Системное представление о фирме позволяют построить ее модель.
запрос
ответ
II
I
I- внешняя среда
II- внутренняя среда-то есть фирма как система.
В виде прямоугольника схематично изображены границы фирмы, организационные границы - это материальные и нематериальные ограничители, которые фиксируют обособленность данной организации от других объектов, находящихся во внешней среде организации; I- внешняя среда фирмы; II- внутренняя среда фирмы; 1-вход в систему (это производственные ресурсы и условия деятельности фирмы (технические, технологические, пространственные, кадровые, финансовые, материальные, организационные и информационные ресурсы). Ресурсы характеризуют возможности фирмы в достижении ее цели); 2- процессы - это различные виды деятельности фирмы (производственная, финансовая, коммерческая, социальная, инновационная- это методы производительного потребления ресурсов); 3 - выход системы - результаты деятельности, могут быть натуральными, финансовыми, социальными и общественными (продукция или услуги, прибыль (в бизнесе), социальная ответственность, доля рынка, рост, удовлетворенность работников); 4-цели и задачи деятельности фирмы - это желаемое состояние фирмы, выраженное в количественных и качественных параметрах.
Рис.1 Системная модель фирмы
Виды целей:
1) Высшая цель- миссия фирмы, характеризующая смысл ее существования и основную философию. Миссия содержит краткую историю фирмы, описание вида деятельности в рыночных понятиях, основные ограничения деятельности, конкурентные преимущества, взаимоотношения фирмы с клиентами и персоналом. Удачно сформулированная миссия позволяет объединить персонал для решения общих проблем и создавать имидж фирмы.
2) главные цели – формируются на уровне высшего руководства фирмы.
3) частные цели – формируются на уровне подразделений, а также по товарам рынка или бизнес функциям.
Таким образом, проектируемое взаимодействие между элементами фирмы характеризуют ее потенциал, который можно рассматривать на четырех уровнях:
1. Ресурсный потенциал - возможности, создаваемые производственными ресурсами;
2. Производственный потенциал – это возможности, создаваемые всеми элементами внутренней среды фирмы;
3. Интегральный потенциал – это возможности, создаваемые способностью адаптировать внутреннюю среду к внешним условиям;
4. Стратегический потенциал- это возможности, создаваемые способностью использовать внешние и внутренние условия для достижения целей фирмы.
Системная модель позволяет определить основные закономерности ее функционирования:
1. Элементы системы должны соответствовать друг другу.
2. Внутренняя среда фирмы зависит от внешней среды.
3. Характер взаимодействия между элементами системы должен соответствовать и содержанию.
4. Система должна быть устойчивой в течении определенного периода времени.
5. Система должна располагать резервами развития в каждый момент времени.
6. Система должна быть адаптивной и гибкой.
7. Система должна находиться в постоянном развитии.
Принципы деятельности фирмы
I. Экономический суверенитет.Этот принцип означает, что законная предпринимательская деятельность свободна в выборе предмета, формы, метода и степени риска.
II. Конкурентоспособность- это способность создавать и использовать конкурентные преимущества. Конкурентные преимущества могут быть:
- внешние- то есть основанные на отличительных особенностях товара и способах его предложений, они привлекательны для потребителей, увеличивают рыночную силу фирмы, возможностью устанавливать цены выше чем у конкурентов.
- внутренние- преимущества основаны на более низких издержках, привлекательны для продавца товара, так как обеспечивают большую устойчивость и рентабельность при снижении цены, навязанной конкурентами или рынком.
Факторами, влияющими на реализацию конкурентных преимуществ являются:
- действующие конкуренты;
- потенциальные конкуренты;
- фирмы, предлагающие товары – заменители (новые технологии);
- потребители;
- поставщики.
Зная конкурентные преимущества, фирма разрабатывает определенную конкурентную стратегию:
1. Стратегия лидера;
2. Стратегия «Претендент на лидерство»;
3. Стратегия ведомого;
4. Стратегия специалиста.
