Принципы и объекты государственного регулирования экономики
Глава 4. Государственное регулирование экономики
Органы Федерального казначейства
Счетная палата
Счетная палата образуется парламентом и является постоянно действующим органом финансового контроля; состоит из председателя, заместителя председателя, аудиторов, имеет свой аппарат и подотчетна парламенту.
Счетная палата контролирует своевременность исполнения доходных и расходных статей федерального бюджета и внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению, движение этих средств в Банке России и других финансово-кредитных учреждениях, анализирует выявленные отклонения от установленных показателей, готовит предложения по их устранению и совершенствованию бюджетного процесса в целом, проводит финансовую экспертизу проектов законов и нормативных актов, предусматривающих расходы из федерального бюджета.
Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы и их аппараты, а также федеральные внебюджетные фонды. На органы местного самоуправления, предприятия, организации независимо от форм собственности контрольные полномочия Счетной палаты распространяются, если они:
• получают (используют) средства из федерального бюджета или управляют федеральной собственностью;
• имеют предоставленные органами власти налоговые и иные льготы и преимущества.
По результатам проведенных контрольных мероприятий Счетная палата направляет органам власти и руководителям проверяемых предприятий представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений, а в ряде случаев и обязательные для исполнения предписания. При неоднократном неисполнении предписаний Счетной палаты ее коллегия может по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых платежей и расчетных операций по счетам проверяемых предприятий, учреждений, организаций.
В целях повышения эффективности государственной бюджетной политики, управления доходами и расходами бюджета, усиления контроля за поступлением и использованием государственных средств образована единая централизованная система органов Федерального казначейства. Она включает Федеральное казначейство Минфина РФ и его территориальные органы по субъектам РФ, городам, районам в городах, районах.
На органы Казначейства возложены контроль за исполнением бюджета Российской Федерации, внебюджетными (федеральными) средствами, оперативное управление государственными финансовыми ресурсами и некоторые другие функции.
Для борьбы с незаконным оборотом денег образован специальный орган — Федеральная служба по финансовому мониторингу Минфина РФ, которая призвана противодействовать легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.
Основными задачами Федеральной службы являются:
• сбор, обработка и анализ информации об операциях с денежными средствами и иным имуществом, подлежащих контролю;
• создание единой информационной системы и ведение федеральной базы данных в сфере противодействия легализации преступных доходов;
• направление соответствующей информации в правоохранительные органы при наличии достаточных оснований;
• представление России в международных организациях по вопросам противодействия легализации преступных доходов.
Органы государственной власти России, субъектов РФ, местного самоуправления и организации, осуществляющие операции с денежными средствами, представляют Федеральной службе по финансовому мониторингу информацию и документы, необходимые для решения возложенных на нее задач. При наличии достаточных оснований она направляет соответствующую информацию в правоохранительные органы. Основной источник информации — коммерческие банки, обязанные наблюдать за всеми сделками, превышающими 600 тыс. руб., а также инвестиционные, пенсионные негосударственные фонды, продавцы драгметаллов. В поле зрения службы находятся все организации и точки, где с помощью применения схем, разрабатываемых «опытными» финансистами и юристами, «грязные» деньги превращаются в легальные.
Своим решением Федеральная служба может заморозить подозрительные счета на пять дней, банк — еще на два дня; семи дней достаточно, чтобы правоохранительные органы предприняли шаги для определения законности сделки.
Россия, обладая гигантскими природными, материальными, финансовыми и интеллектуальными ресурсами, не занимает соответственно высокого места в мировом сообществе. Одной из основных причин такого положения является отсутствие надлежащего контроля за экономическими процессами и деятельностью органов управления.
Не обосновано само понятие государственного контроля, что приводит к смешению функций контрольных и правоохранительных органов. Ведомственные интересы часто выдаются за общегосударственные. Контроль остается во многом формальным, т.е. по данным отчетности, а не по существу, он не вскрывает тромбы экономического и финансового развития, создаваемые халатностью или преступной деятельностью.
Контрольные органы, как правило, не взаимодействуют между собой, зачастую проверяют одни и те же объекты, оставляя другие вне контроля многие годы, что снижает ответственность руководителей и приводит к нецелевому расходованию бюджетных средств.
Экономика является основой, базисом, определяющим все стороны жизнедеятельности общества. Основная цель экономики заключается в рациональном использовании разнообразных ресурсов для производства товаров (услуг) и удовлетворении потребностей человека.
Государственное регулирование привносит в экономическое развитие элемент упорядоченности, в то время как рыночное регулирование подчиняется законам стихийности. Если не регулирует государство, то регулирует стихия, криминал, олигархи.
