Влияние бизнеса на власть

Целью бизнеса является получение прибыли, на которую влияет много факторов, в том числе и не в последнюю очередь расположе­ние власти, что и заставляет бизнес искать пути и средства влияния на власть.

Благополучие экономики теперь полностью определяется функционированием частного сектора. В настоящее время 2/3 доходов страна получает от использования природных ресурсов, они отданы в распоряжение бизнеса, который взял на вооружение экспортно-сырьевую модель развития. Не толь­ко экономическая, но и политическая ситуация, в том числе в ре­гионах, все больше определяется столкновением частных интересов, борьбой за ресурсы. Обзаведясь крупными состояниями, бизнесме­ны теперь смотрят на экономику с более широких позиций, раз­мышляя о том, что они могут приобрести или потерять, если, на­пример, власть возьмет ориентир на преимущественное развитие обрабатывающей промышленности.

В руках бизнеса находится экономическая власть, конкурентоспо­собность страны, производительность труда. Он участвует в разработке государственной экономической политики. Во многом от него зависит, преодолеет ли Россия негативные тенденции или останется сырьевой провинцией. Все это предопределяет возможность влияния бизнеса на власть и общество по многим направлениям.

Влияние бизнеса на власть может быть мягким и радикальным, прямым и косвенным, открытым и теневым. Мягкое влияние укладыва­ется в рамки парламентаризма и безопасно для демократической ис­полнительной власти. Радикальное влияние приводит, как правило, к перестановкам в управленческой иерархии и даже смене курса.

Радикальное влияние может привести к установлению диктату­ры или тоталитаризма (опыт Германии, Италии, СССР) или использова­нию военной силы для достижения экономических целей (опыт США). Прямое влияние бизнеса на власть осуществляется через адресуемые обществу и власти декларации, обращения, заявления бизнес-сообшеств по кардинальным вопросам развития экономики, подписание совместных с органами власти документов, организуе­мые в СМИ PR-кампании в защиту собственных интересов. Здесь бизнес действует жестко и сплоченно, забывая о внутриотраслевой конкуренции. Даже неосторожные высказывания государственных чи­новников, затрагивающие интересы бизнеса, могут стать поводом для открытой кампании против официального органа, лица или для пуб­личного протеста.

Одновременно три пивоваренные компании подали иск в суд на работника МНС России, в котором обвиняют чиновника в нагнетании обстановки вокруг отрасли и требуют опровержения его публичного высказывания по поводу возможного увеличения налогов на пивова­ров. Разразился скандал. Несомненно, впредь чиновники будут более осторожны в высказываниях в отношении столь высокодоходных отраслей.

Известный бизнесмен С. Лисовский неоднократно осуждал позицию Минэкономразвития РФ о необходимо­сти вступления России в ВТО, квалифицировав вопрос ошибочно приоритетным.

Бизнес, естественно, не довольствуется декларациями и при необ­ходимости осуществляет давление на власть, понуждая ее к конкрет­ным действиям. Для этого используются в основном косвенные, в том числе теневые, методы влияния. Косвенное влияние осуществляется через посредников (лоббирование), делегирование своих представи­телей во властные структуры (в сенаторы, депутаты, губернаторы, министры и т.д.), неформальные личные связи с государственными чиновниками. Лоббирование, особенно связанное с «походами во власть», естественно, требует от бизнеса дополнительных затрат. Фи­нансовые возможности позволяют это делать, тем более что расходы сторицей окупаются.

Бизнесу нужна полностью адекватная его интересам экономиче­ская система, при которой каждая сторона делает свое дело: власть создает условия для бизнеса, а бизнес организует производствен­ные процессы и платит налоги. Поэтому бизнес стремится макси­мально сузить границы участия государства в экономике.

В период накопления (концентрации) капитал свободнее себя чувствует в обстановке анархии, неразберихи, произвола. В России это первая половина 1990-х гг.

Окрепнув и идентифицируясь, капитал нуждается в стабильности, гарантиях неприкосновенности частной собственности, порядке. Биз­несу необходим монолитный центр. И власть перестраивается в сторо­ну централизации, формирует нужное бизнесу единое экономическое пространство, ограничивает прерогативы региональных лидеров.

Бизнесу нужно право свободного распоряжения своим капиталом внутри страны и за рубежом, т.е. снижение бюрократической нагруз­ки. Этому препятствуют, в частности, меры валютного регулирова­ния, поэтому оно либерализуется и почти полностью отменяется.

Бизнес добивается от власти также реализации государственных программ развития инфраструктуры как необходимого условия функциониро­вания капитала, повышения конкурентоспособности, мер по борьбе с бедностью, имея в виду опасность высокой доли среди бедных слоев насе­ления лиц с высшим образованием, технической интеллигенции.

Главное для бизнеса — все же налоги. Снижение налоговой на­грузки — основное направление влияния бизнеса на власть. Для этого используются:

• лоббирование в парламенте законопроектов, предусматривающих снижение налогов; власть на это обычно идет под предлогом необхо­димости стимулирования экономического роста, хотя вовсе не обяза­тельно, что средства, полученные от экономии платежей, предприятия направят в инвестиции;

• выбор в рамках законодательства этически неприемлемых схем налоговых платежей (оффшоры, искусственно создаваемые посредники, фирмы с работниками-инвалидами и др.);

• откровенные махинации криминального характера, связанные с сокрытием прибыли, искажением финансовой отчетности и т.д.

Лазейки для ухода от налогов используют как мелкие предпри­ниматели, так и крупные корпорации.

Руководители многих градообразующих предприятий так миними­зируют налоговые платежи, что население городов лишается возможно­сти пользоваться элементарными жилищно-коммунальными услугами.

Бизнес добился поворота общественного мнения в сторону при­знания чрезмерности налоговой нагрузки, а также открытых заявле­ний органов власти о необходимости снижения налогов. В конечном счете, он побеждает, налоги снижаются или переносятся с производ­ственного сектора на потребителей.

Знаковой победой бизнеса стало почти полное снятие с него со­циальной ответственности, без создания правовых основ для контро­ля со стороны трудовых коллективов за распределением доходов, от­током прибыли и капитала в теневой сектор и за рубеж. Уходу биз­неса от социальной ответственности способствует ряд законов:

• о передаче при приватизации предприятий объектов их социальной инфраструктуры в ведение местных органов власти;

• о введении плоской шкалы взимания подоходного налога с физических лиц, что не позволяет направлять часть сверхдоходов бизнесменов на помощь социально незащищенным гражданам;

• о минимальном размере оплаты труда не увязываемого даже с прожиточным минимумом. Собст­венники и руководители (менеджмент) предприятия ориентируются на МРОТ, а не на цену труда, искусственно завышая (но, публично не оглашая) прибыль и расходуя ее в узкокорпоративных и личных целях. Фонд оплаты формируется субъективно и в малой степени зависит от конечных результатов. Даже квалифицированные работники нередко получают заработную плату лишь на уровне прожиточного минимума.

Влияние бизнеса на власть проявляется и в том, что бизнес-элита участвует на всех этапах формирования властных структур, предопределяя тем самым формы последующего сотрудничества с властью. Она контролирует, чтобы нужные ей порядки сохранялись независимо от того, какие лица стоят у власти. А выборы даже попу­лярного политика нередко означают лишь укрепление прежней или приход новой элиты, которая реально и формирует власть.

При необходимости для усиления влияния на власть бизнес может инициировать административные реформы. При этом ста­вится цель устранения имеющихся барьеров, ограничивающих эко­номическую свободу.