Приватизация встроенных помещений в жилых домах.
Приватизация жилья.
Муниципальная власть заинтересована в том, чтобы все жители стали собственникам своих жилых домов и квартир. В соответствии с Федеральным законом 2003 г. муниципальное жилье сохранится только для малоимущих граждан.
Фактически население, несмотря на бесплатность, приватизировало лишь около половины жилищного фонда. Основной причиной этого стали опасения, связанные с лишением владельцев частного жилья бюджетных дотаций. Люди не хотят также приватизировать квартиры в ветхих жилых домах в надежде на улучшение жилищных условий. Основным способом решения проблемы служит работа с населением при четких обязательствах создания одинаковых экономических условий для приватизированного и муниципального жилья, содействие созданию товариществ собственников жилья, наглядная демонстрация их преимуществ.
Для осуществления работ, связанных с приватизацией жилья, в муниципальных образованиях создаются соответствующие структуры, чаще всего в форме агентств, имеющих статус муниципального учреждения. Наряду с этим приватизацию муниципального жилья могут осуществлять частные агентства.
Многие органы местного самоуправления при приватизации предприятий и организаций, расположенных на первых этажах жилых домов, отказывают в приватизации самих помещений, передавая их приватизированным предприятиям в аренду. Определенный смысл в этом есть, поскольку таким способом муниципальная власть сохраняет за собой рычаги воздействия на предприятия. Отрицательным же моментом является то, что организация, не получив помещение в собственность, воздерживается от серьезных капитальных затрат на его обустройство. Ситуация может измениться благодаря созданию товариществ собственников жилья. Встроенное помещение должно стать коллективной собственностью товарищества, и уже с ним арендатор должен будет устанавливать договорные отношения. Однако и муниципальная власть может участвовать в товариществе как собственник встроенного помещения, если в этом помещении располагается, например, муниципальное учреждение.
Комплексный подход к управлению муниципальной недвижимостью.
Организационные структуры управления
До недавнего времени управление муниципальной землей и управление муниципальным недвижимым имуществом рассматривались муниципальными образованиями как две различных задачи, решение которых возлагалось на разные органы: земельный комитет и комитет по управлению имуществом. Недостатком раздельного управления землей и недвижимым имуществом является отсутствие единой системы объективной оценки и взимания платежей за использование муниципальной недвижимости, что приводит к постоянному занижению ее стоимости и сокращению поступлений в бюджет. Осложняются контроль за денежными потоками в сфере недвижимости, прогнозирование действующих тенденций и ожидаемых поступлений в местный бюджет. Все это снижает значимость недвижимости для муниципального образования. Переход к единой системе управления муниципальной недвижимостью обеспечивает: создание цивилизованного местного рынка недвижимости, гарантии имущественных прав на недвижимость, а также привлечение инвестиций в недвижимость и, как следствие, увеличение доходов бюджета.
Для перехода на единое управление недвижимостью в некоторых городах созданы в составе администраций структурные подразделения (департаменты, комитеты)по управлению недвижимостью, в состав которых входят земельные комитеты и комитеты по управлению муниципальным имуществом. В этих структурных подразделениях централизованы ведение реестра недвижимости, бухгалтерский учет, юридическая служба и т. п. За счет этого муниципальные власти получили существенный эффект. Особый интерес представляет создание при департаменте недвижимости Томска принципиально новой управленческой структуры — муниципального учреждения «Томское городское имущественное казначейство». Имущественное казначейство является единым многофункциональным балансодержателем всех объектов муниципальной собственности города, кроме жилищного фонда. Его основные задачи:
• контроль за эффективным и целевым использованием объектов муниципальной собственности, сдаваемых в аренду;
• контроль за эффективным использованием бюджетных средств на содержание и ремонт объектов муниципальной собственности;
• обеспечение сохранности муниципального имущества, в т. ч. временно пустующих помещений и изъятого имущества;
• анализ эффективности использования и систематический учет муниципального имущества.
В рамках этих задач упомянутое учреждение осуществляет:
• контроль за техническим состоянием и эксплуатацией закрепленных за ним зданий и помещений, определение необходимости и возможности ремонта объектов;
• экспертизу проектно-сметной документации и актов выполненных арендаторами работ при проведении капитальных ремонтов зданий и помещений, контроль за качеством и объемами выполненных работ;
• инвентаризацию и иные проверки выполнения договоров аренды и использования по назначению объектов муниципальной собственности;
• ведение реестра муниципальной собственности города, выявление, учет и принятие мер к постановке на свой баланс бесхозяйных объектов;
• организацию работы по паспортизации и проведению оценки стоимости объектов муниципальной собственности;
• контроль за своевременным поступлением арендной платы в бюджет города и за выполнением договоров между арендаторами и организациями, оказывающими коммунальные услуги;
• контроль за использованием муниципального имущества в соответствии с требованиями правил.
Созданная в Томске структура, призванная действительно в комплексе решать все вопросы управления муниципальной собственностью и обеспечить повышение эффективности ее использования.