Транспортная система города

Размещение различных видов экономической активности на территории города

Контрольные вопросы

1. Обоснуйте необходимость изучения пространственных особенностей города.

2. Какие два вида факторов учитываются при экономическом анализе участков города? Приведите примеры.

3. Что собой представляет модель «зонирования территории»?

4. Какие проблемы возникают на современном этапе при определении границ города?

5. Что такое «реальный» город?

6. По каким признакам возможно зонирование территории города?

7. Перечислите типы территории, выделяемые при функциональном зонировании.

8. В чем состоит трудность описания центра города при функциональном зонировании?

9. Дайте определение понятия «городской каркас».

10. Обоснуйте необходимость природно-ландшафтного зонирования, приведите примеры.

11. Что такое «правовое зонирование» и для чего оно необходимо?

12. Опишите современные тенденции развития техники зонирования.

Рабочие заметки студента

 

Транспортная система города оказывает влияние на размещение всех видов деятельности в городе, т.к. при выборе места функционирования какого-либо объекта руководствуются прежде всего его транспортной доступностью. Первичное формирование транспортной системы опережает, как правило, создание других объектов инфраструктуры. Более того, города часто возникали в точках узлов транспортной системы, обслуживающей соответствующий регион. При дальнейшем развитии города этот узел путей сообщения превращался одновременно в транспортный узел городской сети, находящийся в самом центре города. Наиболее характерна такая ситуация для городов, ставших достаточно крупными уже в XIX веке. В таких городах преобладаетрадиально-кольцевая схемаулично-дорожной сети. Для них характерно формирование мощной системы внутригородского рельсового транспорта (пригородные поезда, доходящие до самого центра города: трамваи, метро). Рельсовый транспорт и в настоящее время характеризуется наибольшим эффектом масштаба и поэтому оказывается наиболее экономически целесообразным для осуществления массовых перевозок. Необходимая массовость обеспечивалась выбором радиальной схемы магистралей, сходящихся к исторически сложившемуся мощно функционирующему центру города.

Формирование подобной радиальной системы создает возможность для дальнейшего интенсивного развития центра. Это ведет к концентрации рабочих мест населения в центре, что приводит к повышению массовости радиальных пассажиропотоков. Для решения этой проблемы строятся новые линии. При этом создание кольцевой магистрали наталкивается на трудности, связанные с отсутствием достаточно массовых потоков в таких направлениях.

Однако территориальное развитие центра в определенный момент делает рентабельным и создание рельсовой дороги.

Совершенно иначе происходило развитие новых крупных городов в эпоху массовой автомобилизации. В подобных городах общая схема транспортных магистралей тяготеет к прямоугольномуиликосо­-уголь­ному типу. Ориентация на доступный автомобиль сделала воз­можным создание обширных урбанизированных территорий с низкой плотностью застройки. Дальнейшее экономическое развитие таких городов, сопровождающееся еще более масштабной автомобилизацией, постепенно приводит к кризису транспортной системы, возникают автомобильные пробки. Общая разбросанность города, отсутствие в нем ярко выраженной центральной зоны делает нерентабельным создание системы рельсового транспорта и приводит к строительству новых автомагистралей.

Основные типы транспортных систем:

- система скоростного рельсового транспорта, дополненная автобусным сообщением в периферийных жилых районах и подземными трассами метро в центре города. Наиболее эффективна при интенсивности больше 40 000 чел./ч;

система скоростного рельсового транспорта, дополненного поездками на личных автомобилях в жилых районах города и подземными линиями метро в центре;

- использование только личного автотранспорта эффективно при интенсивности движения ниже 7 000 чел./ч.

- система экспрессного автобусного сообщения: скоростная доставка пассажиров из пригорода в центральную зону. В центральном деловом районе эти автобусы играют роль распределенной по основным улицам пассажирской подсистемы;

- система экспрессного автобусного сообщения, дополненная подземными трассами метро в центральной зоне города.