Муниципальное управление строительством
Формы и методы воздействия на потребительский рынок различных регулирующих структур
Механизмы муниципального регулирования потребительского рынка
Основные виды услуг
Структура торговый сети
|
|
|
|
Это видно по сокращению доли отрасли в расходах населения, числа предприятий и мест в них в расчете на 1000 жителей, числа занятых работников и другим показателям. Особенно это относится к общественному питанию, обслуживающему массовые слои населения по месту работы и учебы.
Основная задача общественного питания в городах и сельских поселениях на ближайшие годы — восстановление его места в организации питания населения. Для решения этой задачи необходимо, во-первых, полнее, интенсивнее использовать мощности имеющихся предприятий, во-вторых, существенно увеличить число самих предприятий, повысить плотность сети, равномернее распределять предприятия по территории муниципального образования, сделать их доступными для всех жителей. В ближайшие годы необходимо направить основные усилия на создание условий для более интенсивного использования имеющейся сети, особенно предприятий закрытого типа и малозагруженных предприятий открытого типа (рестораны в низкоразрядных гостиницах, отдельные кафе, столовые и т. п.). Особое внимание должно уделяться организации рабочего, школьного, студенческого питания, питания в сфере туризма (в том числе международного), а также на обеспечение общественным питанием малообеспеченных слоев населения, на развитие сети предприятий питания в местах отдыха и проведения досуга населения, в том числе во время спортивных мероприятий, массовых гуляний и т. д. Типы предприятий общественного питания представлены на рисунке.
Бытовое обслуживание населения включает различные предприятия, способные предоставлять около 700 различных видов бытовых услуг. Сфера бытового обслуживания населения зависит от особенностей регионов и ценовой доступности услуг. Обеспеченность предприятиями бытового обслуживания в целом по России составляет около 20 %, однако, по данным социологического исследования, спрос населения на услуги удовлетворяется на 70-80 %. Такое распределение обусловлено тем, что более трети населения не имеет экономической возможности пользоваться бытовыми услугами. Главным препятствием для потребителей услуг являются высокие цены, которые устанавливают предприятия бытового обслуживания, несоответствие объема и качества выполняемых работ и несвоевременность выполнения работ. Перечень основных видов бытовых услуг приводится на рисунке.
Основная задача органов местного самоуправления в сфере бытового обслуживания населения — содействие созданию в каждом поселении (в отдельных случаях — в муниципальном районе) полного набора предприятий по социально значимым услугам повседневного спроса на нормативном уровне: ремонт одежды, обуви, мебели, бытовой техники, ремонт и изготовление металлоизделий, приемные пункты химчистки и прачечных, парикмахерские, услуги бань, саун, оздоровительных центров, фотографии.
Задачи и механизмы муниципального регулирования
потребительского рынка
Основные задачи муниципального регулирования потребительского рынка:
• обеспечение наполнения рынка товарами и удовлетворения спроса населения на товары и услуги;
• защита интересов низкодоходных групп населения;
• обеспечение добросовестной конкуренции, недопущение монополизации рынка;
• защита прав потребителей.
Поскольку потребительский рынок в настоящее время почти полностью находится в руках частного сектора, муниципальная власть не может устанавливать ни объемы поставок, ни привязку потребителей к поставщикам, ни цены на важнейшие продовольственные и непродовольственные товары. Но она может использовать формы и методы косвенного финансово-экономического регулирования, а также меры административного воздействия на основе муниципальных правовых актов.
Возможные механизмы муниципального регулирования потребительского рынка показаны на рисунке.
Наряду с этим муниципальные органы управления могут воздействовать на частные и акционерные предприятия путем предоставления им информации, аналитических и маркетинговых данных о развитии потребительского рынка, разработки рекомендаций, прогнозов развития и балансов рынка.
Важным и эффективным рычагом муниципального воздействия на потребительский рынок являются механизмы приватизации и регулирования процессов, связанных со сменой форм собственности Муниципальные органы имеют возможность:
• не допускать, используя юридические и экономические методы, изменения профиля социально значимых приватизированных предприятий потребительского рынка;
• оперативно корректировать льготы и преимущества, предоставляемые трудовым коллективам в ходе приватизации, чтобы обеспечивать эффективное развитие предприятия;
• постоянно контролировать деятельность приватизированных предприятий, соблюдение ими условий договоров купли-продажи муниципальной собственности. Для социально значимых предприятий возможны отказ от приватизации и сохранение в муниципальной собственности используемых ими нежилых помещений. Такая мера представляет собой один из основных рычагов муниципального регулирования потребительского рынка.
Определенную часть предприятий потребительского рынка составляют предприятия с муниципальным участием. Основной задачей регулирования их деятельности является максимально прибыльное использование принадлежащих муниципалитету паев и акций.
