Экономические методы

Экономические методы, к которым относят механизмы финансо­вой и денежно-кредитной политики, используются для достижения макроэкономического равновесия, регулирования спроса и предло­жения на товарных, денежных, валютных и других рынках, ориен­тирования деятельности субъектов хозяйствования в русле государ­ственной экономической стратегии.

Финансово-бюджетная политика. Государство создает финансо­вую систему, в которую входят федеральный, региональные и мест­ные бюджеты, внебюджетные государственные фонды, денежные средства государственных и муниципальных предприятий. Бюджеты и фонды обеспечиваются источниками доходов и правом определе­ния направлений их расходования.

Трем уровням власти соответствуют три бюджетных уровня: 1) федеральный (Российская Федерация); 2) региональный {субъектов РФ); 3) местный (муниципальных образований).

В соответствии с положением бюджеты всех уровней самостоя­тельны и независимы друг от друга. Это не означает, что источни­ком финансирования являются собственные средства этих бюдже­тов. Во многих бюджетах собственных доходов для финансирования расходов оказывается недостаточно, что и обусловливает необходи­мость межбюджетных отношений.

Разработка бюджета базируется на Бюджетном послании Пре­зидента РФ, прогнозах социально-экономического развития стра­ны, платежного баланса, инфляции, валютного курса и других макроэкономических показателей, а также нормативах поступле­ния доходов и финансовых затрат на предоставление государст­венных услуг.

Государственный бюджет оказался по существу единственным документом директивного характера, могущим стать инструментом экономической политики, повышения предпринимательской ак­тивности и социальной зашиты населения. Регулирующее влияние на экономику бюджет оказывает как доходами, так и расходами, сбалансированностью статей, которая не должна быть формальной.

Целями бюджетной политики являются макроэкономическая сбалансированность, устойчивые темпы экономического роста, вы­сокая эффективность государственных расходов, уменьшение соци­ального неравенства.

Расходная часть бюджета является инструментом достижения эко­номических и социальных целей и определяет масштабы государст­венного накопления и потребления. С помощью бюджетных расходов государство может воздействовать на субъекты хозяйствования, эко­номическую ситуацию в стране. При планировании государственных расходов обосновываются приоритеты, реструктурируются обязатель­ства, составляются программы реализации экономии средств. Осуще­ствляется жесткий выбор между всеми конкурирующими расходными статьями, как-то: содержание бюджетной сферы, социальные нужды, оборона, управление, поддержка отдельных производств и т.д.

Приоритетом служит инвестиционная политика, обеспечение внутренней и внешней безопасности, воспроизводство научного потенциала, образование, здравоохранение.

В развитых странах увеличиваются расходы на научные иссле­дования, образование, военные программы и т.д. Все это заказывает государство, оно не ждет, когда рынок дозреет до осознания необ­ходимости создания какого-либо производства.

Финансирование может осуществляться в форме дотаций, субсидий, субвенций. Дотации предоставляются вышестоящим бюджетом ниже­стоящему на сумму недостающих доходов; они не имеют строго целево­го характера. Субсидии выделяются на финансирование конкретных мероприятий и имеют целевой характер. Субвенции предполагают доле­вое участие в финансировании расходов целевого характера.

Перед государством открываются два варианта финансовой политики:

1) сократить бюджетные расходы, чтобы появилась возможность снижения налоговой нагрузки на предприятия и направления ими средств в инвестиции; в этом случае вопрос об инвестициях решают сами предприятия, а сократить бюджетные расходы можно, напри­мер, за счет урезания социальных выплат;

2) увеличить бюджетные расходы, в том числе за счет повышения налоговой нагрузки; возросшие объемы финансовых ресурсов напра­вить в собственные инвестиции, разместить государственный заказ на подрядное строительство или производство какой-либо продукции для государственных нужд, что потребует новых инвестиций в частном секторе, в том числе за счет банковского кредитования.

Государственные инвестиции. Для выполнения функций управле­ния, сбалансированного развития экономики необходимо оптималь­ное сочетание государственных и частных инвестиций. Идеальным считается следующее соотношение: на 1 рубль государственных вло­жений должно приходиться 3 рубля частных. Регулирующая роль го­сударственных инвестиций проявляется в том, что они в полной ме­ре отвечают общенациональным интересам, реализуются через феде­ральную инвестиционную программу и федеральные и региональные целевые программы. Федеральная инвестиционная программа вклю­чает перечень наиболее эффективных проектов, финансируемых с привлечением средств бюджета, и имеет адресный характер. Государ­ство или указывает с помощью предпочтений и льгот, куда надо вкладывать средства частным инвесторам, или вкладывает собствен­ные средства, если частный капитал ведет себя неактивно.

