Конкурентные стратегии в зависимости от доли фирмы на рынке
Таблица 1
Конкурентные позиции предприятия (оценка за период)
Показатели | Бальные оценки | Место, занимаемое предприятием | |||
предприятия | конкурентов | ||||
1. Размещение предприятия | |||||
2. Реклама | |||||
3. Конкурентоспособность товара | |||||
4. Качество и набор услуг | |||||
5. Ценовая политика | |||||
6. Имидж предприятия | |||||
7. Ассортимент реализуемой продукции | |||||
Общее число баллов |
Все показатели в таблице оцениваются по десятибалльной шкале с учетом влияющих на них факторов: чем выше конкурентные преимущества, тем выше балл. То предприятие, которое набирает максимальное количество баллов, считается наиболее конкурентоспособным (в нашем примере – это конкурент №2). Из таблицы 1 видно, что наше предприятие уступает конкуренту №2 и находится на втором месте.
Один из подходов к разработке стратегий в конкурентной борьбе основывается на том, что среди конкурентов выделяют четыре роли, определяемыедолей фирмы на рынке (см. табл.2):
Таблица 2
Конкурентные стратегии, в зависимости от рыночной доли
Роль фирмы в конкурентной борьбе | Занимаемая доля рынка |
I. Лидер II. Претендент на лидерство III. Последователи (ведомые) IV. Окопавшиеся в рыночных нишах | 40 % 30 % до 20 % до 10 % |
Стратегии «Лидера»
Лидера постоянно пытаются догнать, атаковать многие конкуренты, поэтому он, хотя и чувствует себя увереннее других, часто первым изменяет цены, вводит на рынок новую продукцию, стимулирует спрос и т.п. Защищая свои позиции, лидер может придерживаться различных стратегий:
«Оборона позиции» – создание различного рода барьеров (ценовых, лицензионных и др.) по основным возможным зонам атак извне, но такая оборона должна быть мобильной и не превращаться в самоцель.
«Фланговая оборона» – выделение ключевых зон, выдвинутых укрепленных точек как для активной обороны, так и для контратаки.
«Упреждающая оборона» – основана на предвосхищающих действиях. В этих случаях лидер может пользоваться специальными сигналами, предотвращающими атаку (например, распространить информацию о предстоящем снижении цен). Но если данная информация – блеф, то подобные сигналы быстро перестают срабатывать.
«Контрнаступление» – если атака уже произошла, то лидер может сделать паузу, чтобы наверняка ударить в уязвимое место конкурента. Например, усовершенствовать продукцию с учетом недостатков конкурентов.
«Мобильная оборона» – расширение своей зоны действия за счет диверсификации производства, выявление более глубинных потребностей покупателей.
«Сжимающая оборона» – уступка ослабленных территорий рынка при одновременном усилении наиболее перспективных.
Стратегии «Претендентов на лидерство»
Если в целом активная оборона своих позиций – это удел лидеров, то претенденты на лидерство сосредоточивают свои усилия на атаке. Здесь тоже возможны варианты:
«Фронтальная атака» – комплекс мероприятий, направленный на завоевание преимуществ по ключевым направлениям, в качестве которых могут выступать: обновление товаров, реклама, ценовая политика и т.п. Следует иметь ввиду, что для этого необходимы значительные ресурсы.
«Фланговая атака» – схожий комплекс мероприятий, но направленный на ослабленные позиции лидера (требует меньше ресурсов).
«Окружение» – попытка атаковать всю или значительную часть территории лидера в надежде на «блицкриг».
«Обход» – переход к производству принципиально новых изделий или осуществление «скачка» в технологии, освоение новых рынков.
«Атака гориллы» – небольшие порывистые атаки с целью деморализовать соперника не всегда корректными методами.
Стратегия «Ведомого»
Что касается стратегии «ведомого», то ему приходится следовать за лидером на почтительном расстоянии, экономить силы и средства за счет того, что путь прокладывает лидер. Экономия происходит на отсутствии затрат по таким направлениям как пропаганда товара, разработка новых изделий и технологий, организация собственной системы товародвижения, комплексное изучение рынка и т.п.
Стратегия «Новичков на рынке»
Со стратегии «окопавшихся в рыночных нишах», как правило, начинают новички. Этот процесс связан с поиском своеобразной рыночной ниши, которая должна обеспечить достаточный уровень прибыльности, быть достаточных размеров, иметь потенциал роста и не вызывать интерес у конкурентов, по крайней мере у крупных.
Залог успеха здесь – специализация фирмы: технологическая, ассортиментная, географическая, сбытовая, сервисная и т.п., а также индивидуализация потребительского спроса.
Составитель: | к.э.н., доцент Бургат В.В. |