Реализуя стратегию, фирма может использовать различные типы конкурентного поведения:
1. Независимое поведение (без учета действий конкурента);
2. Кооперативное поведение - это взаимодействие с конкурентами;
3. Адаптивное поведение, основано на учете действия конкурентов;
4.Опережающее поведение, основано на предвидении реакции конкурентов на действие фирм;
5. Агрессивное поведение - либо опережающее, либо негативное.
III. Обобществление деятельности в формах:
1. Концентрация деятельности, то есть увеличение размеров в хозяйственных единиц и их элементов.
2. Специализация - ограничение номенклатуры деятельности фирмы и ее подразделений.
3. Кооперирование, то есть создание длительных производственно-коммерческих связей.
4. Самофинансирование - покрытие потребностей фирмы в основном и оборотном капитале за счет самостоятельно - изыскиваемых источников. Самофинансирование обеспечивается экономичностью, прибыльностью, финансовой устойчивостью и платежеспособностью.
5. Самоуправление - означает, что фирма полностью самостоятельна, управляет своей деятельностью с учетом сложившейся системы государственного регулирования.
6. Плановость означает:
- любая фирма является объектом общественного регулирования;
- внутрифирменное планирование осуществляется самостоятельно, оно включает:
* долгосрочное планирование;
* стратегическое планирование;
* текущее планирование;
* бизнес-планирование – план для реализации конкретного проекта предприятия.
7. Учет предпринимательского риска.
Риск – это опасность наступления нежелательных событий.
Управление риском включает:
1. Распознавание риска (то есть составление списка возможных рисков).
Виды рисков:
а) Производственно - технические риски, связанные с технико-технологической деятельностью предприятия (резервных мощностей, уровень износа оборудования, нестабильное качество сырья и материалов, освоение нового товара, новых технологий и так далее);
б) Финансово - экономические, связанные с формирование денежных потоков (несвоевременные поставки, необеспеченность оборотными средствами, неплатежеспособность потребителей, невозможность получения кредитов, неустойчивость спроса и так далее);
в) Организационно-управленческие связаны с внутренними и внешними организационными процессами (нестабильная организационная структура предприятия, нестабильные отношения с контрагентами и т.д.);
г) Риски социальные связаны с трудовыми отношениями на предприятии (низкий уровень дисциплины труда, оплата труда, условия труда и т.д.);
д) Стихийные риски.
2. Оценка риска – это определение степени вероятности и возможного ущерба от события связанного с риском.
Методы оценки:
а) теория вероятностей и математическая статистика;
б) экспертные методы;
в) графические методы.
3. Разработка мероприятий по уменьшению и преодолению рисков.
Уменьшение риска – это снижение вероятности наступления события связанного с риском.
Мероприятия по уменьшению риска:
а) улучшение информации (накопление, передача информации);
б) уменьшение ошибочного поведения (связано с управлением персонала: отбор, подготовка, дисциплина труда, оплата труда);
в) гибкость производственной системы (альтернативное планирование, многофункциональность ресурсов);
г) технические средства (охраны труда окружающей среды, объектов, информации и т.д.).
Преодоление риска – т.е. уменьшение ущерба от наступления событий связанных с риском.
Мероприятия, связанные с преодолением риска:
1) Ограничение риска– сохранение сферы действия рискованного события.
Виды ограничения:
- предметное;
- пространственное (рассредоточение складов);
- количественное (пример: ограниченная наличность в кассе);
- личностное (распределение заданий разным людям);
- временное (временные договора).
2) Компенсация риска – выравнивание ущерба по времени и объектам;
3) Предвидение риска – т.е. создание резервов и запасов;
4) Перекладывание риска;
5) Страхование риска.
8. Социальная ответственность – учет общественных интересов в деятельности фирмы. Чаще всего социальная ответственность связана с отношением к окружающей среде и к людям.
9. Соблюдение этики предпринимательства.
1) Теория фирм
2) Классификация фирм
3) Классификация предприятий туриндустрии
4) Предпринимательские объединения