Государственная научная и промышленная политика
Глава 5. Управление основными хозяйственными комплексами
Общественная система характеризуется внутренней структурой, соотношением отдельных ее сфер, секторов, комплексов, отраслей. Условием нормального функционирования системы является обоснованное соответствие между ее частямями.
Структура общественной системы меняется под воздействием новых технологий, общественных потребностей, государственного регулирования. В каждой стране структура экономики имеет специфику, соответствующую конкретным условиям и уровню социально-экономического развития. В развитых странах в структуре преобладают потребительский сектор, услуги, высокотехнологичные отрасли.
Формирование рациональной структуры экономики является важнейшей задачей государственного управления. Если страна включена в систему международного разделения труда и господствуют транснациональные монополии, то она производит то, что требует сегодня мировой рынок, и снижает производство того, что он поставляет в эту страну. Для выбора приоритетов остается ограниченное пространство.
Но без выбора и обоснования приоритетов с позиций общегосударственных интересов, за которыми следуют инвестиции, налоговая, таможенная и другие направления экономической политики, страна рискует остаться на обочине движения от постиндустриального к информационному обществу.
Нерациональная производственная структура представляет большую опасность, чем нехватка ресурсов. Поэтому государственное управление должно быть направлено на внедрение новейших научно-технических достижений, более полное использование потенциала, качественное совершенствование производства, государственную поддержку перспективных отраслей. Приоритетами структурной политики для этого должны быть наука, производства, образующие «точки роста», транспорт, коммуникации.
Государство непосредственно не вмешивается во внутренние дела частных предприятий. Воздействие на предприятия осуществляется, прежде всего, упорядочением законодательства, установлением справедливых правил экономического поведения на рынке, внедрением методов регулирования, при которых министерства становятся ответственными за структурные и институциональные преобразования. Функциональные органы исполнительной власти взаимодействуют с отраслевыми органами, являющимися традиционными для экономической системы, и становятся штабами, где разрабатываются концепции развития, направления научно-технической и промышленной политики, на которые ориентируются все предприятия независимо от форм собственности и способов хозяйствования.
Совершенствование государственного управления включает расширение прав и повышение ответственности федеральных органов исполнительной власти за проведение структурной, промышленной, инновационной, бюджетной, внешнеторговой политики, приоритетное развитие высокотехнологичных и наукоемких производств, устранение диспропорций между добывающими и обрабатывающими отраслями, рыночным и государственным секторами.
Государственная научная политика
Наука определяет развитие производительных сил, эффективность экономики, состояние обороны, защищенность личности от неблагоприятных факторов, уровень жизни, духовную культуру народа. Наука должна предвидеть проблемы, которые встанут в ближайшее время и в перспективе, выявлять зарождающийся спрос на новые знания, убеждать практиков, что и как им надо делать. Опыт развитых стран свидетельствует, что только государство способно аккумулировать заказы на науку, регулировать технологическое развитие страны, обеспечивать широкую доступность использования научных достижений в практических целях.
За счет высокого уровня ведущих научных школ, поддержания престижности труда ученого, полноценного бюджетного финансирования отечественной науки СССР во многих областях знаний занимал передовые позиции в мире. Россия стала обладателем огромного количества внедренных, а также не востребованных пока научных разработок. Интеллектуальная собственность страны оценивается в 400 млрд долл.
На Россию все еще приходится 10% ученых всего мира, и научно-техническая сфера страны — одна из немногих, куда Запад охотно инвестирует средства (иностранные источники финансирования составляют в бюджете науки 10%). Эффективной формой организации научных исследований выступают наукограды. Они создают интеллектуальный продукт и доводят его до рыночных кондиций, используя относительно незначительные бюджетные средства.
Приняты документы и нормативные акты, направленные на активизацию научной деятельности: Доктрина развития науки, Закон «О науке и государственной и научно-технической политике», Концепция реформирования российской науки и др.
Законом установлен норматив выделения из федерального бюджета средств (4% его расходной части) на финансирование НИОКР гражданского назначения с ежегодным увеличением по мере стабилизации экономики до уровня, характерного для высокоразвитых стран. За счет этих средств должно обеспечиваться устойчивое финансирование Российской академии наук и ведущих отраслевых академий, государственных научных центров и организаций, работающих по приоритетным направлениям науки и техники, государственных университетов, научных библиотек, информационных центров.
Образованы внебюджетные фонды содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, производственных инноваций, фундаментальных исследований.
Однако решения о приоритетности развития науки нередко остаются лишь декларациями.
