Государственная промышленная политика
В стратегическом плане промышленная политика ориентируется на развитие отраслей, определяющих научно-технический прогресс, работающих на удовлетворение внутреннего спроса, экспорт продукции высокотехнологичных производств, снижение энергоемкости, повышение производительности труда. Текущими задачами промышленной политики являются повышение инвестиционной активности и загрузки оборудования, улучшение технологической структуры, повышение конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках. Используются следующие основные рычаги промышленной политики:
• поддержка проектов, базирующихся на новых высокоэффективных технологиях и наукоемких производствах;
• восстановление мощностей наукоемких и технологичных отраслей;
• развитие экспортных производств с высокой добавленной стоимостью, поддержка отечественных экспортеров на мировом рынке;
• импортозамещение, протекционизм, развитие обрабатывающей промышленности, защита внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции зарубежных фирм;
• создание благоприятного климата для прямых инвестиций, трансформации сбережений населения в инвестиции, облегчение налогового бремени реального сектора.
Предприятия экспортно-ориентированных отраслей (нефть, газ, лес, алмазы) имеют все возможности и необходимые условия для развития на собственной финансовой базе и не нуждаются в прямой государственной поддержке. Наоборот, они могут поделиться с другими сферами своими доходами, в частности, через механизм замораживания цен и тарифов естественных монополий, повышение налоговой нагрузки.
Отрасли, обладающие большим научно-техническим потенциалом и способные в короткие сроки создать конкурентоспособные изделия для мирового и внутреннего рынка, — это авиастроение, ракетно-космическое производство, атомная промышленность, вооружение, коммуникации, биотехнология. Они представляют собой сектор потенциальных и реальных высоких технологий. При этом приоритет получают высокоэффективные проекты, в которых государство участвует на долевых началах с частными инвесторами и реализация которых быстро окупит затраты.
Отрасли с большим техническим отставанием — автомобильное, транспортное, дорожное и сельскохозяйственное машиностроение, легкая и пищевая промышленность — не могут самостоятельно приспособиться к рынку без больших потерь. Поэтому именно машиностроение должно постоянно быть в центре внимания промышленной политики.
Машиностроение в целом определяет перспективы индустрии, составляет содержание научно-технического прогресса. Во всей промышленной продукции доля машиностроения составляет: в Японии — 50%, Германии - 48, США - 40, Франции - 38, Италии — 35%. В США примерно 1/3 прироста ВВП обеспечивают высокие технологии. В России от реформ больше других пострадало машиностроение, его доля в промышленной продукции сократилась до 16%.
Необходимо стимулирование инвестиций в капиталоемкие, с длинным сроком окупаемости и высокими финансовыми рисками производства. Важная роль принадлежит тарифно-таможенному регулированию. Импортные пошлины на комплектующие для сборочных производств должны быть значительно ниже пошлин на соответствующие готовые изделия; пошлины на сырье — меньше пошлин на полуфабрикаты, а на ввоз не производимого в стране оборудования — отсутствовать вовсе.
Проводниками промышленной политики являются федеральные органы исполнительной власти. Решения по выделению бюджетных средств, кредитов предприятиям, предоставлению льгот принимаются через посредничество Министерство финансов России и Министерство экономического развития России. Отраслевые ведомства проводят государственную промышленную политику в подведомственных отраслях, реализуют целевые программы, размешают заказы на закупку и поставку продукции для государственных нужд, управляют унитарными предприятиями.
Однако отраслевые органы федерального управления сведены к минимуму. Они не смогут решить стоящие перед промышленностью задачи, тем более что их деятельность связана преимущественно с институциональными преобразованиями, не затрагивающими непосредственно материальные основы производства. Поэтому между Центром и предприятиями формируется среднее звено управления, которое выполняет часть функций прежних отраслевых министерств, но находится ближе к производству и лучше приспособлено к рыночным условиям. Характерными чертами таких управленческих структур являются соединение промышленного и финансового капитала, наличие в едином комплексе крупных и малых предприятий разных форм собственности, страховых компаний и банков (финансово-промышленные группы, концерны, холдинги и др.).
В мировой экономике климат определяют крупные корпоративные структуры. В России корпораций мирового класса, способных к конкуренции в глобальном масштабе, которые включаются в основные мировые рейтинги и (или) ценные бумаги продаваемые на ведущих фондовых площадках, немного. Для большинства характерны низкие уставные капиталы и рыночная капитализация, малоэффективные структура собственности, слабая организация финансов, наличие конфликтов между компанией и государством, менеджерами и акционерами и т.д.
Предприятия объединяются в холдинг для повышения конкурентоспособности производства, технологических прорывов. Холдингу легче привлечь внутренние и внешние частные инвестиции, так как в данном случае риск меньше, чем вложения в отдельно взятое предприятие. В функции холдинга входят также страхование предприятий, лизинг, недопущение неплатежей.
Координирует проведение промышленной политики Совет по промышленной политике при Правительстве РФ. Это экспертно-консультативный орган, обеспечивающий взаимодействие руководителей предприятий, банков, научных организаций с федеральными органами управления и консолидацию их усилий для реализации промышленной политики. К работе в Совете привлекаются специалисты органов государственного управления, ведущие ученые, предприниматели России и других стран. Рекомендации Совета при необходимости реализуются решениями Правительства РФ.