Премия по качеству как фактор конкурентоспособности и совершенствования деятельности отечественных предприятий

 

 

«Конкурс» (от лат. concursus – «столкновение») – соревнование для выявления наилучших из числа участников, представивших работы.

В последние годы конкурсы в области качества продукции, «качества деятельности» предприятий получили широкое распространение в России.

Конкурс товаров и услуг выполняет ряд функций:

· выявление лучшей продукции и поставщиков этой продукции;

· информирование общественности о лучшей продукции;

· предоставление участнику конкурса возможности сопоставить результаты своей деятельности с результатами победителей конкурса;

· выявление и изучение передового опыта в области обеспечения конкурентоспособности продукции;

· создание высокой репутации производителей конкурентоспособной продукции;

· привлечение внимания государственных структур к проблеме повышения качества и конкурентоспособности продукции.

 

Если потребитель узнает, что какой-то товар получил премию в области качества, то уровень доверия к данному товару повышается, а следовательно возрастает и уровень его конкурентоспособности.

 

 

14. Понятие о программе-конкурсе «100 лучших товаров России»

 

 

Организаторами конкурса являются Госстандарт России, межрегиональная общественная организация «Академия проблем качества», редакционно-информационное агентство «Стандарты и качество».

Программа осуществляется в два этапа:

1. проведение региональных конкурсов лучших товаров;

2. определение и утверждение итогового перечня 100 лучших товаров России по результатам работы региональных конкурсных комиссий.

В номинации «Товары народного потребления» оценку на региональном уровне производят по десяти критериям:

1. Уровень потребительских свойств (технический уровень) в сравнении с отечественными аналогами (1-10 баллов).

2. Уровень органолептических свойств в сравнении с зарубежными аналогами (1-10 баллов).

3. Уровень социальной конкурентоспособности (цена в сравнении с аналогами и доступность) на российском рынке (1-10 баллов).

4. Наличие/отсутствие экспертно подтвержденных претензий со стороны потребителей, государственных контролирующих органов, закупочных организаций (1-10 баллов).

5. Положительная реакция потребителей, закупочных организаций (1-10 баллов).

6. Доля (в %) использования российского и регионального сырья и материалов (1-10 баллов).

7. Уровень стабильности показателей качества (1-10 баллов).

8. Уровень эффективности маркетинговой политики, управления конкурентоспособностью (1-10 баллов).

9. Соблюдение/несоблюдение требований по информации для потребителя. (0, 10 баллов).

10. Дизайн, эстетические свойства продукции, упаковки (1-10 баллов).

 

Окончательная оценка товара дается по итоговому баллу.

 

 

15. Роль стандартизации товаров в обеспечении их конкурентоспособности

 

 

Стандартизация – это деятельность по установлению в нормативных документах определенных требований (норм, правил и характеристик) с целью обеспечения:

· безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

· технической и информационной совместимости;

· взаимозаменяемости продукции;

· единства измерений.

Основным результатом работ по стандартизации является издание такого нормативного документа, как стандарт.

В зависимости от сферы действия в нашей стране и за рубежом различают стандарты разного статуса: международные, региональные, национальные, стандарты отраслей, стандарты научно-технических и инженерных обществ, стандарты предприятий (фирм), технические условия.

К международным стандартам относятся стандарты Международной организации по стандартизации – ИСО, стандарты Международной электротехнической промышленности – МЭК и др.

Международные стандарты не являются обязательными, т.е. каждая страна вправе применять их целиком, отдельными разделами или вообще не применять. Однако в условиях острой конкуренции на мировом рынке изготовители продукции, стремясь поддержать высокую конкурентоспособность своих изделий, вынуждены обеспечивать соответствие своей продукции требованиям международных стандартов.

Нормативные документы регионального уровня представлены документами Европейского Союза (ЕС), СНГ и пр. Продукция, отвечающая требованиям европейских стандартов, маркируется знаком СЄ. Маркировка этим знаком товара сообщает ему дополнительные конкурентные преимущества.

Национальные стандарты России представлены государственными стандартами Российской Федерации (ГОСТ Р); государственными стандартами бывшего Союза ССР (ГОСТами), принятыми в России в качестве государственных стандартов; межгосударственными стандартами (ГОСТами), также принятыми в России в качестве государственных стандартов. К государственным стандартам по своему статусу приравниваются нормы и правила отдельных федеральных органов исполнительной власти: Санитарные правила и нормы (СанПиН) Минздрава России, Строительные нормы и правила Госстроя России (СНиП) и пр.

В России действуют стандарты отраслей (ОСТ) и стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных организаций (СТО).

На конкретные наименования продукции (марки, модели) в нашей стране разрабатываются технические условия (ТУ). Требования, установленные в технических условиях не должны противоречить обязательным требованиям государственных стандартов, распространяющимся на данную продукцию. В отличие от стандартов они разрабатываются в более короткие сроки, что позволяет оперативно организовать выпуск новой продукции.