ТЕМА 2. ОСНОВЫ БОЕВОГО ПРИМЕНЕНИЯ, ВООРУЖЕНИЕ И ТАКТИКА ДЕЙСТВИЙ ЧАСТЕЙ И ДИВЕРСИОННО-РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ АРМИЙ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ
Предмет, содержание и задачи тактики рода войск
Из курса общей тактики вы помните, что тактика - это составная часть военного искусства, охватывающая теорию и практику подготовки и ведения боя подразделениями, частями и соединениями различных видов ВС и родов войск (сил) и специальных войск. Она подразделяется на общую тактику и тактику видов Вооруженных Сил, родов войск и специальных войск. Из определения очевидно, что в РВСН, как роде войск ВС РФ, существует своя теория и практика подготовки и ведения боевых действий,но уже не общевойсковыми, аракетными подразделениями, частями и соединениями.Учебная программа предполагает изучение лишь основ тактики отдельного рода войск – в частности РВСН, в совокупности с изучением специальных вопросов, связанных с боевым применением подразделений охраны, разведки и противодиверсионной борьбы. Она органически увязывает тактические и специальные вопросы и формирует военного специалиста – офицера по ВУС 792000 и 411300.
Таким образом, предметом дисциплин«Тактико-специальная подготовка» и «Тактика подразделений и частей РВСН» является теория и практика подготовки и ведения боевых действий подразделениями охраны, разведки и противодиверсионной борьбы РВСН.
В 5 семестре изучаются темы № 1 - 6. Обучаемые получают общие представления об истории развития РВСН, изучают основы боевого применения частей и диверсионно-разведывательных формирований армий иностранных государств, организации службы войск и безопасности военной службы, несения караульной службы и обеспечения сохранности оружия и боеприпасов. Изучение завершается сдачей зачета с оценкой по первым шести темам учебной дисциплины.
В 6 семестре изучаются темы № 7 - 12. Обучаемые изучают задачи, состав и учебные организационные структуры подразделений и частей, построение боевых порядков, организацию управления и связи, основы обеспечения, подготовки и ведения боевых действий и противодействия системам высокоточного оружия противника.
В 7 семестре изучаются темы № 13 - 15. На этом этапе обучения изучаются вопросы подготовки и ведения боевых действий подразделениями охраны ракетного полка (дивизии) стационарного базирования и подвижных грунтовых ракетных комплексов, вопросы устройства инженерных заграждений для прикрытия боевых порядков РВСН.
Изучение дисциплин осуществляется непрерывно, в 5, 6 и 7 семестрах в ходе 94 часов учебных занятий и 47 часов самостоятельной работы. Кроме этого, значительная часть практических вопросов отрабатывается в ходе учебного сбора.
Основные требования по изучению учебных дисциплин:
1. Основным условием успешного освоения дисциплины является настойчивая самостоятельная работа студентов, которая выражается в изучении и конспектировании лекций и рекомендованной литературы, выполнении заданий по подготовке к практическим занятиям и семинарам.
2. Изучение дисциплины связано с усвоением большого количества военных понятий, определений и соответствующей терминологии. Без усвоения смысла военной терминологии невозможно изучение дисциплины. Поэтому все определения и термины должны быть записаны в конспектах и выучены.
3. Свыше 60 % времени, отводимого на изучение дисциплины, приходится на практические виды занятий. Поэтому на кафедре ведется учет успеваемости каждого курсанта по практическому обучению, а его результаты влияют на итоговую оценку.
4. Материалы, излагаемые на занятиях по дисциплине, предназначены для служебного пользования. Каждый студент должен строго соблюдать требования по обеспечению сохранности государственной и военной тайны.
Для выявления качественно-количественных характеристик результатов обучения, определения объема приобретенных знаний и степени их усвоения в рамках дисциплины предусмотрены формы текущего, промежуточного контроля и итоговой аттестации.
Текущий контроль предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала и стимулирования учебной работы. Он проводится в ходе всех видов занятий в форме выборочного контрольного опроса, летучек, тестирования.
Промежуточный контрольимеет целью определить степень достижения учебных целей по дисциплине и проводится в форме зачета с оценкой в 5 семестре и экзамена в 7 семестре.
Итоговая аттестацияосуществляется по окончанию 8 семестра и учебного сбора в ходе итогового выпускного экзамена.
