Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ

Органы государственной власти субъектов РФ

Систему органов государственной власти субъектов РФ составляют:

1) законодательный (представительный) орган государственной власти;

2)высший исполнительный орган государственной власти;

3) иные органы государственной власти, образуемые в соответст­вии с конституцией (уставом) субъекта РФ (в частности, может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ).

Деятельность органов государственной власти субъектов РФ осуществляется при соблюдении следующих принципов:

• государственная и территориальная целостность России;

• распространение суверенитета России на всю ее территорию;

• верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории России;

• единство системы государственной власти;

• разделение государственной власти на законодательную, ис­полнительную и судебную;

• разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти России и субъектов РФ;

• самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления принадлежащих им полномочий.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ является постоянно действующим органом. Наименование органа, его структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ. Число депутатов законодательного органа устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ. Так, Московская городская Дума состоит из 35 депутатов, а Верховный хурал Республики Тува — из 160. Срок полномочий депутатов одно­го созыва не может превышать пять лет. Число депутатов, рабо­тающих на постоянной основе, устанавливается законодательным органом самостоятельно. Всего избрано около 4 тыс. региональных депутатов, из них одна тысяча работает на постоянной основе.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ:

• принимает конституцию (устав) субъекта РФ и поправки к ней;

• утверждает бюджет субъекта РФ и отчет о его исполнении, а также программы социально-экономического развития субъекта РФ;

• устанавливает налоги и сборы, отнесенные к ведению субъекта РФ, а также порядок их взимания, порядок управления собственностью субъекта РФ; порядок проведения референдума субъекта РФ, выборов в

законодательный орган власти и руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ;

• устанавливает административно-территориальное устройство и утверждает схему управления субъектом РФ;

• регулирует иные вопросы, относящиеся к ведению и полномочиям субъекта РФ.

Постановлением законодательного органа назначаются на долж­ность и освобождаются от должности отдельные должностные лица субъекта РФ; оформляется решение о недоверии (доверии) руководи­телям органов исполнительной власти субъекта РФ, в назначении которых законодательный орган принимал участие. Законодательный орган осуществляет контроль за соблюдением и исполнением зако­нов субъекта РФ, исполнением бюджета субъекта РФ.

Принятые законодательным органом законы направляются высшему должностному лицу субъекта РФ для обнародования в срок, не превышающий 14 календарных дней. В случае отклонения закона он может быть одобрен в ранее принятой редакции боль­шинством не менее 2/3 голосов от установленного числа депутатов. Одобренный таким образом закон не может быть повторно откло­нен высшим должностным лицом субъекта РФ и подлежит опубли­кованию в установленный срок.

Полномочия законодательного органа государственной власти субъекта РФ могут быть прекращены досрочно в случаях:

• принятия решения о самороспуске;

• роспуска высшим должностным лицом субъекта РФ;

• вступления в силу решения суда о неправомочности данного состава депутатов, в том числе в связи со сложением ими своих полномочий.

Высшее должностное лицо субъекта РФ вправе досрочно пре­кратить полномочия законодательного органа в случае принятия им нормативного правового акта, противоречащего Конституции РФ, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта РФ, если та­кие противоречия установлены соответствующим судом и не устра­нены законодательным органом. Президент РФ вправе предупре­дить законодательный (представительный) орган, а при повторном нарушении внести в Государственную Думу проект закона о его роспуске и прекращении полномочий.