Своеобразие романтической манеры Э.По.

Эдгар Аллан По (19 января 1809 года — 7 октября 1849 года) — американский писатель, поэт, литературный критик и редактор, является представителем американского романтизма. Наибольшую известность получил за свои «мрачные» рассказы. По был одним из первых американских писателей, кто создавал свои произведения в виде коротких рассказов, и считается создателем детективно-фантастического жанра в литературе. Его творчество способствовало появлению жанра научной фантастики.

Творчество По находилось под влияниемромантизма, уже завершавшего свой путь на Западе. «Мрачная фантастика, постепенно исчезавшая из европейской литературы, вспыхнула ещё раз оригинально и ярко в „страшных рассказах“ По — то был эпилог романтизма» (Фриче). На творчество По оказали сильное влияние английские и немецкие романтики, особенноГофман (недаром По увлекался немецкой литературой и идеалистической философией); ему родственен зловеще-мрачный оттенок гофмановских фантазий, хотя он и заявил о себе: «Ужас моих рассказов не от Германии, а от души».

Романти́зм — явление европейской культуры в XVIII—XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению.

Едгар По - чрезвычайно яркая фигура в мировой литературе.
Такое разнообразие творческих достижений Е. По постоянная возможная потому, что он особое внимание уделял художественному мастерству произведения и разработал свою теорию о задаче творческого процесса, его особенности. Он первым в литературе осознал эмоциональную силу слова и стремился так строить свои произведения, чтобы достичь наибольшего влияния на читателя. В этом заключается ярчайший особенность романтизмаЕ. По. Поэзия раскрывает идеалы прекрасного, что создаются в воображении поэта.
Цель его творчества - создать особый залог эмоционального подъема, в котором возможное мгновенное прозрение прекрасного. Так, например, построенный стих «Ворон», в котором читатель вместе с лирическим героем переживает прекрасные и трагические чувства. Е. По точно рассчитал строение стиха, его ритмические изменения, даже чувства, которые вызывают те или другие слова.

Еще ярче своеобразность романтизмаамериканского писателя оказалась в его прозаических произведениях. Е. По отдавал предпочтение небольшим за размером жанрам - новелле и рассказу. Он считал, что большое произведение, которое нельзя прочитать сразу, не с такой силой влияет на читателя, так как целостность произведения поднимается. В прозе он поставил проблему столкновенья сознания человека с реальностью. Е. По верил в Ум. Он считал, что только ум может вывести человека из трагических противоречий современности. В этом тоже заключается своеобразность его романтизма, недаром его называли рационалистом в романтизме. В рассказе «Маятник и пропасти» По исследует чувство ужаса, которое охватило душу героя, и способность ума мыслить, смотря у лицо смерти. Душа героя пришла в ужас от стычки с миром, в котором для нее, души, нет места, но ум настойчиво ищет выход даже из явным образом безнадежного положения. Человек может мыслить и должен это делать. Счастливый конец этого рассказа - это награда ума человека. Героя спасли от смерти и истязаний инквизиции французские войска, которые вошли в город. Но если бы не его способность рационально мыслить, то он погиб бы от истязаний или от страшного маятника, или упал бы у пропасть.

Рационалистическое направление романтизма По еще ярче оказалось в «логических» рассказах, которые начали детективный жанр. В рассказе «Золотой жук» рассказ ведется от первого лица, имя которой автор не называет, так как рассказчик олицетворяет типичное мышление, присущий большинству людей. Главный герой - Вильям Легран - мыслит незашорено, автор наделяет его выдающимися логическими способностями. Е. По интересует человек, процесс ее мышления, возможности ума. Рассказчик и Легран стали свидетелями одной и той же события. Но рассказчик не обратил внимание на некоторые мелочи, которые помогли Леграну раскрыть тайну пиратского сокровища.

Таким образом, своеобразность романтизма Е. По заключается в осознании силы эмоционального влияния слова, художественного произведения на читателя. Осознав это, По стремится подчинить эту силу, рассчитать ее, направить ее средствами художественной выразительности. Романтические герои Е. По, в отличие от большинства подобных героев того времени, живут в реальном, современном авторе миру. Их романтическая исключительность скрыта в их внутреннем миру, в их возможностях ощущать и мыслить.