Графические методы оценки конкурентоспособности
III. Расчет интегрального показателя конкурентоспособности нашего товара.
Расчет интегрального показателя относительной конкурентоспособности основан на сравнении параметров нашего товара с параметрами товара-образца, наиболее полно отражающими потребности покупателя. Чтобы оценить отношение параметров нашего изделия и образца, необходимо эти данные количественно определить.
Далее рассчитываются индивидуальные параметрические индексы по потребительским параметрам:
|
где
Po –значение показателя оцениваемого товара;
Pа –значение показателя товара-аналога.
Из формул выбирают ту, в которой рост показателя соответствует улучшению параметра оцениваемого товара.
Оценку степени удовлетворения потребности покупателя потребительскими свойствами изделия производят с помощью сводного параметрического индекса, который рассчитывается по формуле:
|
где
in – индивидуальный параметрический индекс
Wi – вес итого параметра
После расчета параметрических индексов и «весов» каждого экономического параметра определяют сводный индекс конкурентоспособности по экономическим параметрам (Iэ):
|
где
iэ – индекс j–го экономического параметра, исчисляемый по формуле
Со
iэ = -------,где Сои Са– соответственно экономические параметры оцениваемого
Са товара и товара-аналога, взятого за базу сравнения
Wj – вес j–го экономического параметра
Сводные параметрические индексы конкурентоспособности по потребительским и экономическим параметрам (In и Iэ) дают интегральный показатель относительной конкурентоспособности (Iкс) изделия:
|
Если Iкс > 1, то это означает что оцениваемый товар более конкурентоспособен, чем товар, принятый за базу сравнения. Если Iкс < 1,то оцениваемый товар менее конкурентоспособен, чем товар, принятый за базу сравнения. Если Iкс = 1, то оцениваемый товар и товар-аналог обладают равной конкурентоспособностью.
Выделяют два графических метода оценки конкурентоспособности:
1. многоугольники конкурентоспособности;
2. радар конкурентоспособности
На рис.3 сопоставлены «многоугольники конкурентоспособности» двух фирм по восьми критериям. Соответственно на каждой из восьми осей с использованием определенного масштаба измерения отмечаются точки, соответствующие значениям критериев. Линия, проходящая через точки, образует многоугольник. Из рис.3 можно видеть, как отличается по отдельным критериям продукция фирм А и Б. Но описываемый метод не позволяет установить значение обобщенного критерия конкурентоспособности и соответственно уровень конкурентоспособности.
Более совершенным графический методом оценки конкурентоспособности является радар конкурентоспособности, представленный на рис.4. На нем показаны два многоугольника — радары, построенные на 12 осях, соответствующих 12 единичным критериям товаров.
|
Радар конкурентоспособности построен по следующим правилам:
· круг делится радиальными оценочными шкалами на равные сектора, число которых равно числу критериев;
· по мере удаления от центра круга значение критерия улучшается;
· шкалы на радиальных прямых градуируюся так, чтобы все значения критериев лежали внутри оценочного круга;
· наличие какого-либо устройства (например, для автомобиля - это наличие антиблокировочной системы, подушек безопасности, электроподогревателей зеркал и пр.) оценивается единицей, лежащей на окружности, его отсутствие – нулем, совпадающим с центром круга;
· для сравнения товаров-конкурентов их радары строятся на одном и том же круге.
Рассматриваемый метод позволяет определить обобщенный критерий конкурентоспособности каждого товара по формуле:
|
где
Sp – площадь радара, мм2, соответствующего определенной модели товара;
S –общая площадь оценочного круга, равная S= 3,14r2 ( r – радиус оценочного круга, мм).
Например если обобщенный критерий модели Аоказался равным 0,283, а модели Б – 0,717, то это значит, что модель Б значительно превосходит модель А.
19. Методика оценки конкурентоспособности розничного торгового предприятия
Конкурентоспособность предприятия – это способность предприятия получать прибыль и эффективно работать при изменяющихся политических, экономических и социальных условиях.
Для обеспечения конкурентоспособности необходимо выявлять негативные тенденции деятельности предприятия, проводить сравнительный анализ показателей его конкурентоспособности и соответствующих показателей других предприятий, а также разрабатывать стратегию развития предприятия на рынке товаров и услуг.
В таблице 1 приведены семь показателей, характеризующих конкурентные позиции предприятия, осуществляющего преимущественно розничную продажу товаров. Эти же показатели с некоторыми модификациями можно использовать и для других предприятий, занимающихся коммерческой деятельностью.