Административные методы
Классификация методов государственного регулирования экономики
Классификация методов государственного регулирования экономики
Методы государственного регулирования экономики
Государственные органы используют целый арсенал инструментов, рычагов и других средств воздействия на экономическое развитие страны, которые в совокупности составляют методы государственного регулирования экономики. Они не являются раз и навсегда данными, их набор изменяется, совершенствуется в зависимости от избираемой стратегии, модели развития, состояния общества и органов управления.
| |||||||||||
Административные методыгосударственного регулирования основываются на силе и авторитете государственной власти. Административные методы отличаются высокой действенностью, оперативностью, неотвратимостью, так как опираются на аппарат принуждения, который обязан действовать в случаях несоблюдения установленных правил и норм. Жесткость административных методов усиливается в сложных и острых ситуациях. Эффективность их выше при наличии вертикали управления, действенного хозяйственного права.
Административные методы выполняют разрешительные, принудительные и надзорные (мониторинг) функции.
Предприятия, другие юридические лица, индивидуальные предприниматели подлежат государственной регистрации в порядке, установленном законодательством. Полномочиями по государственной регистрации наделены Министерство финансов Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации, Центральный банк РФ.
Действует упрошенный уведомительный порядок регистрации по принципу «одного окна». Регистрирующий орган выполняет все необходимые операции по регистрации без участия заявителя. Документы для регистрации предварительной проверке на соответствие законодательству не подлежат. Заявитель приходит в регистрирующий орган дважды: подать документы на регистрацию и получить документы о регистрации. Возможна подача документов по почте. Отказ в регистрации возможен лишь в двух случаях:
1) неполный комплект документов;
2) представление документов в орган, не наделенный правом регистрации.
Свидетельство о регистрации можно получить в течение пяти дней, а начать деятельность — после постановки на учет в некоторых фондах и открытия счета в банке.
В соответствии с Парижской конвенцией по охране промышленной собственности (СССР присоединился с ней в 1965 г.) товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров относятся к объектам промышленной интеллектуальной собственности. Товарный знак необходим для того, чтобы товары и услуги одних производителей можно было отличить от идентичных или сходных товаров и услуг других производителей. Товарный знак может быть зарегистрирован на имя юридического или физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность. Для этого подается заявка во Всероссийский научно-исследовательский институт государственной патентной экспертизы (ВНИИГПЭ). По результатам экспертизы принимается решение и выдается свидетельство, удостоверяющее исключительное право владельца в отношении товаров и услуг, указанных в нем. Срок действия свидетельства (10 лет) можно продлевать.
Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Лицензирование осуществляется в целях защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства, а также повышения качества обслуживания населения, соблюдения градостроительных, экологических, санитарных норм и других правил. Лицензионную деятельность осуществляют федеральные органы исполнительной власти, иные специально уполномоченные на это органы.
Лицензия является официальным документом, который разрешает указанный в нем вид деятельности в течение установленного срока. На основании лицензии действуют предприятия всех организационно-правовых форм, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Почти каждое министерство получило право лицензировать какие-либо виды деятельности. Например, Министерство внутренних дел Российской Федерации лицензирует семь видов деятельности, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации — шесть. Всего лицензируется около 120 видов деятельности, их перечень является исчерпывающим.
Лицензии выдаются не менее чем на пять лет, а по некоторым видам деятельности можно получить бессрочную лицензию. Действие лицензии может быть приостановлено при выявлении неоднократных нарушений лицензионных требований. Аннулирование лицензии возможно только по решению суда.
Стандартизациейустанавливаются нормы, правила и характеристики в целях защиты потребителей и государства в отношении безопасности продукции, работ, услуг, их качества, надежности измерений, экономии ресурсов.
Государственное управление стандартизацией, включая координацию деятельности различных органов этой сферы, осуществляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. Оно реализует государственную политику в области стандартизации, осуществляет контроль и надзор за соблюдением государственных стандартов, устанавливает общие организационно-технические правила проведения работ по стандартизации.
Контроль и надзор за соблюдением государственных стандартов проводят государственные инспекторы. Они защищают интересы потребителей, субъектов хозяйственной деятельности, государства и находятся под его защитой. В случае невыполнения субъектами хозяйственной деятельности предписаний и постановлений необходимые материалы направляются в арбитражный суд и органы прокуратуры.
Продукция, услуги и другие объекты подлежат обязательной и добровольной сертификации в целях подтверждения соответствия установленным требованиям. Реализует государственную политику в области сертификации Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. Оно устанавливает общие правила и рекомендации по сертификации, проводит регистрацию систем сертификации и знаков соответствия.
В случаях, предусмотренных законодательством, осуществляется обязательная сертификация. Правила обязательной сертификации устанавливаются с учетом сложившейся международной практики. Уполномоченными государственными органами управления осуществляются государственный контроль и надзор за соблюдением изготовителями (продавцами, исполнителями), испытательными лабораториями (центрами) правил обязательной сертификации.
