Местная экономическая политика
Городская политика и городское управление
Следует разделить городскую политику и городское управление. Политика призвана отвечать на вопросы: «что», « зачем», «почему», «с какой целью», управление - «как», «с помощью чего» обеспечивается создание и развитие города как целостной системы. Городское управление – это совокупность способов, форм, методов, приемов, административных и иных управленческих механизмов, которыми руководствуются должностные лица представительных и исполнительных органов местного самоуправления при воплощении на практике целей городской политики.
Муниципальное управление (в трактовке Н.В. Шумянковой) – это деятельность, осуществляемая должностными лицами представительных и исполнительных органов местного самоуправления (муниципальными служащими), которые представляют интересы местного общества и при выполнении своих должностных обязанностей вступают в процесс коммуникаций (общаются, обмениваются информацией), принимают управленческие решения, чтобы выполнять управленческие функции по планированию, организации, распорядительству, мотивации, руководству, контролю деятельности по достижению целей муниципального образования – улучшению качества жизни территории и увеличение его вклада в развитие всего общества.
Процесс принятия и воплощения решений, касающихся регулирующей, доходно-ограничительной и других типов городской политики, направленной на реализацию соответствующих программ и планов, является основой управления любым городом. Эта сторона деятельности городской власти является политическим процессом, т.к. предполагает постоянное разрешение конфликтов и примирение различных, порой не совпадающих интересов. Возникающие противоречия разрешаются в пользу тех групп, которые пользуются наибольшим политическим влиянием.
В научной литературе выделяют следующие типы местной экономической политики:
· Ориентированная на капитал;
· Ориентированную на рабочую силу и качество трудовых ресурсов;
· Ориентированная на инновации;
· Ориентированная на технологию;
· Ориентированная на коммуникации;
· Ориентированная на экономическую среду;
· Ориентированную на отдельные типы предприятий;
· Ориентированная на локальные территории.
Данные типы экономической политики в чистом виде, как правило, не реализуются. В процессе формирования конкретной политики для каждого города подбирается наиболее рациональное сочетание тех или иных типов.
Для реализации местной экономической политики используются два блока инструментов:
1) Меры по развитию инфраструктуры («жесткие» факторы);
2) Пакет экономических стимулов для поощрения или дестимулирования определенных действий хозяйствующих субъектов («мягкие» факторы).
Органы местного самоуправления обычно пользуются такими инструментами, как финансовая помощь, налоговая и тарифная политика, развитие инфраструктуры, политика в области недвижимого имущества (в т.ч. муниципальными земельными участками), планирование землепользования и выдача разрешений на строительство, консультирование и курирование местных предприятий, другие мероприятия.
Однако деятельность местных властей в сфере экономики заключается лишь в создании рамочных условий, в ускорении нужных процессов, создании для них благоприятных предпосылок, а не прямом участи в делах отдельных предприятий.
При разработке экономической политики подготавливаются следующие документы:
· Стратегия экономического развития города;
· Концепция местной экономической политики;
· Набор проектов, программ по реализации местной экономической политики;
· План мероприятий комитета по экономическому развитию.