Расчетный метод оценки конкурентоспособности

Роль систем качества в обеспечении конкурентоспособности товаров

 

Надежной гарантией стабильности уровня качества товаров является функционирующая на предприятии система качества.

Фундаментальным является следующий принцип системы: управление качеством охватывает все стадии и этапы жизненного цикла продукции.

Жизненный цикл продукции представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов изменения состояния продукции при ее создании и использовании. Различают шесть стадий: маркетинг – проектирование – производство – обращение – эксплуатация (потребление) – утилизация.

На этапе маркетинга изучаются требования заказчика продукции. На этапе проектирования разрабатывается продукция, отвечающая всем требованиям потребителя. На стадии производства обеспечивается уровень качества, заложенный в проекте. При обращении должно быть сохранено сформированное качество в период транспортирования, хранения, подготовки к продаже, реализации. На стадии эксплуатации к управлению качеством подключается непосредственно потребитель продукции. От того, насколько грамотно он будет использовать (эксплуатировать) продукцию, будет зависеть ее качество, в частности срок службы. На стадии утилизации необходимо предупредить вредное воздействие использованной продукции на окружающую природную среду.

 

 

 

Расчетный метод оценки конкурентоспособности предполагает следующие основные этапы:

I. Анализ рынка и выбор наиболее конкурентоспособного «товара-образца» в качестве базы для дальнейшего сравнения и определения уровня конку­рентоспособности нашего товара.

Выбор образца является одним из наиболее ответственных моментов анализа конкурентоспособности. Ошибка на этом этапе может привести к искажению результатов всей работы. Образец должен принадлежать к той же группе товаров, что и анализируемое изделие, быть наиболее представленным для данного рынка, завоевавшим максимальное число покупательских предложений.

Поскольку у каждой оцениваемой разновидности товара существует большое количество аналогов, то возникает задача отобрать для сопоставительного анализа базовые образцы. Критерием отбора могут быть: значительная доля товара на рынке; принадлежность товара к группе продукции, поступающей на региональный рынок; положительный имидж товароизготовителей; наличие необходимой информации о критериях конкурентоспособности.

Отбор производится с помощью оценочных показателей – показателей качества путем попарного сопоставления товаров.

Выделение базовых образцов на основе метода попарного сопоставления аналогов осуществляется следующим образом:

· аналог не может быть признан базовым образцом иисключается из последующих сопоставлений, если он уступает другому аналогу хотя бы по одному показателю, не превосходя его ни по каким из остальных;

· оба аналога остаются для дальнейшего сопоставления с другими, если по одним показателям лучше первый аналог, а по другим – второй, при этом значения некоторых показателей у аналогов могут совпадать.

В результате попарного сопоставления аналогов остаются аналоги, каждый из которых не уступает ни одному из остальных по совокупности оценочных показателей. Оставшиеся аналоги и являются базовыми образцами.

 

 

II. Определение набора сравниваемых параметров общих товаров.

При формировании номенклатуры критериев, в частности потребительских показателей качества, следует руководство­ваться принципом квалиметрии, согласно которому принимается к рассмотрению только ограниченное число наиболее су­щественных характеристик объекта оценки – 8–10 главных показателей.

При оценке конкуренто­способности товара выделяются показатели качества и экономические показатели, составляющие цену потребления товара.

Далее устанавливают иерархию этих параметров, выдвигая на 1-ый план те, которые имеют наибольшую значимость («вес») для потребителя. Определение «веса» каждого параметра поручают сформированной на предприятии группе экспертов, располагающих надежной рыночной информацией.

Степень важности потребительских показателей оценивает­ся коэффициентом весомости. Интервал изменения коэффици­ентов устанавливается в пределах от 0 до 1, от 0 до 10, от 0 до 100. Необходимое требование – сумма коэффициентов весомо­сти является величиной постоянной и составляет 1,10 или 100.

Существуют различные методы определения весомости. Наиболее широко используются экспертные методы.