Административные методы

Классификация методов государственного регулирования экономики

Классификация методов государственного регулирования экономики

Методы государственного регулирования экономики

Государственные органы используют целый арсенал инструмен­тов, рычагов и других средств воздействия на экономическое разви­тие страны, которые в совокупности составляют методы государст­венного регулирования экономики. Они не являются раз и навсегда данными, их набор изменяется, совершенствуется в зависимости от избираемой стратегии, модели развития, состояния общества и ор­ганов управления.

 

 
 

 

 

                       
   
Экономические
 
     
 
     
 
 
     
 
     
 
 
 
 
 
 
 

 


 

Административные методыгосударственного регулирования основываются на силе и авторитете государственной власти. Административные методы отличаются высокой действенностью, оперативностью, неотвратимостью, так как опираются на аппарат принуждения, который обязан действо­вать в случаях несоблюдения установленных правил и норм. Жесткость административных методов усиливается в сложных и острых ситуациях. Эффективность их выше при наличии вертикали управления, действенного хозяйственного права.

Административные методы выполняют разрешительные, прину­дительные и надзорные (мониторинг) функции.

Предприятия, другие юридические лица, индивидуальные пред­приниматели подлежат государственной регистрации в порядке, ус­тановленном законодательством. Полномочиями по государствен­ной регистрации наделены Министерство финансов Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации, Центральный банк РФ.

Действует упрошенный уведомительный порядок регистрации по принципу «одного окна». Регистрирующий орган выполняет все необходимые операции по регистрации без участия заявителя. До­кументы для регистрации предварительной проверке на соответствие законодательству не подлежат. Заявитель приходит в регистри­рующий орган дважды: подать документы на регистрацию и полу­чить документы о регистрации. Возможна подача документов по почте. Отказ в регистрации возможен лишь в двух случаях:

1) неполный комплект документов;

2) представление документов в орган, не наделенный правом регистрации.

Свидетельство о регистрации можно получить в течение пяти дней, а начать деятельность — после постановки на учет в некото­рых фондах и открытия счета в банке.

В соответствии с Парижской конвенцией по охране промыш­ленной собственности (СССР присоединился с ней в 1965 г.) то­варные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров относятся к объектам промышленной интеллекту­альной собственности. Товарный знак необходим для того, чтобы товары и услуги одних производителей можно было отличить от идентичных или сходных товаров и услуг других производителей. Товарный знак может быть зарегистрирован на имя юридического или физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность. Для этого подается заявка во Всероссийский научно-исследовательский институт государственной патентной экспертизы (ВНИИГПЭ). По результатам экспертизы принимается решение и выдается свидетельство, удостоверяющее исключительное право владельца в отношении товаров и услуг, указанных в нем. Срок действия свидетельства (10 лет) можно продлевать.

Отдельными видами деятельности, перечень которых определя­ется законом, юридическое лицо может заниматься только на осно­вании специального разрешения (лицензии). Лицензирование осуществляется в целях защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства, а также повышения качества обслуживания населения, соблюдения градостроительных, экологических, санитарных норм и других правил. Лицензионную деятельность осуще­ствляют федеральные органы исполнительной власти, иные специ­ально уполномоченные на это органы.

Лицензия является официальным документом, который разрешает указанный в нем вид деятельности в течение установленного срока. На основании лицензии действуют предприятия всех организационно-правовых форм, а также физические лица, осуществляющие предпри­нимательскую деятельность без образования юридического лица.

Почти каждое министерство получило право лицензировать какие-либо виды деятельности. Например, Министерство внутренних дел Российской Федерации лицензирует семь видов деятельности, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Феде­рации — шесть. Всего лицензируется около 120 видов деятельности, их перечень является исчерпывающим.

Лицензии выдаются не менее чем на пять лет, а по некоторым видам деятельности можно получить бессрочную лицензию. Дейст­вие лицензии может быть приостановлено при выявлении неодно­кратных нарушений лицензионных требований. Аннулирование лицензии возможно только по решению суда.

Стандартизациейустанавливаются нормы, правила и характе­ристики в целях защиты потребителей и государства в отношении безопасности продукции, работ, услуг, их качества, надежности из­мерений, экономии ресурсов.

Государственное управление стандартизацией, включая координа­цию деятельности различных органов этой сферы, осуществляет Феде­ральное агентство по техническому регулированию и метрологии. Оно реализует государственную политику в области стандартизации, осу­ществляет контроль и надзор за соблюдением государственных стан­дартов, устанавливает общие организационно-технические правила проведения работ по стандартизации.

Контроль и надзор за соблюдением государственных стандартов проводят государственные инспекторы. Они защищают интересы по­требителей, субъектов хозяйственной деятельности, государства и на­ходятся под его защитой. В случае невыполнения субъектами хозяйст­венной деятельности предписаний и постановлений необходимые ма­териалы направляются в арбитражный суд и органы прокуратуры.

Продукция, услуги и другие объекты подлежат обязательной и добровольной сертификации в целях подтверждения соответствия установленным требованиям. Реализует государственную политику в области сертификации Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. Оно устанавливает общие правила и рекомендации по сертификации, проводит регистрацию систем сертификации и знаков соответствия.

В случаях, предусмотренных законодательством, осуществляется обязательная сертификация. Правила обязательной сертификации устанавливаются с учетом сложившейся международной практики. Уполномоченными государственными органами управления осуще­ствляются государственный контроль и надзор за соблюдением из­готовителями (продавцами, исполнителями), испытательными ла­бораториями (центрами) правил обязательной сертификации.

