Показатель социальной эффективности МО

, (1)

где СДД – среднедушевой доход жителя МО;

ПМ – прожиточный минимум в среднем на душу населения.

Среднедушевой доход жителя:

, (2)

где ФЗП - фонд заработной платы наемного персонала;

VСУ - объем социальных услуг населению, оказываемых за счет средств местного бюджета;

VСТ - объем социальных трансфертов;

ДСС- доходы индивидуальных предпринимателей и жителей от самозанятости и собственности;

NЖ - количество жителей, проживающих на территории.

VСУ = Рмб –ФОТ р.б.сф., (3)

где Рмб- все расходы местного бюджета;

ФОТ р.б.сф. – фонд оплаты труда работников бюджетной сферы.

2. Показатель экономической эффективности МО *

, (4)

где: ДС – добавленная стоимость, созданная предприятиями, организациями и учреждениями МО;

М З – материальные ресурсы (затраты) на создание добавленной стоимости.

(5)

где: Vт,у – объем реализованной продукции и услуг.

По показателям социальной и экономической эффективности можно построить траектории, наглядно отображающие процесс социально-экономического развития территорий (рис.2)

Магнитогорск Сатка и Саткинский р-н
Златоуст Челябинск
Миасс (2001 –2003 гг.) Аргаяшский р-н

Рис 2. Траектории социально-экономического развития некоторых городов и районов Челябинской области

Анализ траекторий социально-экономического развития городов и районов показал, что, несмотря на то, что они имеют разные экономические, демографические, ресурсные и культурные потенциалы, являющиеся основой благополучия или неблагополучия каждого конкретного города, района траектории их социально-экономического развития тождественны и характеризуются недостаточной последовательностью и определенной направленностью.

Анализ показателей и траекторий позволяет выделить четыре основных варианта развития муниципальных образований (рис.3.):

  Ксэ Кээ Ксэ Кээ  
1 вариант РОСТ РОСТ СНИЖЕНИЕ РОСТ 2 вариант
3 вариант РОСТ СНИЖЕНИЕ СНИЖЕНИЕ СНИЖЕНИЕ 4 вариант
  Ксэ Кээ Ксэ Кээ  

Рис.3. Варианты социально-экономического развития территорий

Первый вариант – социальное развитие на базе повышения эффективности экономической деятельности (рост показателей социальной и экономической эффективности) Источником дохода жителей становится преимущественно его экономическая деятельность.

Второй вариант – воспроизводство экономики за счет эксплуатации «запаса терпения» социума (снижение показателя социальной эффективности при росте показателя экономической эффективности). Для достижения целей развития или решения текущих задач мобилизуются накопленные запасы социума. Появляется реальная угроза потери социальной стабильности.

Третий вариант – рост показателя социальной эффективности при снижении показателя экономической эффективности. Характерен тем, что существование и развитие жителей осуществляется за счет «проедания» ресурсов территории, накопленных запасов, заемных средств, дотаций и субсидий.

Четвертый вариант – стагнация. Характеризуется отсутствием видения перспектив развития и управления, слабой зависимостью доходов жителей от результатов их экономической деятельности, «проеданием» ресурсов и запасов территории, социальной нестабильностью.

Закономерность функционирования муниципального образования в зависимости от значений показателей социальной и экономической эффективности может быть представлена в виде матрицы (рис.4)

Рис.4. Матрица закономерностей функционирования муниципальных образований

Выбранные критерии и показатели отображают состояние и изменение базовых свойств социально-экономической системы: устойчивость функционирования и развитие объектов управления. Эти свойства характеризуютжизнеспособность локальной территории как способность хозяйствующих субъектов муниципального образования обеспечивать свое устойчивое функционирование и развитие.

Применяя методы исследования биологических систем к муниципальному образованию можно выделить уровни жизнеспособности по критерию социальной и экономической эффективности и выделить признаки, характеризующие тот или иной уровень.

Уровни жизнеспособности муниципального образования.В зависимости от значений показателей Ксэ, Кээ можно выделить уровни жизнеспособности МО:

1-ый уровеньнежизнеспособность, значение 0 Ксэ 1, признаки уровня: не определены цели социально-экономического развития, неэффективное удовлетворение социальных потребностей населения, неэффективная структура экономики, уровень жизни населениябедный, признаки: наличие минимальных средств только для поддержания жизни и отсутствие средств для улучшения своего состояния. Экономика – стагнирующая Кээ 0;

2-ой уровень подавленная жизнеспособность, значение 1 Ксэ 2, признаки уровня: не определены цели социально-экономического развития, недостаточно эффективное удовлетворение социальных потребностей населения, неэффективная структура экономики, уровень жизни населения – малообеспеченный, признаки: уровень доходов позволяет удовлетворять текущие потребности в питании и в некоторых непродовольственных товарах, но практически недоступны товары длительного пользования. Экономика – статичная , Кээ = 0;

3-ий уровень – пониженная жизнеспособность, значение 2 Ксэ 3, признаки уровня: определены цели социально-экономического развития, эффективное удовлетворение социальных потребностей населения, недостаточно эффективная структура экономики, уровень жизни населенияобеспеченный, признаки: уровень доходов позволяет удовлетворять не только текущие потребности в товарах повседневного спроса, но и накапливать средства для покупки более дорогих товаров и услуг. Экономика – статичная, Кээ = 0;

4-ый уровень – нормальная жизнеспособность, значение Ксэ 3, признаки уровня: определены цели социально-экономического развития, эффективное удовлетворение социальных потребностей населения, эффективная структура экономики, уровень жизни населения – состоятельный, признаки: уровень доходов позволяет приобретать товары текущего и длительного пользования, накапливать средства, а при более высоких доходах – вести самостоятельную экономическую деятельность. Экономика – растущая Кээ 0.

Применение разработанных критериев и показателей в практике управленческой работы позволяет:

- Органам государственной власти субъекта:

1. Ранжировать муниципальные образования по уровням жизнеспособности и вырабатывать политику в отношении территорий, находящихся на разных уровнях жизнеспособности.

2. Оценивать эффективность работы органов местного самоуправления и мотивировать наиболее эффективные территории.

Для оценки эффективности работы органов местного самоуправления можно применить обобщающий показатель эффективности Кэф, рассчитываемый по формуле 6:

, (6)

где, Ксэ – показатель социальной эффективности муниципального образования;

Кээ - показатель экономической эффективности муниципального образования;

- Органам местного самоуправления:

1. Проектировать траектории социально-экономического развития территории, сфер его жизнедеятельности, отраслей хозяйства и отдельных предприятий при разработке программ и контролировать достижение целей в процессе из реализации Рис.5;

2. Оценивать эффективность работы руководителей и главных специалистов подразделений местной администрации по направлениям их деятельности;

3. Оценивать эффективность взаимодействия органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами и мотивировать их путем проведения конкурсов социально-экономического развития предприятий и организаций МО.

Пример плановой и фактической траектории социально-экономического развития одного из муниципальных образований области приведен на рис.4.

 
 

 

 


Рис. 5. Плановая и фактическая траектория социально-экономического развития муниципального образования (пример)

*Для упрощения расчетов Кээ можно использовать формулу

, (6)

где V1 – объем реализованных товаров и услуг за исследуемый период;

V2 - объем реализованных товаров и услуг за предыдущий период.

 


* Интерполяция – отыскание промежуточных значений величины по неизвестным ее значениям.

[1] Изолиния – линия равного значения какой-либо величины на карте, графике.