Типологическая классификация мифов.
Литературные роды и жанры. Поэзия и проза.
В зависимости от формы лит. делится на 3 рода:
1. Эпос – история событий, чаще всего происх. в прошлом. Охватывает бытие в пространстве, времени и событийной насыщенности.
2. Лирика – воспроизводит субъективное личное настроение автора. Источник возникновения – песн.
3. Драма – основана на конфликтности действия. Конфликт рождается между персонажами или персонажами и общ-вом. Источник – религиозное, культовое действо.
Жанры:
Эпос
Эпопея, роман, повесть, рассказ, лиро-эпическая поэма
Лирика
Эпитафия, эпиграмма, элегия, гимн, ода, баллада, сонет, поэма, лиро-эпическая поэма
Драма
Трагедия, комедия, драма.
Формы языка:
Проза – устная или письменная речь без деления на соизмеримые отрезки – строки или строфы.
Поэзия – способ организации худ. Речи, при котором в текст вносится дополнительная мера, не обусловленная естественными чел. потребностями: ритм, рифма, стихотворный размер.
Понятие «миф». Анимизм, тотемизм, фетишизм и антропоцентризм в мифе. Инициация в мифологических сюжетах.
Миф – форма целостного массового переживания и истолкования действительности, путём создания чувственно-наглядных образов, которые чел. Считает самостоятельными явлениями реальности.
Для первобытного чел. миф – абстрактная модель мира, объясняющая реалии жизни.
То, что сознание чел. не может объяснить посредством фактов и практического опыта, замещается верой.
1-я стадия рождения мифа – анимизм. (Все предметы мира обладают душой)
2-я стадия – тотемизм. (Животные-покровители)
3-я стадия – фетишизм. (Сверхъестественные св-ва вещей)
Антропоцентризм – придание обожествлённому объекту черт и качеств человека.
Инициация – переход из одного статуса в другой, и обряд, оформляющий этот переход.
Типологическая классификация мифов.
Мифы можно классифицировать в соответствии с доминирующей темой, которую они изображают.
· Космогонические мифы – создание мира
· Астральные мифы – о звездах и планетах
· Теогонические мифы – происхождение богов
· Антропогонические мифы – происхождение человека
· Тотемические мифы – происхождение тотема
· Шаманские мифы
· Дуалистические мифы – добро и зло, свет и тьма
· Календарные мифы – цикличность мира
· Эсхатонические мифы – конец света
· Мифы о выдающихся личностях – царях, героях.
5. Греческий эпос: "Илиада" и "Одиссея" Гомера. Гомеровский вопрос.
Гомер – легендарный древнегреческий поэт-сказитель(рапсод), которому приписывается создание «Илиады» и «Одиссеи».
Илиада (24 главы-песни). Описывает последний, 10й год осады Трои. Написана гекзаметром. Жанр – героическая поэма.
Одиссея(24 главы-песни). 10 лет спустя после падении Трои. Гекзаметр. Жанр – приключенческая поэма.
Совокупность проблем, связанных с авторством «Илиады» и «Одиссеи», их возникновением и судьбой до момента записи, получила название «гомеровский вопрос».
О жизни и личности Гомера достоверно ничего не известно.
Ясно, однако, что «Илиада» и «Одиссея» были созданы значительно позже описываемых в них событий, но раньше VI века до н. э., когда достоверно зафиксировано их существование. Хронологический период, в котором локализует жизнь Гомера современная наука, — приблизительно VIII век до н. э.
Многие ученые, названные «плюралистами», доказывали, что «Илиада» и «Одиссея» в настоящем виде не являются творениями Гомера (многие даже полагали, что Гомера вообще не существовало), а созданы в VI в. до н. э., вероятно, в Афинах, когда были собраны воедино и записаны передаваемые из поколения в поколение песни разных авторов. Так называемые «унитарии» отстаивали композиционное единство поэмы, а тем самым и единственность ее автора.
Разные ученые по-разному оценивают, насколько велика была роль творческой индивидуальности в окончательном оформлении этих поэм, но превалирует мнение, что Гомер ни в коем случае не является лишь пустым (или собирательным) именем. Неразрешенным остается вопрос, создал ли «Илиаду» и «Одиссею» один поэт или это произведения двух разных авторов, хотя современный компьютерный анализ текста обеих поэм показал, что у них один автор.