Важную роль в контроле над муниципальным потребительским рынком должны играть объединения граждан: союзы потребителей, товаропроизводителей и предпринимателей, общества защиты прав потребителей. Органы местного самоуправления должны наладить взаимодействие с этими объединениями, оказывать содействие в их работе, использовать формы общественного контроля над потребительским рынком. В соответствии с Федеральным законом «О защите прав потребителей» (с последующими изменениями) органы местного самоуправления в целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования вправе:
♦ Рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты их прав;
♦ Обращаться в суды в защиту прав потребителей;
♦ При выявлении по жалобе потребителя товаров (услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни здоровья, имущества потребителей и окружающей среды незамедлительно извещать об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль качества и безопасности товаров (услуг).
В таблице приведены в обобщенном виде формы и методы воздействия на потребительский рынок различных муниципальных и общественных структур.
Таким образом, муниципалитеты, опираясь на поддержку общественности, имеют определенные рычаги влияния па потребительский рынок и должны активно пользоваться ими в интересах населения. Кроме того, муниципальные предприятия и учреждения закупают (в том числе за счет бюджетных средств) на потребительском рынке продукты питания для детских учреждений, больниц, учреждений социального назначения и т. п., медикаменты, топливо, транспортные средства, материально-технические ресурсы для содержания и ремонта муниципального жилищного и нежилого фонда и др.
Для сокращения затрат на эти цели органы местного самоуправления создают специальные структуры, изучающие потребительский рынок и заключающие договоры на товарные поставки продовольствия и другой продукции для муниципальных нужд. Действенным регулятором цен на потребительском рынке служат налоговые льготы. С их помощью можно привлечь на рынки города солидных продавцов из других регионов и сопредельных государств или, наоборот, сдерживать завоз некоторых товаров. Из других экономических регуляторов цен следует отметить ставки арендной платы за торговые и складские помещения. Муниципальная власть воздействует на потребительский рынок также с помощью административных и контрольных механизмов. К ним могут быть отнесены: установление правил торговли на территории муниципального образования; предусмотренное законодательством лицензирование торговли отдельными видами продукции; взаимодействие с государственными органами санитарно-эпидемиологического надзора, торговой и ветеринарной инспекцией; создание муниципальных структур по защите (в том числе судебной) прав потребителей и содействие деятельности соответствующих общественных организаций.
Регулирующие органы | Объекты регулирования | Формы и методы регулирования |
Органы местного самоуправления | · Объёмы производства товаров и услуг · Уровень цен и тарифов · Степень монополизации, развитие конкуренции · Качество товаров и услуг · Уровень доходов населения, доступность товаров и услуг | · Регулирование цен и налоговых ставок в местный бюджет · Муниципальный заказ на закупки · Приватизация помещений · Финансово-кредитная поддержка · Административные санкции · Ставки арендной платы |
Корпоративные объединения и организации производителей и предпринимателей | · Технический уровень и обеспечение конкурентоспособности товаров · Качество товаров и услуг · Степень монополизации и свободы конкуренции | · Деловое консультирование · Содействие в подготовке кадров, повышении качества обслуживания · Проведение экспертиз · Моральное воздействие · Финансово-кредитная поддержка |
Союзы и объединения потребителей | Качество товаров и услуг защита прав потребителей | · Независимая экспертиза · Проведение кампаний по бойкоту и антирекламе в СМИ · Обращения в судебные органы |
В составе администрации муниципального образования обычно создается структурное подразделение по регулированию потребительского рынка, в состав которого могут входить специалисты по защите прав потребителей. В некоторых городах введена должность заместителя главы администрации по потребительскому рынку.
Муниципальный строительный комплекс
Муниципальное управление строительством призвано обеспечить воспроизводство и приращение основных фондов в жилищном фонде, городском хозяйстве и социальной сфере, реализовывать планы и программы социально-экономического развития муниципального образования. В понятие «строительство» в данном случае входит новое капитальное строительство, а также реконструкция и инженерно-техническое переоснащение (переоборудование) существующих жилых и нежилых зданий, сооружений, коммуникаций, зачастую совмещаемые с капитальным ремонтом.
Строительство — одна из важнейших отраслей городского хозяйства. Его структура и мощности зависят от типа и размера муниципального образования. Минимально необходимый местный строительный комплекс может включать в себя:
♦ предприятия по добыче местных строительных материалов (песок, гравий, щебень);
♦ производство строительного бетона, кирпича, асфальта и т. п.;
♦ предприятия механизации и транспорта;
♦ организации, осуществляющие строительные, монтажные и иные работы. Многоотраслевой строительный комплекс существует лишь в крупных городских муниципальных образованиях.
Строительство как технологический процесс сопровождается инвестиционным процессом поэтапного вложения денежных средств. Поэтому строительство можно рассматривать как инвестиционно-строительный процесс. В этом процессе на территории муниципального образования задействован большой круг субъектов, показанных на рисунке.