В России потенциал государственных инвестиций как инстру­мент экономических преобразований используется не более чем на 10%. Все внимание сконцентрировано на создании режима наи­большего благоприятствования для частных, прежде всего ино­странных, инвестиций; России якобы без них не подняться. Это, по меньшей мере, спорно. Ведь становится очевидным, что в России никогда не будет более благоприятного инвестиционного климата не только для иностранного, но и для отечественного капитала (тесно связанного с международным капиталом), даже в сырьевом секторе. Например, запасы нефти в том же Ираке больше, чем в России, а себестоимость добычи в четыре раза ниже.

Для нормального развития экономики необходимы ежегодные вложения в размере около 180 млрд долл. Производство может дать половину, иностранные инвесторы — не более 10 млрд долл., не­достающие средства в стране есть. Но нет механизма, да и самой концепции их вовлечения в реальный оборот, т.е. в государствен­ные или частные инвестиции, нет надежных финансовых инстру­ментов.

В России механизмы долгосрочных банковских кредитов и ин­вестиций не работают. А исполнительная власть смирилась с тупи­ковой ситуацией и мало что предпринимает для ее преодоления.

Государственный заказявляется общепринятой эффективной формой регулирования экономики. С его помощью государство не только удовлетворяет общественные потребности, но и воздействует на масштабы и структуру производства, рынки сбыта, способствует укреплению плановых начал в экономике.

На основе госзаказа осуществляются закупки продукции для федеральных и региональных государственных нужд. К федераль­ным государственным нуждам относятся потребности Российской Федерации в продукции для жизнеобеспечения страны, обеспече­ния безопасности, реализации федеральных и межгосударственных целевых программ. Потребности в продукции, необходимой для решения задач регионов, реализации региональных целевых про­грамм, определяются и обеспечиваются органами государственной власти субъектов РФ.

Государственных заказчиков утверждает Правительство РФ. Ими могут быть федеральные органы исполнительной власти, госу­дарственные учреждения, казенные предприятия. Государственные заказчики обеспечивают поставщиков финансовыми ресурсами для реализации контрактов.

Государственные заказчики являются ответственными за обес­печение федеральных государственных нужд. Правительство РФ предоставляет гарантии по обязательствам государственного заказ­чика в пределах выделенных из бюджета средств.

В целях экономического стимулирования поставщиков продук­ции для федеральных государственных нужд им могут предоставлять­ся льготы по кредитам и целевые дотации.

В настоящее время актуальным становится стимулирование с помощью госзаказа развития обрабатывающей, прежде всего наукоемкой, промышленности. Государство может через повышение налогообложения изъять избыточные доходы из сырьевого сектора и зa счет полученных средств разместить заказы на новые, эффективные виды производств.

Налоговая политика.Среди методов государственного регулиро­вания экономики косвенного действия наиболее важное место зани­мают налоги. Налоговая система выполняет фискальные, регули­рующие (распределительные, стимулирующие) и стабилизирующие Функции. Налоги обеспечивают большую доходную часть государственного бюджета. Фискальная их функция реализуется посредством изменения ставок налоговых платежей и расширения налогообла­гаемой базы на основе роста доходов предприятий. Фискальная по­литика становится особенно мощным оружием в периоды кризисов или депрессий.

Налоговая политика России отличается противоречивостью и бессистемностью, копированием западного опыта и отступлением от него. Налог на при­быль экономически более предпочтителен, но труден для взимания, даже при пониженной ставке его платят в основном только честные пла­тельщики.

Введен максимально низкий налог на доходы физических лиц (по единой ставке для учителя и преуспевающего предпринимателя) и высокий налог на фонд оплаты труда; символичным остается налог на личные состояния.

Общество заинтересовано в усилении налоговой нагрузки на сырьевой сектор в целях снижения налого­вого бремени, которое несут предприятия обрабатывающей про­мышленности.

