Изменения в рыночном равновесии: сравнительный статический анализ

Рис. 4.7. Рыночное равновесие

 

Рыночное равновесие можно найти с помощью таблицы, графика и аналитическим способом.

Графически рыночное равновесие определяется координатами точки пересечения кривых D и S, которым соответствуют объем Qe и цена Pe. Их называют соответственно равновесный объем (Qe = Qd = Qs) и равновесная цена (Pe = Pd = Ps).

Смысл рыночного равновесия заключается в том, что в точке пересечения совпадает количество блага, которое потребители готовы купить, а производители продать по одной и той же цене.

Цена, уравновешивающая объем спроса и объем предложения в результате действия конкурентных сил на рынке, обозначается Pe. Qe – это количество блага, реализуемого по равновесной цене.

При аналитическом способе приравниваем Qdx и Qsx, где в нашем примере:

Qdx = 500 – 10Px, Qsx = –400 + 20Px;

 

500 – 10Px = –400 + 20Px;

 

900 = 30Px;

Pxe = 30 руб.

 

Подставим равновесную цену в функцию спроса или функцию предложения и найдем равновесное количество Qxe = 200 тыс. шт.

Равновесная цена, формирующаяся в результате действия рыночных конкурентных сил, выполняет важнейшие функции в экономике:

– информационную – ее величина служит ориентиром для всех субъектов рыночной экономики;

– нормирующую – она нормирует распределение товаров, давая сигнал потребителю о том, доступен ли ему данный товар и на какой объем потребления товара он может рассчитывать при данном уровне дохода. Одновременно эта функция воздействует и на производителя, показывая, сможет ли он окупить свои расходы или ему следует воздержаться от производства. Тем самым нормируется спрос производителя на ресурсы;

– стимулирующую – вынуждает производителя расширять или сокращать производство, менять технологию и ассортимент, чтобы издержки уложились в цену и осталась еще какая-либо прибыль.

Излишки потребителя и производителя. В результате установления равновесия выигрывают и потребители и производители. Поскольку равновесная цена обычно ниже максимально предлагаемой потребителями цены, величину излишка потребителя графически можно изобразить через площадь PmaxЕPe (рис. 4.8).

Рис. 4.8. Излишки потребителя и производителя

Излишек (выигрыш) покупателя выступает как разность между ценой, которую потребитель готов уплатить за данное количество товара, и ценой фактической покупки.

В свою очередь, равновесная цена обычно выше минимальной цены, которую могли бы предложить наиболее передовые фирмы. Следовательно, общая выручка производителей равна TR = Pe ∙ Qe. Общие затраты производителей равны площади фигуры ОРminЕQe. Разница между общей выручкой Pe ∙ Qe (площадь прямоугольника ОPeЕQe) и общими издержками (площадь ОРminЕQe) и составляет излишек (выигрыш) производителя (площадь PeЕРmin).

Излишек производителя выступает как разность между ценой, которую производитель готов получить за данное количество блага, и ценой фактической продажи.

Проблема устойчивости равновесия. Равновесное состояние по своей природе нестабильно, так как рыночные условия, определяющие его, постоянно изменяются, вызывая колебания спроса и предложения. Именно механизм колебания спроса и предложения заставляет развиваться экономику, основанную на рыночных началах. Результатом этих колебаний является восстановление утраченного равновесия на прежнем уровне.

Рассмотрим следующие ситуации.

1. Равновесие по Вальрасу. Допустим, в результате влияния каких-то рыночных сил, рыночная цена выше равновесной (Р1 > Pe), тогда возникает избыток предложения (Qs1Qd1). На рис. 4.9 хорошо видно, что при такой цене продавцы готовы предложить значительно больше товаров, чем покупатели могут купить (Qs1 > Qd1). Чтобы избавиться от излишков товара, продавцы начнут снижать цену и сокращать производство. По мере снижения рыночной цены начнут активизироваться покупатели, предъявляя на товар больший спрос. Это будет продолжаться до тех пор, пока избыток не «рассосется», и на рынке не восстановится равновесие.

 

 

Рис. 4.9. Установление равновесной цены

по Л. Вальрасу

 

Допустим, в результате влияния каких-то рыночных сил, рыночная цена опустилась ниже равновесной, например, до уровня Р2. Если рыночная цена ниже равновесной (Р2 < Pe), то предложение окажется меньше спроса (Qs2 < Qd2). Возникает очередь из покупателей, намеренных купить дешевый товар, количество же продавцов, желающих продать по более низкой цене, сокращается. На рынке возникает избыток спроса. В условиях возникшего дефицита (Qd2 – Qs2) появляются покупатели, готовые платить более высокую цену, чем сложившаяся цена. Ориентируясь на активный спрос, производители увеличивают объем выпуска товара, поднимают его цену и недостаток товара быстро восстанавливается. С другой стороны, повышение продажной цены будет сокращать избыточный спрос. В результате этих процессов рынок также вернется к прежнему равновесному состоянию. Объяснение установления равновесия за счет колебания цен, в ходе которого их повышение или понижение приводит рынок в состояние равновесия, принадлежит швейцарскому экономисту Л. Вальрасу (1834–1910). Такой подход к описанию равновесия часто называют равновесием по Вальрасу.

2. Равновесие по Маршаллу. Существует, однако, альтернативный подход, известный как равновесие по А. Маршаллу (1842–1924) (рис. 4.10).