Анализ военных угроз безопасности РФ, особенности современных военных действий требуют от Вооруженных Сил РФ обеспечения постоянной готовности к сдерживанию военных конфликтов и вооруженной защите государства и его союзников. Главным сдерживающим фактором в предотвращении агрессии, недопущении развязывания новой войны служат Ракетные войска стратегического назначения. Без знания основ их тактики невозможно стать офицером Российской Армии по ВУС 792000 и 411300.
Литература:
1. Ракетные войска стратегического назначения: истоки и развитие. Военно-исторический труд под общей редакцией Н.Е. Соловцова. ЦИПК, 2004 г.
2. Стратегия национальной безопасности Российской федерации до 2020 года. 2009 г.
3. Военная доктрина Российской Федерации (2010г.).
4. Феськов В.И., Калашников К.А., Голиков В.И. «Советская Армия в годы «холодной войны» Томск: Изд-во Том. ун-та, 2004 г.
5. Зарубежное военное обозрение №4, 2002 г.
6. История США в четырёх томах, том четвёртый (1945-1980 г.г.),
под ред. Г.Н. Севостьянова, Изд. «Наука», М./1987г.
7. Лысухин Н.Я. «Ракетные войска стратегического назначения в геополитике СССР и России: от Сталина до В.В. Путина», Монография, ВА РВСН им. Петра Великого, 2007.
8. Военный энциклопедический словарь ракетных войск стратегического назначения/МО РФ.; Гл. ред.: И.Д. Сергеев, В.Н. Яковлев, Н.Е. Соловцов и др. – БСЭ, 1999.
В современных условиях, характеризующихся сложной криминогенной обстановкой, активизацией террористической деятельности, возникновением вооруженных конфликтов, возрастает роль и значимость задачи по охране и защите военных объектов. Суть ее заключается в том, чтобы исключить, предотвратить или снизить эффективность нарушения, т.е. события, состоящего в отклонении от правил, предусмотренных для функционирования объекта. В военное время эта задача усложняется тем, что непосредственную угрозу военным объектам будут представлять, дополнительно к типовым нарушителям мирного времени, специально созданные и обученные силы, предназначенные для ведения диверсионно-разведывательных действий, а также специально выделенные общевойсковые подразделения и части. Понятие «нарушитель» в военное время приобретает более широкий смысл (нарушитель - лицо, группа лиц, технические и транспортные средства, совершающие нарушения). Мы будем понимать под нарушением и нарушителем действия специально подготовленных и оснащенных подразделений (формирований) по разведке и захвату или уничтожению военного объекта, то есть по ведению разведывательно-диверсионной деятельности.
Диверсии – достаточно старый и испытанный временем способ борьбы с противником. По некоторым определениям, диверсия есть разрушение или выведение из строя объектов государственного и военного значения в тылу противника или в какой-либо стране.
Диверсионная деятельность “привлекательна” тем, что достигаемые с её помощью результаты по внезапному нанесению ущерба противнику во много раз превосходят затраты и ставят его порой не только в невыгодное, но и в безвыходное положение. Массовое применение диверсий в ходе войн началось в конце XIX века, по мере развития промышленности и коммуникаций.
В ходе второй мировой войны на территориях, захваченных фашистской Германией, в широких масштабах была развернута диверсионная (партизанская) деятельность. Особенно это характерно для Украины и Белоруссии, а также Французского, Югославского, Итальянского движений сопротивления.
В послевоенные годы силы и средства диверсионной борьбы развивались, совершенствовались взгляды на их применение, которые прошли апробацию во всех многочисленных локальных войнах и вооруженных конфликтах. С особой силой они проявились во время боевых действий войск США и их союзников в Афганистане и Ираке (2001-2003 гг.). Эти события продемонстрировали всему миру, насколько возросла роль различных подразделений и частей сил специальных операций (ССО) в современных войнах. Американские армейские «зеленые береты», «морские котики», специальная тактическая группа ВВС, британские и австралийские службы SAS и даже военизированные группы ЦРУ сделали многое для победы войск коалиции в этих войнах.
В последние десятилетия обострилась проблема между силами, средствами и способами охраны военных объектов с одной стороны, и возросшими возможностями вероятного противника по их захвату или уничтожению с использованием коварных, изощренных средств и способов, с другой стороны.
Наша с вами задача состоит в том, чтобы тщательно изучить взгляды вероятного противника на применение различных диверсионно-разведывательных формирований (ДРФ) против охраняемых военных объектов, отслеживать опыт применения ССО в последних локальных войнах и вооруженных конфликтах, знать тактику их действий и уметь в нужное время достойно противостоять этому натиску.