В современных условиях хозяйствования о рыночном регулировании можно говорить лишь абстрактно, в чистом виде его представить практически невозможно. Рынку присущи неспособность уравновешивать совокупный спрос и предложение и тенденция к монополизации. Общество страхует себя, противодействуя посредством государственного регулирования их проявлению.
Объектом государственного регулирования выступает вся общественная социально-экономическая система, а также отдельно взятые ее структуры, общественные и частные организации. Первоочередными объектами такого регулирования являются:
• природный комплекс (среда, ресурсы, космос);
• инфраструктура (транспорт, связь, коммуникации);
• научно-технический комплекс;
• топливно-энергетический комплекс;
• агропромышленный комплекс (в части продовольствия);
• оборона;
• социальная сфера.
Государство организует экономическую деятельность в масштабе всей страны, формируя и реализуя общенациональные интересы и приоритеты, способствуя тем самым возрастанию общественного богатства, повышению производственной, финансовой, социальной, экологической эффективности экономики.
Рыночному бизнесу в интересах самосохранения тоже нужны законы и правила поведения, а также нормы, принуждающие к цивилизованному сосуществованию в рамках социума. Субъекты хозяйствования должны платить налоги, выплачивать заработную плату наемным работникам, капитализировать часть прибыли, а уж потом удовлетворять личные потребности.
Масштабы и глубина государственного регулирования определяются многими факторами. На государственное регулирование капиталистической (рыночной) экономики наибольшее влияние оказывают:
1) классическая школа;
2) кейнсианская школа.
Первая школа стала основой либеральной, а вторая — социал-демократической экономической политики.
Либерализм выступает за государственное регулирование лишь в направлении большей свободы предпринимательства, за его поддержку государством. Социал-демократическая политика, наоборот, ратует за обуздание рыночной стихии, сужение свободы рынка, социальную ответственность государства. Следовательно, в обоих случаях государство направляет стихию рынка, но в разные стороны.
Сильная государственная власть способна реализовать самые амбициозные программы, не допустить разбазаривания национального достояния; максимально поддерживает отечественное производство; повышает покупательную способность и качество жизни населения.
Экономическая история подтверждает высокую эффективность регулирующей политики государства, особенно в сложных и кризисных ситуациях («Новый курс» президента Ф.Д. Рузвельта, реформы Л. Эрхарда, китайский прорыв и др.).
Поэтому развитые страны большую часть ВВП перераспределяют через бюджет и внебюджетные фонды.
Совокупные расходы государств (% к ВВП) составляют:
• Швеция, Дания — 57;
• Италия, Греция — 46;
• Германия, Канада — 42;
• Великобритания, Португалия, Финляндия — 37;
• США—34;
• Россия — 30%;
• Япония — 28.
Концентрируя финансовые ресурсы в бюджете, государство заказывает производство продукции и оказание услуг предприятиям независимо от их формы собственности, тем самым, предопределяя направление их развития. При этом государственный заказ становится средством стимулирования конкуренции поставщиков, формирования государственного рынка товаров и услуг. Государственный рынок закупок товаров, услуг, НИОКР является мощным рычагом ускорения роста экономики, инвестиций.
В России доля расходов консолидированного бюджета в ВВП составляет около 30%, это ниже, чем в США и Европе. Среднесрочная программа социально-экономического развития предполагает дальнейшее сокращение роли государства в экономике.
Это знаменует торжество либеральной экономической политики, направленной в сторону еще большего развязывания рыночной стихии. Сторонники либерализма считают, что отставание России есть результат вмешательства государства в экономику и если peзко сократить государственные расходы, то прирост ВВП составит 8 —9% в год (столько нужно, чтобы догнать Португалию и Великобританию). Государственные инвестиции неэффективны, их надо рассматривать в лучшем случае как дополнительную помощь для реализации частных проектов. А если надо, например, в энергетике заменитьоборудование, то пусть директора электростанций образуют альянс и вложат деньги совместно.
Российский либерализм отрицает активное вмешательство государства в экономику в основном по двум причинам:
1) государство якобы неэффективный собственник;
2) государство — неэффективный менеджер (чиновники склонны к разбазариванию средств и коррупции).
В российской модели регулирования экономики во главу угла поставлено максимальное сокращение государственной собственности. К вопросам собственности сведены по существу все преобразования. Начиная с 1991 г. осуществляется уже третий ее передел. Пока идут переделы, рынок не работает именно в секторе частной собственности, так как они позволяют получать доход, ничего не производя.
Между тем предпринимательство не акцентирует внимание на собственности. Даже в период первоначального накопления, когда собственник, предприниматель и менеджер выступают в одном лице, было понятно, что сам факт распоряжения объектом кем-либо важнее того, кому конкретно данный объект как собственность принадлежит (Р. Кроуз, лауреат Нобелевской премии). Собственность — не самоцель. Предприниматель может взятъ кредит и организовать дело, т.е. производить. Сейчас собственник и предприниматель выполняют разные функции, получают разные доходы. Эффективным или неэффективным может быть предприниматель, а не собственник.