Бизнес не может жить по двойным стандартам: национальным и международным, поэтому уже около 35% стандартов гармонизированы с международными нормами. Вводятся единые стандарты, позволяющие оценивать качество не отдельно взятого товара, а производства в целом, включая требования к оборудованию и порядку сопровождения выпущенной продукции. Перечень подлежащих обязательной стандартизации видов производства и производственных процессов можно в результате сократить, а подавляющую часть надзорных функций — перенести в сферу обращения. Услуги по сертификации в мировой практике оказывают сами бизнес-сообщества, компании с хорошей репутацией ограничиваются лишь декларированием своей продукции.
Для производства отдельных видов продукции предварительно требуется получить гигиеническое заключение. Оно является разрешением на производство (ввоз) продукции, соответствующей установленным требованиям, и служит официальным подтверждением безопасности продукции для здоровья человека при соблюдении определенных условий. Гигиеническое заключение обязательно для продукции, способной оказать неблагоприятное влияние на здоровье человека в условиях производства, хранения, транспортирования, применения и утилизации.
Гигиеническая оценка продукции проводится учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы по результатам исследований привлекаемых для этого организаций. Выдача гигиенических заключений осуществляется органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы России на этапе согласования нормативной документации и постановки продукции на производство или оформления контрактов (договоров) при закупке за рубежом новой продукции.
Экологическая экспертизаслужит средством контроля за состоянием окружающей среды, выполнением мероприятий по охране и рациональному использованию природных ресурсов, требований природоохранного законодательства с целью предотвращения деградации окружающей среды в процессе хозяйственной и иной деятельности.
В целях выявления и принятия необходимых мер по предупреждению возможных неприемлемых для общества экологических и связанных с ними других последствий хозяйственной и иной деятельности Минприроды России проводит оценку воздействия на окружающую природную среду при принятии решений по различным направлениям социально-экономического развития. Выявляется соответствие хозяйственной и иной деятельности требованиям экологической безопасности. Результатом проведения оценки является заключение о пределах допустимого антропогенного воздействия на окружающую среду.
Экспертизе подлежат предплановые, предпроектные и проектные материалы по объектам и мероприятиям независимо от их сметной стоимости и принадлежности.
Минприроды России утверждает Перечень видов и объектов хозяйственной и иной деятельности, при подготовке обосновывающей документации на строительство которых оценка воздействия на окружающую среду проводится в обязательном порядке. Целесообразность проведения оценки для объектов и видов деятельности, не вошедших в перечень обязательных, определяется органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов Минприроды России.
Кроме того, осуществляется государственный мониторинг окружающей среды. Он включает наблюдение за состоянием, оценку и прогнозирование изменения среды под воздействием природных и антропогенных факторов. Эту работу проводят Минприроды России, Минсельхоз России, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет). Указанные службы наблюдения действуют в городах, промышленных центрах, на водных объектах, в отдельных регионах, в космосе.
Решения должностных лиц органов государственного экологического контроля в соответствии с их компетенцией обязательны для исполнения всеми министерствами и ведомствами, предприятиями, учреждениями, должностными лицами и гражданами. На основании решений о нарушении экологического законодательства банковские учреждения прекращают финансирование запрещенной деятельности.
Приватизация как средство государственного регулирования экономики осуществляется в целях обретения эффективных собственников, активизации фондового рынка, решения бюджетных проблем. В настоящее время приватизация проводится в основном вотраслях ТЭК, АПК, транспорта в форме распродажи государственных пакетов акций. Предприятия как единые имущественные комплексы приватизируются в единичных случаях, так как были приватизированы ранее.
Нередко приватизация осуществляется без должного контроля, с нарушениями установленных правил; стоимость предприятий искусственно занижается.
Национализация является процедурой, обратной приватизации, т.е. обращением имущества частных лиц в государственную собственность. В мировой практике национализация служит средством утверждения справедливости при распределении национального дохода, а также препятствует ликвидации нужных обществу, но неэффективных с точки зрения частных владельцев производств.
В России национализация законодательно не урегулирована. Однако в соответствии с философским законом отрицания должна быть востребована и она.
Банкротство используется как способ юридически корректного возрождения или ликвидации предприятия и удовлетворения требований кредиторов, возврата долгов финансово несостоятельными предприятиями и гражданами. В этой процедуре собственно банкротство составляеттолько конкурсное производство, остальные процедуры — подготовка к нему.
Возбудить дело о банкротстве нетрудно. Предприятие может быть обанкрочено по иску налогового органа, если оно не ведет никакой деятельности, величина задолженности при этом во внимание не принимается. Однако право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом возникает у кредитора при подтверждении его требований вступившим в силу решением суда. Во всех случаях должник может избежать процедуры судебного разбирательства, если сможет за месяц погасить долг или каким-либо иным способом урегулировать отношения с кредитором.
Шанс избежать банкротства дает процедура финансового оздоровления. Она вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов на срок не более двух лет; данную процедуру осуществляет административный управляющий.
Антимонопольная политика. Вделовом мире сильна тяга к объединению, поглощению более слабого конкурента, подчинению рынка своекорыстным интересам отдельных групп и лиц. Ей противостоит государственная антимонопольная политика, призванная защищать интересы общества и малого бизнеса от методов несовершенной конкуренции. В этих целях ведутся реестры хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных, сырьевых, финансовых рынках, а также применяются и другие меры.
Приватизация и банкротство регулируют порядок смены форм собственности, владельцев предприятия; антимонопольная политика сочетает функции надзора, разрешения и принуждения.