Государственная промышленная политика

В стратегическом плане промышленная политика ориентируется на развитие отраслей, определяющих научно-технический прогресс, рабо­тающих на удовлетворение внутреннего спроса, экспорт продукции вы­сокотехнологичных производств, снижение энергоемкости, повышение производительности труда. Текущими задачами промышленной политики являются повышение инвестиционной активности и загрузки обору­дования, улучшение технологической структуры, повышение конкурен­тоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках. Исполь­зуются следующие основные рычаги промышленной политики:

• поддержка проектов, базирующихся на новых высокоэффек­тивных технологиях и наукоемких производствах;

• восстановление мощностей наукоемких и технологичных от­раслей;

• развитие экспортных производств с высокой добавленной стои­мостью, поддержка отечественных экспортеров на мировом рынке;

• импортозамещение, протекционизм, развитие обрабатывающей промышленности, защита внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции зарубежных фирм;

• создание благоприятного климата для прямых инвестиций, транс­формации сбережений населения в инвестиции, облегчение налого­вого бремени реального сектора.

Предприятия экспортно-ориентированных отраслей (нефть, газ, лес, алмазы) имеют все возможности и необходимые условия для раз­вития на собственной финансовой базе и не нуждаются в прямой го­сударственной поддержке. Наоборот, они могут поделиться с другими сферами своими доходами, в частности, через механизм заморажива­ния цен и тарифов естественных монополий, повышение налоговой нагрузки.

Отрасли, обладающие большим научно-техническим потенциа­лом и способные в короткие сроки создать конкурентоспособные из­делия для мирового и внутреннего рынка, — это авиастроение, ра­кетно-космическое производство, атомная промышленность, воору­жение, коммуникации, биотехнология. Они представляют собой сек­тор потенциальных и реальных высоких технологий. При этом при­оритет получают высокоэффективные проекты, в которых государст­во участвует на долевых началах с частными инвесторами и реали­зация которых быстро окупит затраты.

Отрасли с большим техническим отставанием — автомобильное, транспортное, дорожное и сельскохозяйственное машиностроение, легкая и пищевая промышленность — не могут самостоятельно при­способиться к рынку без больших потерь. Поэтому именно машино­строение должно постоянно быть в центре внимания промышленной политики.

Машиностроение в целом определяет перспективы индустрии, составляет содержание научно-технического прогресса. Во всей про­мышленной продукции доля машиностроения составляет: в Японии — 50%, Германии - 48, США - 40, Франции - 38, Италии — 35%. В США примерно 1/3 прироста ВВП обеспечивают высокие технологии. В России от реформ больше других пострадало машиностроение, его доля в промышленной продукции сократилась до 16%.

Необходимо стимулирование инвестиций в капиталоемкие, с длинным сроком окупаемости и высокими финансовыми рисками производства. Важная роль принадлежит тарифно-таможенному регулированию. Импортные пошлины на ком­плектующие для сборочных производств должны быть значительно ниже пошлин на соответствующие готовые изделия; пошлины на сы­рье — меньше пошлин на полуфабрикаты, а на ввоз не производимого в стране оборудования — отсутствовать вовсе.

Проводниками промышленной политики являются федеральные органы исполнительной власти. Решения по выделению бюджетных средств, кредитов предприятиям, предоставлению льгот принимаются через посредничество Министерство финансов России и Министерство экономического развития России. Отраслевые ведомства проводят государ­ственную промышленную политику в подведомственных отраслях, реали­зуют целевые программы, размешают заказы на закупку и поставку продукции для государственных нужд, управляют унитарными пред­приятиями.

Однако отраслевые органы федерального управления сведены к минимуму. Они не смогут решить стоящие перед промышленностью задачи, тем более что их деятельность связана преимущественно с ин­ституциональными преобразованиями, не затрагивающими непосред­ственно материальные основы производства. Поэтому между Центром и предприятиями формируется среднее звено управления, которое выполняет часть функций прежних отраслевых министерств, но нахо­дится ближе к производству и лучше приспособлено к рыночным ус­ловиям. Характерными чертами таких управленческих структур явля­ются соединение промышленного и финансового капитала, наличие в едином комплексе крупных и малых предприятий разных форм соб­ственности, страховых компаний и банков (финансово-промышленные группы, концерны, холдинги и др.).

В мировой экономике климат определяют крупные корпоративные структуры. В России корпораций мирового класса, способных к конкурен­ции в глобальном масштабе, которые включаются в основные миро­вые рейтинги и (или) ценные бумаги продаваемые на ведущих фондовых площадках, немного. Для большинства характерны низкие уставные капиталы и рыночная капитализация, малоэффективные структура собственности, слабая организация финансов, наличие конфлик­тов между компанией и государством, менеджерами и акционерами и т.д.

Предприятия объединяются в холдинг для повышения конкурен­тоспособности производства, технологических прорывов. Холдингу легче привлечь внутренние и внешние частные инвестиции, так как в дан­ном случае риск меньше, чем вложения в отдельно взятое предприятие. В функции холдинга входят также страхование предприятий, лизинг, недопущение неплатежей.

Координирует проведение промышленной политики Совет по промышленной политике при Правительстве РФ. Это экспертно-консультативный орган, обеспечивающий взаимодействие руководите­лей предприятий, банков, научных организаций с федеральными ор­ганами управления и консолидацию их усилий для реализации про­мышленной политики. К работе в Совете привлекаются специалисты органов государственного управления, ведущие ученые, предпринима­тели России и других стран. Рекомендации Совета при необходимости реализуются решениями Правительства РФ.