Виды и функции правосознания
Разделить правосознание можно по различным основаниям. Для того, чтобы выявить глубину проникновения в право, другие правовые явления, критерием (основанием) может служить уровень правосознания. По уровню правосознание делится на обыденное, профессиональное (юристов-практиков),научное(учёных, преподавателей ).
Обыденное – это представления, переживания, чувства, эмоции людей о праве, правовых явлениях.Обыденное правосознание формируется, складывается в процессе повседневной жизни, приобретаемого жизненного опыта, правового общения. Конкретно данный опыт формируется и при чтении газет, публикующих нормативно-правовые документы, и при посещении судов, милиции, и при встречах с должностными лицами на улице (например, с сотрудниками ГИБДД), общении с друзьями, коллегами и т.д. и т.п. В общем источники правовой информации разнообразны, как и различно качество знания права на бытовом уровне. Существует мнение, что для обыденного уровня правосознания достаточно иметь представление об общих принципах морали и права. Думается, что такое утверждение не верно. Если ограничить познание в сфере права только принципами, то человек обречён быть всю жизнь ограниченно дееспособным, ожидающим благодеяния, постоянной опёки, т.е . « правовым инвалидом». Обычный человек, конечно, нуждается не только в знании правовых принципов, но и конкретных норм: Конституции РФ, ГК РФ. ЖК РФ, ТК РФ, СК РФ, УК РФ и др.
Профессиональное правосознание – это знания, навыки, умения, чувства, складывающиеся у юристов-практиков.Оно формируется специальным обучением в юридических учебных заведениях и закрепляются на практике.
Профессиональное сознание юристов должно характеризоваться:
- системностью;
- многоступенчатостью;
- необходимым теоретическим уровнем;
- знанием технологии практической деятельности;
- ориентированием на понимание высшей ценности человека, его прав;
От правосознания юристов зависит:
- качество проектов нормативных правовых документов, а в конечном счёте и действующих законов и подзаконных актов;
- качество правосудия, иной правоприменительной практики;
- будет оказана или нет квалифицированная помощь гражданам.
Развитое профессиональное сознание позволяет «вскрывать» то, что лежит далеко от поверхности, устранять противоречия, решать по аналогии, опираться, когда нет конкретных норм только на общие начала, смысл законодательства, находить различные варианты решения вопросов, видеть всевозможные связи, просчитывать позитивные и негативные последствия т.п.
Научное правосознание – это теоретическое освоение права, выдвижение и обоснование идей, разработка концепций, формулирование понятий, категорий.Научное правосознание в первую очередь присуща всем тем, кто самостоятельно занимается исследовательской работой. Это учёные, преподаватели, аспиранты, студенты, высококвалифицированные практики. Своеобразие научного правосознания в том, что главной целью здесь является именно теоретическое познание правовых явлений: их сущности, содержания, форм, тенденций развития и т.п. Полученные в результате научных исследований положения, выводы публикуются в монографиях, статьях журналов, сборников.
По субъектам (носителям) правосознания выделяются: индивидуальное, групповое, массовое (общественное).
Индивидуальное – представления и чувства о праве, правовых явлениях отдельно взятого человека (избирателя, потребителя, жителя, рабочего, служащего).
Групповое – представления, чувства о праве, правовых явлениях формальных и неформальных групп, коллективов, сформированных по интересам, политическим убеждениям, профессиональным признакам, возрасту и т.п.
Массовое – представление о праве, правовых явлениях наций, народов, населения страны, региона. Здесь правосознание берется на макроуровне.
По направленности правосознание делится:
Ретроспективное – представления и чувства о праве, правовых явлениях обращённые в прошлое, прошедшее, минувшее.
Адекватное – представления и чувства о праве, правовых явлениях сегодняшнего дня, соответствующее его современному состоянию.
Перспективное – представления и чувства о праве, правовых явлениях обращённые к будущему.
По степени осознанности правосознание подразделяется:
- с преобладанием сознательного, сложившиеся представления и чувства о праве, правовых явлениях есть результат их целенаправленного освоения, познания;
- с преобладанием бессознательного–представления и чувства о праве, правовых явлениях сложились стихийно, непреднамеренно.
Функции правосознания.Функции правосознания позволяют понять его назначение в обществе. В юридической литературе выделяются функции: гносеологическая (когнитивная), правового моделирования, регулятивная.
Гносеологическая, т.е. функция познания жизненных процессов под углом зрения их правового опосредования. Гносеологическая функция включает ряд последовательных психических операций: ощущения, главным образом, слуховые и зрительные; восприятия; память, которая накапливает правовые знания путём запоминания, воспроизводства, узнавания и выражает их в виде различных правовых представлений; мышления, в результате которого появляются правовые идеи, теории.
Именно благодаря данной функции было возможным развитие права, всех правовых явлений.
Функции правового моделирования. Отличительная особенность правосознания в том, что оно не только является источником, каналом получения знаний, а и способствует формированию определённых моделей поведения. Ведь знания нужны в конечном счёте для того, чтобы оценить, какое поведение является возможным, дозволенным, а какое должным и необходимым. Таким образом, функция правового моделирования предполагает превращение знаний о праве в представления о различных вариантах поведения.
Регулятивная функция. С помощью данной функции правосознания люди сопоставляют своё представление о поведении с правовыми принципами, нормами, корректируют его. При этом правосознание помогает не только найти именно правомерный вариант поведения, но и из множества вариантов выбрать наиболее оптимальный и нужный в данной ситуации.
В учебных изданиях называются также воспитательная, оценочная и др. функции правосознания.