Действия в условиях аварии на АЭС.

При авариях на ядерных реакторах действия в аварийной ситуации подразделяются на 2 группы:

1. Действия в отношении населения. Этим занимаются главные врачи районных территориальных медицинских объединений (РТМО) и других учреждений здравоохранения, вовлеченных в ликвидацию последствий аварии.

2. Действия в отношении профессионалов. Ими занимаются медико-санитарные части (МСЧ) соответствующих предприятий.

Действия в условиях аварийной ситуации на АЭС в отношении населения.

План мероприятий по защите населения в случае аварийной ситуации состоит из трех основных этапов и по инструкции должен вводиться в действие главным инженером АЭС.

Первый самый ответственный этап должен быть реализован в течение первых 24 часов с момента аварии.

За этот период должны быть реализованы следующие действия.

1. Проведение экстренной оценки радиационной обстановки и масштабов аварии. Это осуществляется отделом технической (радиационной) безопасности (ОТБ, ОРБ), профсанслужбой или профсанлабораторией (ПСС, ПСЛ) и службой внешней дозиметрии (ВД) предприятия. Служба внешней дозиметрии осуществляет радиационный контроль местности вокруг АЭС, комбината. С целью обеспечения радиационной безопасности населения она действует на расстоянии десятков и сотен километров от АЭС, хорошо оснащена, имеет транспорт. Вне предприятия с населением работают санэпидстанции (СЭС) – районные, областные, республиканские. СЭС оценивают концентрацию радионуклидов и радиоактивность воздуха, почвы, воды, продуктов питания, организма человека. Закон РБ «О правовом режиме территорий, подвергшихся загрязнению в результате чернобыльской катастрофы» (1991 г.) определяет 3 уровня радиационного контроля: государственный, ведомственный, общественный. Радиационный контроль проводится в 3 зонах. Территория, загрязненная в результате чернобыльской аварии (зона А), территория возможного радиационного воздействия выбросов АЭС (зона Б – 30 км зоны вокруг Чернобыльской АЭС и Игналинской АЭС), остальная территория республики. Принадлежность территории к зоне определяет кратность и объем исследования продуктов питания и воды на содержание радионуклидов.

2. Своевременное информирование государственных и местных органов власти о масштабах аварии. При аварии на ЧАЭС информирование было несвоевременным. Директор ЧАЭС до вечера 26 апреля 1986 года успокаивал руководство страны, что все обойдется.

3. Своевременное оповещение населения о поведении. Как минимум, надо закрыться дома и не выходить на улицу, пока радиоактивное облако над местностью. Если возможно, укрытие в убежище с хорошей герметизацией, подачей чистого воздуха, но это непростое дело. Важной являетсяинформация о начале йодной профилактики и о начале возможной эвакуации. Первая информация о поведении в связи с аварией на ЧАЭС прозвучала в ночь с 5 на 6 мая 1986 года в 0 часов 05 минут. Вывоз детей начался вначале стихийно и лишь затем планово.

4. Своевременное принятие решения об эвакуации населения или одного из 3 вариантов решения в отношении населения.

- Вариант А.Существенных ограничительных мер не требуется. Самый благоприятный вариант. Проживание возможно.

- Вариант Б. Самое ответственное решение – эвакуация.

- Вариант А-Б. Промежуточный. Проживание возможно с введением значительных ограничительных мер.

Критерии для принятия решения во время аварии на ЧАЭС были определены в приказе Минздрава СССР № 2826/83 от 4.8.1983 г. «О мерах защиты населения в случаях аварии на ядерных реакторах».