Бизнес не может жить по двойным стандартам: национальным и международным, поэтому уже около 35% стандартов гармонизированы с международными нормами. Вводятся единые стандарты, позволяю­щие оценивать качество не отдельно взятого товара, а производства в целом, включая требования к оборудованию и порядку сопровождения выпущенной продукции. Перечень подлежащих обязательной стандар­тизации видов производства и производственных процессов можно в результате сократить, а подавляющую часть надзорных функций — перенести в сферу обращения. Услуги по сертификации в мировой практике оказывают сами бизнес-сообщества, компании с хорошей репутацией ограничиваются лишь декларированием своей продукции.

Для производства отдельных видов продукции предварительно требуется получить гигиеническое заключение. Оно является разреше­нием на производство (ввоз) продукции, соответствующей установ­ленным требованиям, и служит официальным подтверждением без­опасности продукции для здоровья человека при соблюдении опре­деленных условий. Гигиеническое заключение обязательно для про­дукции, способной оказать неблагоприятное влияние на здоровье человека в условиях производства, хранения, транспортирования, применения и утилизации.

Гигиеническая оценка продукции проводится учреждениями го­сударственной санитарно-эпидемиологической службы по результатам исследований привлекаемых для этого организаций. Выдача гигиенических заключений осуществляется органами и учрежде­ниями санитарно-эпидемиологической службы России на этапе со­гласования нормативной документации и постановки продукции на производство или оформления контрактов (договоров) при закупке за рубежом новой продукции.

Экологическая экспертизаслужит средством контроля за состоя­нием окружающей среды, выполнением мероприятий по охране и рациональному использованию природных ресурсов, требований природоохранного законодательства с целью предотвращения де­градации окружающей среды в процессе хозяйственной и иной деятельности.

В целях выявления и принятия необходимых мер по предупрежде­нию возможных неприемлемых для общества экологических и связан­ных с ними других последствий хозяйственной и иной деятельности Минприроды России проводит оценку воздействия на окружающую природную среду при принятии решений по различным направлениям социально-экономического развития. Выявляется соответствие хозяйственной и иной деятельности требованиям экологической безопасности. Резуль­татом проведения оценки является заключение о пределах допустимо­го антропогенного воздействия на окружающую среду.

Экспертизе подлежат предплановые, предпроектные и проект­ные материалы по объектам и мероприятиям независимо от их сметной стоимости и принадлежности.

Минприроды России утверждает Перечень видов и объектов хозяйст­венной и иной деятельности, при подготовке обосновывающей до­кументации на строительство которых оценка воздействия на окру­жающую среду проводится в обязательном порядке. Целесообраз­ность проведения оценки для объектов и видов деятельности, не вошедших в перечень обязательных, определяется органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению территориаль­ных органов Минприроды России.

Кроме того, осуществляется государственный мониторинг окружающей сре­ды. Он включает наблюдение за состоянием, оценку и прогнозиро­вание изменения среды под воздействием природных и антропо­генных факторов. Эту работу проводят Минприроды России, Минсельхоз России, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет). Указанные службы наблюдения действуют в городах, промыш­ленных центрах, на водных объектах, в отдельных регионах, в кос­мосе.

Решения должностных лиц органов государственного экологиче­ского контроля в соответствии с их компетенцией обязательны для исполнения всеми министерствами и ведомствами, предприятиями, учреждениями, должностными лицами и гражданами. На основании решений о нарушении экологического законодательства банковские учреждения прекращают финансирование запрещенной деятельности.

Приватизация как средство государственного регулирования экономики осуществляется в целях обретения эффективных собст­венников, активизации фондового рынка, решения бюджетных проблем. В настоящее время приватизация проводится в основном вотраслях ТЭК, АПК, транспорта в форме распродажи государственных пакетов акций. Предприятия как единые имущественные комплексы приватизируются в единичных случаях, так как были приватизированы ранее.

Нередко приватизация осуществляется без должного контроля, с нарушениями установленных правил; стоимость предприятий ис­кусственно занижается.

Национализация является процедурой, обратной приватизации, т.е. обращением имущества частных лиц в государственную собст­венность. В мировой практике национализация служит средством утверждения справедливости при распределении национального дохода, а также препятствует ликвидации нужных обществу, но не­эффективных с точки зрения частных владельцев производств.

В России национализация законодательно не урегулирована. Од­нако в соответствии с философским законом отрицания должна быть востребована и она.

Банкротство используется как способ юридически корректного возрождения или ликвидации предприятия и удовлетворения требо­ваний кредиторов, возврата долгов финансово несостоятельными предприятиями и гражданами. В этой процедуре собственно банкрот­ство составляеттолько конкурсное производство, остальные процеду­ры — подготовка к нему.

Возбудить дело о банкротстве нетрудно. Предприятие может быть обанкрочено по иску налогового органа, если оно не ведет никакой деятельности, величина задолженности при этом во внимание не принимается. Однако право на обращение в арбитражный суд с заяв­лением о признании должника банкротом возникает у кредитора при подтверждении его требований вступившим в силу решением суда. Во всех случаях должник может избежать процедуры судебного раз­бирательства, если сможет за месяц погасить долг или каким-либо иным способом урегулировать отношения с кредитором.

Шанс избежать банкротства дает процедура финансового оздо­ровления. Она вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов на срок не более двух лет; данную процедуру осуществляет административный управляющий.

Антимонопольная политика. Вделовом мире сильна тяга к объе­динению, поглощению более слабого конкурента, подчинению рын­ка своекорыстным интересам отдельных групп и лиц. Ей противо­стоит государственная антимонопольная политика, призванная за­щищать интересы общества и малого бизнеса от методов несовер­шенной конкуренции. В этих целях ведутся реестры хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных, сырьевых, финансовых рынках, а также применяются и другие меры.

Приватизация и банкротство регулируют порядок смены форм собственности, владельцев предприятия; антимонопольная полити­ка сочетает функции надзора, разрешения и принуждения.