В каждой стране наличие государственного сектора в больших или меньших масштабах является обязательным. Более или менее умеренная концентрация ресурсов в руках государства — не самоцель, а средство выживания экономики, особенно в сложных социально-экономических условиях. В государственную собственность передаются, прежде всего, природные ресурсы, базовые отрасли, инфраструктура, другие особо значимые объекты.
Еще менее доказательны доводы о неэффективности государства как менеджера, ибо в таком случае общество не доверило бы государственным структурам управление. Легковесным также выглядит отказ от государственных расходов из-за коррумпированности чиновников: для того и существует государство, чтобы власть употребить, когда в этом существует необходимость.
Государственное регулирование опирается на законодательные, распорядительно-исполнительные, информационные, контролирующие меры. Как правило, они доводятся юридическим и физическим лицам в виде нормативных актов того или иного уровня власти и управления. Законотворчество вооружает субъекты хозяйствования правилами игры на рынке. Нормативные акты формулируют механизмы, действующие в двух направлениях: 1) правового принуждения; 2) экономического стимулирования.
Объектом государственного регулирования являются все отрасли и подразделения материального производства, товарные, фондовый, валютный рынки, ценообразование, денежное обращение, а также предприятия независимо от формы собственности и хозяйствования. Поэтому государственное управление затрагивает интересы как предприятий и организаций, так и непосредственно гражданина, предполагает соответствующие формы экономического взаимодействия с ними, оказывает на них как положительное, так и отрицательное влияние.
Каждый гражданин надеется, что государство защитит его от инфляции, перекроет каналы нецивилизованного обогащения, устранит использование бюджетных средств в узкокорыстных целях, будет привлекать внешние займы лишь для инвестиций.
Наиболее обобщенный синтетический показатель — качество жизни. Он отражает уровень благосостояния населения, условия жизни с учетом их значимости и приоритетов, в том числе уровни потребления благ, личной безопасности, рождаемости, общественной нравственности и др.
Инструменты государственного воздействия на развитие экономики сводятся к разработке и реализации инвестиционных и других федеральных целевых программ; закупкам продукции для федеральных государственных нужд; развитию государственного сектора; выполнению международных договоров России, вступивших в силу; программ государственных внешних заимствований и предоставления кредитов другим странам, программ внутренних заимствований и др.
Органом государственного регулирования российской экономики по положению является Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России), ему отводится ведущая роль в проведении государственной социально-экономической политики.
Основными задачами Минэкономразвития России являются:
• разработка и проведение государственной политики обеспечения устойчивого развития страны;
• определение принципов и методов регулирования социально-экономической сферы, реализации государственной структурной и инвестиционной политики;
• экономическое обоснование федеральных государственных нужд, разработка и участие в организации выполнения государственного оборонного заказа;
• разработка и реализация государственной политики в области мобилизационной подготовки экономики, внутренней торговли, потребительского рынка и сферы услуг;
• обеспечение благоприятных условий для доступа российских товаров на внешний рынок, содействие привлечению иностранных инвестиций;
• содействие формированию союзного государства, Таможенного союза государств — участников СНГ,Евразийского экономического сообщества, единого экономического пространства в рамках СНГ.
Министерство экономического развития РФ:
• организует и координирует разработку приоритетных направлений развития экономики, комплексного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, регионов, отраслей и секторов экономики;
• разрабатывает сводный финансовый баланс государства, обосновывает отдельные статьи доходов и расходов федерального бюджета;
• анализирует экономическое положение страны, основные тенденции, проведение экономической реформы;
• осуществляет организационно-методическое руководство и координацию работ по формированию и реализации федеральных и межгосударственных целевых программ;
• участвует в разработке и реализации механизма стимулирования деловой активности и поддержки предпринимательства;
• вносит предложения по совершенствованию структуры органов исполнительной власти.
В состав Минэкономразвития России входят Федеральное агентство по государственным резервам, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами.
Федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение бюджетной, налоговой, валютной политики и координирующим деятельность иных органов в этой сфере, является Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России).
Роль Министерства финансов в государственном регулировании экономики состоит в разработке проектов федерального бюджета и прогноза консолидированного бюджета России, а также исполнении федерального бюджета; проведении с участием Банка России политики в области эмиссии и размещения государственных ценных бумаг; разработке и реализации политики формирования структуры государственных заимствований и выполнении других функций.
Минфин России проводит также единую промышленную политику в сфере добычи, производства и переработки драгоценных металлов и камней.
В состав Минфина России входят Федеральная налоговая служба, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство.