Системное представление о фирме позволяют построить ее модель.

запрос
ответ
II
I

I- внешняя среда

II- внутренняя среда-то есть фирма как система.

В виде прямоугольника схематично изображены границы фирмы, организационные границы - это материальные и нематериальные ограничители, которые фиксируют обособленность данной организации от других объектов, находящихся во внешней среде организации; I- внешняя среда фирмы; II- внутренняя среда фирмы; 1-вход в систему (это производственные ресурсы и условия деятельности фирмы (технические, технологические, пространственные, кадровые, финансовые, материальные, организационные и информационные ресурсы). Ресурсы характеризуют возможности фирмы в достижении ее цели); 2- процессы - это различные виды деятельности фирмы (производственная, финансовая, коммерческая, социальная, инновационная- это методы производительного потребления ресурсов); 3 - выход системы - результаты деятельности, могут быть натуральными, финансовыми, социальными и общественными (продукция или услуги, прибыль (в бизнесе), социальная ответственность, доля рынка, рост, удовлетворенность работников); 4-цели и задачи деятельности фирмы - это желаемое состояние фирмы, выраженное в количественных и качественных параметрах.

Рис.1 Системная модель фирмы

Виды целей:

1) Высшая цель- миссия фирмы, характеризующая смысл ее существования и основную философию. Миссия содержит краткую историю фирмы, описание вида деятельности в рыночных понятиях, основные ограничения деятельности, конкурентные преимущества, взаимоотношения фирмы с клиентами и персоналом. Удачно сформулированная миссия позволяет объединить персонал для решения общих проблем и создавать имидж фирмы.

2) главные цели – формируются на уровне высшего руководства фирмы.

3) частные цели – формируются на уровне подразделений, а также по товарам рынка или бизнес функциям.

Таким образом, проектируемое взаимодействие между элементами фирмы характеризуют ее потенциал, который можно рассматривать на четырех уровнях:

1. Ресурсный потенциал - возможности, создаваемые производственными ресурсами;

2. Производственный потенциал – это возможности, создаваемые всеми элементами внутренней среды фирмы;

3. Интегральный потенциал – это возможности, создаваемые способностью адаптировать внутреннюю среду к внешним условиям;

4. Стратегический потенциал- это возможности, создаваемые способностью использовать внешние и внутренние условия для достижения целей фирмы.

Системная модель позволяет определить основные закономерности ее функционирования:

1. Элементы системы должны соответствовать друг другу.

2. Внутренняя среда фирмы зависит от внешней среды.

3. Характер взаимодействия между элементами системы должен соответствовать и содержанию.

4. Система должна быть устойчивой в течении определенного периода времени.

5. Система должна располагать резервами развития в каждый момент времени.

6. Система должна быть адаптивной и гибкой.

7. Система должна находиться в постоянном развитии.

 

Принципы деятельности фирмы

I. Экономический суверенитет.Этот принцип означает, что законная предпринимательская деятельность свободна в выборе предмета, формы, метода и степени риска.

II. Конкурентоспособность- это способность создавать и использовать конкурентные преимущества. Конкурентные преимущества могут быть:

- внешние- то есть основанные на отличительных особенностях товара и способах его предложений, они привлекательны для потребителей, увеличивают рыночную силу фирмы, возможностью устанавливать цены выше чем у конкурентов.

- внутренние- преимущества основаны на более низких издержках, привлекательны для продавца товара, так как обеспечивают большую устойчивость и рентабельность при снижении цены, навязанной конкурентами или рынком.

Факторами, влияющими на реализацию конкурентных преимуществ являются:

- действующие конкуренты;

- потенциальные конкуренты;

- фирмы, предлагающие товары – заменители (новые технологии);

- потребители;

- поставщики.

Зная конкурентные преимущества, фирма разрабатывает определенную конкурентную стратегию:

1. Стратегия лидера;

2. Стратегия «Претендент на лидерство»;

3. Стратегия ведомого;

4. Стратегия специалиста.

Реализуя стратегию, фирма может использовать различные типы конкурентного поведения:

1. Независимое поведение (без учета действий конкурента);

2. Кооперативное поведение - это взаимодействие с конкурентами;

3. Адаптивное поведение, основано на учете действия конкурентов;

4.Опережающее поведение, основано на предвидении реакции конкурентов на действие фирм;

5. Агрессивное поведение - либо опережающее, либо негативное.

 

III. Обобществление деятельности в формах:

1. Концентрация деятельности, то есть увеличение размеров в хозяйственных единиц и их элементов.

2. Специализация - ограничение номенклатуры деятельности фирмы и ее подразделений.

3. Кооперирование, то есть создание длительных производственно-коммерческих связей.

4. Самофинансирование - покрытие потребностей фирмы в основном и оборотном капитале за счет самостоятельно - изыскиваемых источников. Самофинансирование обеспечивается экономичностью, прибыльностью, финансовой устойчивостью и платежеспособностью.

5. Самоуправление - означает, что фирма полностью самостоятельна, управляет своей деятельностью с учетом сложившейся системы государственного регулирования.

6. Плановость означает:

- любая фирма является объектом общественного регулирования;

- внутрифирменное планирование осуществляется самостоятельно, оно включает:

* долгосрочное планирование;

* стратегическое планирование;

* текущее планирование;

* бизнес-планирование – план для реализации конкретного проекта предприятия.

7. Учет предпринимательского риска.

Риск – это опасность наступления нежелательных событий.

Управление риском включает:

1. Распознавание риска (то есть составление списка возможных рисков).

Виды рисков:

а) Производственно - технические риски, связанные с технико-технологической деятельностью предприятия (резервных мощностей, уровень износа оборудования, нестабильное качество сырья и материалов, освоение нового товара, новых технологий и так далее);

б) Финансово - экономические, связанные с формирование денежных потоков (несвоевременные поставки, необеспеченность оборотными средствами, неплатежеспособность потребителей, невозможность получения кредитов, неустойчивость спроса и так далее);

в) Организационно-управленческие связаны с внутренними и внешними организационными процессами (нестабильная организационная структура предприятия, нестабильные отношения с контрагентами и т.д.);

г) Риски социальные связаны с трудовыми отношениями на предприятии (низкий уровень дисциплины труда, оплата труда, условия труда и т.д.);

д) Стихийные риски.

2. Оценка риска – это определение степени вероятности и возможного ущерба от события связанного с риском.

Методы оценки:

а) теория вероятностей и математическая статистика;

б) экспертные методы;

в) графические методы.

3. Разработка мероприятий по уменьшению и преодолению рисков.

Уменьшение риска – это снижение вероятности наступления события связанного с риском.

Мероприятия по уменьшению риска:

а) улучшение информации (накопление, передача информации);

б) уменьшение ошибочного поведения (связано с управлением персонала: отбор, подготовка, дисциплина труда, оплата труда);

в) гибкость производственной системы (альтернативное планирование, многофункциональность ресурсов);

г) технические средства (охраны труда окружающей среды, объектов, информации и т.д.).

Преодоление риска – т.е. уменьшение ущерба от наступления событий связанных с риском.

Мероприятия, связанные с преодолением риска:

1) Ограничение риска– сохранение сферы действия рискованного события.

Виды ограничения:

- предметное;

- пространственное (рассредоточение складов);

- количественное (пример: ограниченная наличность в кассе);

- личностное (распределение заданий разным людям);

- временное (временные договора).

2) Компенсация риска – выравнивание ущерба по времени и объектам;

3) Предвидение риска – т.е. создание резервов и запасов;

4) Перекладывание риска;

5) Страхование риска.

8. Социальная ответственность – учет общественных интересов в деятельности фирмы. Чаще всего социальная ответственность связана с отношением к окружающей среде и к людям.

9. Соблюдение этики предпринимательства.

1) Теория фирм

2) Классификация фирм

3) Классификация предприятий туриндустрии

4) Предпринимательские объединения