Каркас мировых городов

Становление мировых городов как центров, обслуживающих огромные экономические пространства общенационального масштаба, приводит, как уже отмечалось, к ослаблению роли национальных центров второго эшелона, не входящих в каркас мировых городов. Отношения взаимодополняемости и синергии между городами одного уровня часто становятся более важными, чем отношения между каждым из этих городов и менее крупными городами из их зон влияния. Таким образом, усиливается поляризация национальных экономических пространств и одновременно резко ослабляются и частично исчезают иерархические отношения в пределах субнациональных регионов. Происходит формирование сетей синергии между сходными по функциональной ориентации близкими или дальними центрами на различных уровнях мирового каркаса (например, сети туристических городов, связанных культурными, историческими, географическими маршрутами). Синергия не исключает конкуренции соответствующих территорий. Однако города, не вошедшие в данные сети, фактически оказываются аутсайдерами, утратившими реальные шансы на подобную конкуренцию. Таким образом, усиливается неравномерность развития городов. Формирование таких сетей создает определенные монопольные преимущества для городов-участников, ограждая невидимым барьером соответствующие отраслевые рынки от подключения прочих городов-конкурентов. Это хорошо видно на примере индустрии международного туризма. Даже если средний город обладает неплохим туристическим потенциалом, у него почти нет шансов самостоятельно выйти на рынок сбыта этой отрасли. Туристические фирмы такого города вынуждены встраиваться в систему иерархических связей на правах филиалов крупных туристических фирм. Например, туристические города Золотого Кольца могут выйти на обслуживание международного туризма только через московские фирмы. А Москва может успешно развивать международный туризм только при установлении взаимовыгодных связей с сетью мировых туристических центров высшего уровня.

Современные исследователи фиксируют переход от классической иерархии городов, включавшей 7 – 9 уровней и ограниченной национальным экономическим пространством, к новой мировой системе городов, которая включила в себя национальные системы. Она содержит три основных уровня:

- сеть международных и мировых полифункциональных городов, взаимодействующих через транспортные линии, каналы телекоммуникаций, финансовые потоки и культурные связи;

- специализированные города общенационального значения, объединенные потоками поставляемой продукции, системой сбыта и нарастающими отношениями кооперации в единую национальную сеть;

- специализированные города регионального значения, объединенные в региональную сеть.

То есть на смену иерархии городов, где один город доминировал над другими, приходит система иерархии сетей. Рыночные связи между уровнями могут быть ориентированы «вверх» для городов нижних сетей, которые находят рынок сбыта своих товаров в сети городов более высокого уровня, а могут быть направлены «вниз» к рынкам сбыта и рынкам факторов производства, расположенным на нижних уровнях.

В целом получившаяся структура мирового каркаса городов представляет собой «сеть звезд» со сложной многослойной системой зон влияния, соответствующих лучам, выходящим из одного фокуса.