В научные учреждения долгое время не поступало оборудование, хотя бы в минимально необходимом количестве. Сократились объемы исследований, платежеспособный спрос промышленности на научный товар, утрачивается преимущество в численности занятых научными разработками. В результате Россия занимает в обороте мирового рынка наукоемкой продукции и высоких технологий лишь 0,3% (США - 32%, Япония - 23, Германия - 10%).
По мере увеличения доли внешних источников финансирования российская наука превращается в филиал западных компаний, которые определяют развитие фундаментальных и прикладных исследований, хотя до 80% полученных разработок могут иметь двойное назначение и оборонный потенциал подвергается угрозе.
Ученые и специалисты покидают Россию в поисках лучших условий работы. За последние годы только в США выехало 135 тыс. чел. Германия объявила о приглашении 30—35 тыс. чел., упростив для этого процедуру въезда. Среди отъезжающих физики, математики, программисты, биологи: в возрасте 30—45 лет — 75%, до 30 лет — 12,5. старше 45 лет — 12,5.
Для изменения сложившейся ситуации государственная политика в области науки концентрируется на реализации следующих основных направлений:
• стимулирование фундаментальных исследований, инновационной деятельности; создание условий для здоровой конкуренции в сфере науки и техники;
• защита прав интеллектуальной собственности;
• обеспечение беспрепятственного доступа к открытой информации;
• создание достойных условий жизни и работы ученых и специалистов.
Государство определяет стратегические направления развития науки, формирует и реализует федеральные научно-технические программы и проекты, финансирует научную деятельность из федерального бюджета, управляет научными организациями федерального значения. Гарантируются свобода творчества, защита от недобросовестной конкуренции, повышение квалификации научных работников и специалистов. Исследования, которые обеспечивают основной вклад в научно-техническое развитие и достижение текущих и долгосрочных социально-экономических целей страны, поддерживаются в приоритетном порядке.
Правительственная комиссия по научно-технической политике утверждает перечень приоритетных направлений. В него вошли фундаментальные исследования, информационные технологии и электроника, производственные технологии, новые материалы и химические продукты, технологии живых систем, транспорт, топливо и энергетика, экология и рациональное природопользование.
Каждое направление конкретизируется набором критических технологий. При отборе учитываются практическая значимость, влияние на развитие производства и качество жизни, конкурентоспособность и другие критерии. Использование критических технологий ведет к появлению принципиально новых машин, услуг, крупным сдвигам в производстве и социальном развитии. Отобраны 15 критических технологий федерального уровня и 7 стратегически важных технологий.
Федеральные целевые программы играют стержневую роль в механизме государственной научно-технической политики. Государственными заказчиками исследований по программам выступают федеральные органы исполнительной власти.
При определении целей и задач программы учитываются перспективные потребности промышленности и других отраслей в принципиально новых технических решениях для качественного изменения параметров производства и выпускаемой продукции.
Федеральное агентство по науке и инновациям проводит оценку финансовых ресурсов, необходимых для реализации программы, распределяет по исполнителям выделяемые бюджетные средства, контролирует их целевое и эффективное использование. Реализация программы осуществляется на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых государственным заказчиком с исполнителями научных работ, отбираемых на конкурсной основе. Контракт определяет права и обязанности государственного заказчика и исполнителя, регулирует их отношения в процессе выполнения контракта, в том числе условия и права на использование полученных результатов, порядок приемки завершенных работ.
Инновации служат связующим звеном науки с производством. Основными объектами инновационной деятельности являются научное приборостроение, исследовательские и конструкторские разработки по новым материалам, биотехнология, химия, оказание высококвалифицированных услуг, продажа технологий. Ниша России прежде всего там, где китайская продукция не удовлетворяет по качеству, а европейская — по цене.Для того чтобы занять данную нишу, необходимы поддержка инновационно, защиты прав интеллектуальной собственности, развитие инновационно-технологических центров (технопарков), лоббирование на внешних рынках и др.
Государственную научно-техническую политику в отношении отраслей гражданского назначения осуществляют федеральные органы власти совместно с Российской академией наук.
Органы государственной власти утверждают уставы научных учреждений, контролируют использование предоставленного им в ведение имущества. Ученые советы разрабатывают планы научных работ исходя из государственных заданий, профиля научной организации, научных и экономических интересов. Правовой формой отношений между научной организацией и заказчиком исследований является договор на создание, передачу и использование научно-технической продукции. Правительство РФ и органы власти субъектов РФ, учредившие государственную научную организацию, вправе устанавливать ей обязательный государственный заказ на выполнение научных и экспериментальных работ.