охраны несет начальник штаба воинской части (лицо, исполняющее его обязанности), а за состояние ТСО — начальник охраняемого объекта.
Работоспособность охранной сигнализации должна проверяться: начальником склада (заведующим хранилищем), начальником караула совместно с помощником начальника караула (оператором) по ТСО — при сдаче (приеме) объекта под охрану, дежурными по воинской части и по подразделению — при приеме (сдаче) дежурства. Результаты проверки исправности охранной сигнализации заносятся: дежурным по воинской части (подразделению) — в книгу приема и сдачи дежурства (приложение 10 к ст. 299 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации); начальником караула — в постовую ведомость (приложение 4 к ст. 154 Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации); начальником склада — в книгу учета посещений и работ на складе (приложение № 3 к Инструкции).
Порядок эксплуатации и сроки контроля исправности сигнализации, а также действия должностных лиц при ее несанкционированном срабатывании указываются в инструкциях дежурному по воинской части (подразделению) и начальнику караула. Информация о срабатывании ТСО заносится в аппаратный журнал оператора ТСО.
Вскрытие комнат для хранения оружия производится с разрешения командира (старшины) подразделения; о вскрытии эти лица ставят в известность дежурного по воинской части.