С налоговой политикой непосредственно связана амортизаци­онная политика,призванная регулировать накопление основного капитала. Управление нормами амортизации широко используется в качестве средства воздействия на хозяйственный цикл, темпы экономического роста. Изменяя законодательно нормы амортиза­ционных отчислений, государство создает более благоприятный режим налогового обложения прибыли, что увеличивает сумму средств, направляемых на финансирование воспроизводства основ­ных фондов.

Денежно-кредитная политика базируется на регулировании с помощью изменения объ­ема денежной массы в обращении. В зависимости от складываю­щейся ситуации в экономике денежная политика ужесточается или ослабляется, объем денежной массы в обращении сжимается или расширяется. Сжатие денежной массы используется для принужде­ния к снижению цен.

Экспортная и импортная политика. Внешнеэкономическая по­литика страны определяется общенациональными стратегическими задачами и является производной от них. Используя рычаги экспортной и импортной политики, государство обеспечивает реализа­цию субъектами хозяйствования права на внешнеэкономическую деятельность, защищает их позиции на мировом рынке, нейтрали­зует приемы недобросовестной конкуренции иностранных фирм на внутреннем рынке.

Рост экспорта является наилучшим показателем конкурентоспо­собности страны. Однако занять прочные позиции на мировом рынке сложно. По нормам международной торговли практически исключаются экспортные субсидии и весьма ограничены промыш­ленные субсидии. Мировой рынок не заинтересован в новых кон­курентах, поэтому он благосклонно относится к сырьевому экспор­ту из России и всячески препятствует экспорту продукции с высо­кой добавленной стоимостью.

Нужна как активная поддержка действующих экспортеров, так и диверсификация экспорта. Экспорт стал поистине жизненно важным сектором, без него невозможен импорт, а на «импортной игле» находится большая часть российского потребительской рынка.

Государство в целях стимулирования экспорта сокращает перечень лицензируемых товаров и снижает экспортные тарифы. Однако объективной оценкой результативности экспортной политики следует считать уменьшение зависимости эко­номики и социальной сферы от валютной выручки.

Импортная политика является не менее важным средством регули­рования экономики; более того, ее продовольственная направленность может угрожать существованию национальной экономики. Осознанная импортная политика стала формироваться лишь в последние годы, ко­гда в структуре экономики уже произошли негативные изменения и проблема протекционизма приобрела большую актуальность.

Протекционизм является элементом промышленной политики в интересах предприятий, работающих на внутренний рынок. Он дает возможность заработать отечественному производителю, за­пять больше людей, расширить товарные рынки, не допустить, чтобы неконкурентное производство исчезло раньше, чем появи­лась освоенная новая продукция. Все страны в той или иной сте­пени применяют протекционизм в отношении отечественного производства.

Протекционистские меры реализуются по двум направлениям:

1) финансовая поддержка (субсидии, дотации, кредиты) отече­ственных производителей;

2) зашита внутреннего рынка введением таможенных пошлин на конкурирующие товары, нормативов качества, квот на ввозимую продукцию.

Таможенные пошлины остаются важным инструментов государ­ства, с помощью которого импорт и экспорт регулируются в обще­национальных интересахРазумным признается полная их отмена при ввозе оборудования, которое не производится в стране. В то же время пошлины на ввоз подержанных автомобилей необходимы, чтобы принудить западные фирмы от­крывать производство в России.

Возможности проведения самостоятельной экспортно-импортной политики сужаются при вступлении страны в ВТО. Страны, всту­пающие в ВТО, исходят главным образом из интересов получения более благоприятных условий для своих экспортеров. Для России не менее важной является проблема защиты внутреннего рынка.

Членство в ВТО предполагает соблюдение определенных усло­вий и правил двоякого рода:

• либерализация торговли, в этом отношении Россия лидирует; более свободной, чем в России, конкурентной среды нет;

• регламентирование отношений продавцов и покупателей для поддержания национальных производителей (с помощью квот, по­шлин, тарифов), в России они пока не отрегулированы, в результа­те страна теряет одну отрасль за другой еще до вступления в ВТО.

Государство в интересах эффективного регулирования экономи­ки должно использовать разнообразные методы с учетом склады­вающихся конкретных обстоятельств, уметь своевременно отказы­ваться от инструментов, не оправдывающих надежд, и искать новые решения, в том числе и кажущиеся на первый взгляд малообосно­ванными. Должны присутствовать воля и смелость, оригинальность и неожиданность.