Задания

Задание 1. Замените книжные официально-деловые слова и словосочетания общелитературными синонимами; исправьте стилистические ошибки.

 

1. Ввиду наличия гибридных сортов имел место высокий урожай кукурузы. 2. В текущем году произведена посадка клевера на большей площади. 3. На этом заводе работа ведется в направлении быстрой модернизации оборудования. 4. Постоянного внимания заслуживает вопрос о повышении успеваемости студентов. 5. В целях усиления борьбы за урожай мы провели месячник по вывозке удобрений на поля. 6. За неимением этой книги мне пришлось заниматься по другому учебнику. 7. Решение этой важной задачи может быть решено на основе достижений производительности труда, недостижимой без механизации. 8. По выявлении в области железа приступили к осуществлению строительства металлургического завода.

Задание 2. Найдите слова с высокой и сниженной стилистической окраской; определите целесообразность их употребления в данном контексте. Исправьте предложения, объясните свою точку зрения.

1. Ни один из них не отвечал ему ни слова, они только безмолвно пялили на него очи. 2. Мы условились, что на другой день соберемся у него и окончательно решим вопрос о нашей грядущей работе.
3. Деканат вынес решение загодя планировать закупку нужных учебников для факультетской библиотеки. 4. Его предложение отправиться в туристский поход ввергло меня в восторг. 5. Наши инженеры должны созидать новые машины для сельского хозяйства.

 

Задание 3. Прочитайте речь К. Минина, обращенную к согражданам – нашим предкам (результатом ее стало создание народного ополчения, освободившего Москву от польских интервентов). Какие тропы и фигуры речи использует оратор? К каким аргументам он прибегает?

 

«Сограждане! Отечество гибнет! Свирепость врага неимоверна; они заняли первопрестольный град. Если падет Москва, падет Вера и Отечество, падем и мы. Пожертвуем всем, заложим жен и чад наших и искупим Отчество. Вождь Пожарский укажет нам путь к победе. Сограждане! Решите, что ожидает нас – рабство или свобода».

 

Задание 4. Укажите эпитеты и определите их стилистическую функцию.

 

1. Среди цветущих нив и гор друг человечества печально замечает везде невежества убийственный позор (А.С. Пушкин).2. К ним, если приедет какой-нибудь гусь-помещик, так и валит, медведь, прямо в гостиную (Н.В. Гоголь). 3. На берег большими шагами он смело и прямо идёт, соратников громко он кличет и маршалов грозно зовёт (М.Ю. Лермонтов). 4. Словно сам охваченный дрёмой, старик-океан будто притих (К.М. Станюкович). 5. Его особенно смутили детские гневные слова Ольги (М. Горький). 6. Петроград жил в эти январские ночи напряжённо, взволнованно, злобно, бешено (А.Н. Толстой).
7. Снова поднималась страшная с детских лет тень Милославского (А.Н. Толстой).8. В атаку стальными рядами мы поступью твёрдой идём (А.А. Сурков). 9. Пусть ветер железного мщенья насильника в бездну сметёт (М. Исаловский).10. А ну-ка песню нам пропой, весёлый ветер (В.И. Лебедев-Кумач).

Задание 5.Укажите метафоры. Определите, на чём основано метафорическое употребление слов.

 

1. Закатилось солнце русской поэзии [о Пушкине] (В.А. Жуковский). 2. Горит восток зарёю новой (А.С. Пушкин).3. Воспоминание безмолвно передо мной свой длинный развивает свиток (А.С. Пушкин).4. Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно
(А.С. Пушкин). 5. Над садами высоко и медленно плавал коршун (И.А. Гончаров). 6. Всё в нём дышало счастливою весёлостью здоровья, дышало молодостью (И.С. Тургенев). 7. Приручением животных люди занимались только на заре человеческой культуры (М.М. Пришвин). 8. Гуляет ветер, порхает снег (А.А. Блок). 9. Парадом раз-вернув моих страниц войска, я прохожу по строчечному фронту
(В.В. Маяковский). 10. Тихо дремлет река (С.А. Есенин).

 

Задание 6. Укажите сравнения и определите, какими способами они выражены.

 

1. Он бежал быстрее, чем лошадь… (А.С. Пушкин). 2. Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи (Ф.И. Тютчев). 3. И старый кот Васька был к нему, кажется, ласковее, нежели к кому-нибудь в доме (И.А. Гончаров). 4. Белей, чем горы снеговые, идут на запад облака (М.Ю. Лермонтов).5. Лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит (Н.А. Некрасов). 6. Из перерубленной старой берёзы градом лилися прощальные слёзы (Н.А. Некрасов).7. То крылом волны касаясь, то стрелой взмывая к тучам, он кричит, и тучи слышат радость в смелом крике птицы (М. Горький). 8. Пирамидальные кипарисы похожи на траурные кипарисы (А. Серафимович). 9. На Красной площади, будто сквозь туман веков, неясно вырисовываются очертания стен и башен (А.Н. Толстой). 10. Ребята наши таяли как свечки (А.А. Фадеев).

 

Задание 7.Составьте несколько перифраз, заменяя ими: 1) фамилии писателей, учёных, общественных деятелей; 2) названия животных; 3) названия растений; 4) географические названия.