Суть его в том, что равновесие на рынке складывается не под влиянием давления избытков спроса и предложения, а под влиянием превышения цены спроса над ценой предложения, или наоборот, цены предложения над ценой спроса, на что производители реагируют соответственно увеличением или сокращением объема предложения.

 

Рис. 4.10. Равновесие по А. Маршаллу

 

Если объем предложения ниже равновесного уровня Qe, то цена спроса выше цены предложения, например, при Q1: Pd1 > Ps1, что побуждает производителей увеличивать объем предложения.

Если объем превышает равновесный уровень, то цена предложения выше цены спроса, например, при Q2: Ps2 > Pd2, что заставляет продавцов снизить объем предложения. При равновесном объеме цена спроса совпадает с ценой предложения Ps = Pd = Pe.

 

 

Сравнительный статический анализ спроса и предложения используется для развития гипотезы о том, как условия, которые изменяют либо спрос, либо предложение, воздействуют на равновесные цены и количество товаров. Данный анализ позволяет при помощи простой экономической модели предсказать будущее и объяснить предшествующие события.

Реакция рынка на изменение спроса. Допустим, что предложение остается неизменным, а спрос возрастает (см. рис. 4.11). Увеличение спроса порождает эффект повышения цены (P1 > Pe) и эффект увеличения количества продукта (рис. 4.11) (Q1 > Qe) и наоборот уменьшение спроса порождает эффект снижения цены (P1 < Pe) и эффект сокращения количества продукта (рис. 4.12) (Q1 < Qe).

 

 

Рис. 4.11. Влияние на рынок увеличения спроса

 

Рис. 4.12. Влияние на рынок уменьшения спроса

 

Мы обнаруживает прямую связь между изменением спроса и вытекающим отсюда изменением равновесной цены и количества блага.

Реакция рынка на изменение предложения. Рассмотрим ситуацию, когда спрос постоянен, а предложение возрастает (рис. 4.13).

Увеличение предложения порождает эффект понижения цены (P1 < Pe) и эффект увеличения количества блага (рис. 4.13) (Q1 > Qe), и наоборот, уменьшение предложения порождает эффект повышения цены (P1 > Pe) и эффект сокращения количества блага (рис. 4.14) (Q1 < Qe).

 

Рис. 4.13. Влияние на рынок увеличения

предложения

 

Рис. 4.14. Влияние на рынок уменьшения

предложения

 

Мы обнаруживаем обратную связь между изменением предложения и вытекающим отсюда изменением равновесной цены. Связь между изменением предложения и проистекающим отсюда изменением количества блага остается прямой.

Возможны и более сложные варианты изменения рыночного равновесия, когда одновременно изменяются и спрос и предложения.

Реакция рынка на изменение спроса и предложения.Часто случается так, что обе кривые сдвигаются одновременно (например, вследствие влияния засухи на предложение и изменения вкусов потребителей).

Равновесие в мгновенном, коротком и длительном периодах. Хотя метод сравнительной статики не учитывает в явном виде фактор времени, косвенно его включение становится возможным посредством учета различий в скорости приспособления предложения к изменениям в спросе.

Условия функционирования рынков меняются. Более оперативно реагирует на воздействие разнообразных факторов спрос. Приспособление предложения же к изменившимся условиям происходит более медленно. Рассматривая последствия сдвига кривой спроса для рыночного равновесия, надо обязательно учитывать фактор времени.

В зависимости от продолжительности периода наблюдения за состоянием рынка различают мгновенный, короткий и длительный периоды (рис. 4.15).

В мгновенном периоде (час, сутки, неделя) – отрезок времени, в течение которого производственные фирмы не способны изменить объемы выпуска продукции. В этом периоде все факторы, определяющие объем предложения, могут рассматриваться как постоянные (трудовые, материальные и финансовые ресурсы). В течение этого периода производитель практически не может изменить объем выпуска своей продукции. Линия предложения в мгновенном периоде (Sm) принимает на графике вертикальное положение. Единственная возможность в этой ситуации ликвидировать неожиданно возникший дефицит заключается в росте цен с Pe до Рm.

 

Рис. 4.15. Равновесие в мгновенном, коротком

и длительном периодах

 

В коротком периоде (неделя, месяц, год) – отрезок времени, в течение которого производственные фирмы способны изменять объемы выпуска за счет увеличения или сокращения переменных факторов производства.

Переменные факторы производства – это те, которые не требуют значительных затрат времени на изменение их количества (например, работники, сырье, материалы, топливо, электроэнергия).

Постоянные факторы – это здания, сооружения, оборудование, управленческий персонал, чтобы изменить их количество требуются значительные затраты и время.

В результате принятых мер производители могут несколько увеличить выпуск своей продукции (до Qk). Линия предложения займет положение (Sk). Равновесная цена при этом несколько понизится (с Pm до Pk), хотя и будет оставаться выше первоначального уровня (Pe).

В длительном периоде, если спрос на товары остается стабильно высоким, у производителей появляется возможность расширить производство за счет ввода новых мощностей, реконструкции и обновления действующих предприятий, перелива капитала из других отраслей. Кривая предложения будет иметь еще более пологий вид. Новое равновесное состояние будет достигнуто в точке (Ed). При этом объем выпуска значительно возрастет (до Qd), а равновесная цена еще более понизится до (Pd), хотя, скорее всего, не достигнет исходного уровня. Это объясняется тем, что увеличение выпуска сопровождается обычно ростом затрат в расчете на единицу выпуска.